Этот материал вышел в № 03 за 2012 год
Скачать PDF

Те же проблемы, только острее
Все участники сошлись во мнении: вступление России в ВТО обострит все существующие в текстильной и легкой промышленности проблемы – от постоянного роста тарифов на энергоносители до нерешенных вопросов в налоговом законодательстве.
Как отметил заместитель директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга РФ Олег Кащеев, ситуация в отрасли и так не радостная. В 2011 году снизились объемы производства практически всех видов тканей, готовых изделий. Рост произошел только в сегменте нетканых материалов (на 29%), спецодежды (20%) и в обувной промышленности (10%).
«В «нетканке» была найдена верная стратегия развития, произошло перевооружение, пришло большое количество инвесторов, - отметил Олег Кащеев. - Предприятия конкурентоспособны, в том числе на внешних рынках. Производителям обуви очень помогло введение индикативных цен на обувь на таможне (пара кожаной обуви при ввозе в РФ не может оцениваться дешевле 22 долларов, в то время как раньше декларировались и цены в 1 или 3 доллара), а также повышение экспортных пошлин на кожевенное сырье».
На рынке продукции легкой промышленности в России по прежнему правит бал импорт. Его доля составляет свыше 75%. При этом свыше 70% продукции, по оценкам экспертов, ввозится в страну по «серым» схемам.
«Главная проблема легкой промышленности России – это большая доля импорта и продукции, ввезенной или произведенной нелегально, - подчеркнул Олег Кащеев. - Об этом мы неоднократно докладывали на различных уровнях, но изменить ситуацию пока не удалось».
Внешнеторговый оборот РФ из года в год растет, но это касается главным образом импорта.

Чего ждать?
Этот вопрос носит, по сути, риторический характер, поскольку вступление России в ВТО уже состоялось, сейчас идет процесс ратификации этого решения.
Так как внешнеторговый оборот России строится, главным образом, на импорте, основные опасения связаны именно с импортными пошлинами. В частности, со снижением пошлины на ввоз обуви и евросоставляющей в пошлине на одежду. Изучить все изменения ввозных и вывозных пошлин (чтобы ужаснуться или порадоваться) можно на сайте Минэкономразвития. При этом таможенное законодательство стран Таможенного Союза будет приведено в соответствие с теми обязательствами, которые приняла на себя Россия при вступлении в ВТО.
В целом в ближайшее время Минпромторг прогнозирует наплыв на российский рынок продукции импортного производства и снижение объемов производства в российском легпроме. Совокупные потери отрасли в 2012 году, по оценке Минпромторга и отраслевых союзов, могут составить 2,7 млрд рублей.
Как отметил Олег Кащеев, правительство намерено мониторить ситуацию с тем, чтобы оперативно отреагировать в случае, если ситуация станет катастрофической. Для этого при правительстве создана специальная рабочая группа, которую возглавил заместитель министра экономического развития России Алексей Лихачев.
Ольга Анурова (Департамент торговых переговоров Министерства экономического развития РФ) подчеркнула, что вступление в ВТО не отменяет возможности защиты рынка. Например, можно использовать антидемпинговые, компенсационные и специальные меры (в виде дополнительных пошлин или в виде ограничений объемов импорта). Решения по таким вопросам принимает Евразийская экономическая комиссия. Туда могут обращаться как отдельные предприятия (впрочем, по словам представителей бизнеса, это довольно хлопотно и дорого), так и отраслевые союзы и правительственные органы.
«В тяжелых случаях есть возможность обращения в так называемую квазисудебную систему ВТО – орган по разрешению споров, - подчеркнула Ольга Анурова. - Мы призываем вас доводить до нашего Министерства информацию о тех проблемах, с которыми вы будете сталкиваться, чтобы мы могли эти проблемы решать. ВТО – это переговорная площадка, причем переговоры по условиям допуска товаров одной страны на рынки другой ведутся постоянно».

Поддержать собственного производителя
В ужесточившихся условиях еще более актуальной станет поддержка отечественного производителя. Среди предложений, которые подготовили Минпромторг и отраслевые союзы, – сохранение практики субсидирования процентных ставок по кредитам (в том числе по длительным и пролонгированным), увеличение объема средств на эти цели,
прямое субсидирование затрат предприятий – участников пилотных проектов по развитию легпрома (в Вологодской, Ивановской, Костромской, Ярославской и Волгоградской областях).
Кроме того, поскольку в условиях ВТО очень важно, чтобы российские предприятия осваивали новые рынки сбыта, из федерального бюджета планируется выделить 150 млн рублей на компенсацию выставочно-ярмарочной деятельности.
Мощным рычагом поддержки отрасли должны стать госзакупки. Речь идет о том, что при условии равного качества преференции должны иметь не только отечественные производители конечной продукции (эта норма действует и сейчас), но и поставщики «второй и третьей руки», то есть изготовители сырья и полуфабрикатов. В данный момент, по экспертным оценкам, российскую армию на 80% одевает и обувает Китай (если разбираться в происхождении тканей и комплектующих). Впрочем, эта тема муссируется уже давно, и результатов пока нет. Сейчас на согласовании находится постановление правительства РФ об обязательном использовании отечественных камвольных тканей для гособоронзаказа.
Среди предложений производителей – формирование реестра поставщиков по госзаказам, распространение принципов формирования госзаказа не только на Министерство обороны, но и на МВД и Министерство здравоохранения и социального развития, акцент на качестве продукции.
«Я не понимаю, почему сейчас во главу угла ставится цена, - отметил председатель ассоциации предпринимателей текстильной и легкой промышленности Ивановской области Василий Гущин. – Меня, как налогоплательщика, этот вопрос волнует гораздо меньше, чем качество изделий, а также экономическая безопасность страны».
«Странно, что Россия не может решить этот вопрос, - удивилась заместитель председателя концерна «Беллегпром» (Белоруссия) Людмила Тяглова. – В Белоруссии, как только солдаты начали чесаться в китайской форме, министр обороны обратился к нам с тем, чтобы мы составили перечень производителей, которые могут осуществить поставки нужной продукции».

Вопрос ребром
И еще одна проблема, как никогда остро стоящая перед российскими производителями, – это создание специализированных лабораторий, которые были бы правомочны проводить испытание продукции на соответствие международным стандартам. Такие лаборатории необходимы в каждой подотрасли легпрома.
«На сегодняшний день в Российской Федерации не существует ни одной аккредитованной по европейским стандартам лаборатории, и все международные споры, которые вынуждены вести наши предприятия, требуют экспертизы в европейских лабораториях, - сказал Олег Кащеев. – В ближайшее время количество таких споров увеличится в разы. Кроме бизнеса задачу создания лабораторий никто не решит. Это потребует материальных затрат, но другого пути нет».
Кстати, одна из таких лабораторий может быть создана на базе ИГТА (о чем ранее заявлял ректор академии Григорий Чистобородов). Если, конечно, вопросы реструктуризации вуза не заслонят все остальное.

В целом участники «круглого стола» сошлись на том, что полная ясность по поводу последствий вступления России в ВТО наступит уже в течение года. Главное, не выпускать вопрос из-под контроля и своевременно реагировать на изменение ситуации. Власти настроены выжидательно, предприниматели – скептически…


Реальные цифры:

Риски вступления России в ВТО (по оценке Минпромторга РФ)
Снижение импортной пошлины на обувь. Сумма потерь рынка – 1,2 млрд рублей в год.
Снижение экспортной пошлины на кожевенное сырье. Сумма потерь рынка – 0,3 млрд рублей.
Снижение импортной пошлины на одежду. Сумма потерь рынка – 0,7 млрд рублей.
Снижение импортной пошлины на трикотаж и текстиль. Сумма потерь рынка – 0,5 млрд рублей.
Суммарные потери рынка – 2,7 млрд рублей.

Экономические риски
Упущенная прибыль и потери от снижения цен, рентабельности, возникновения дефицита отечественного сырья и полуфабрикатов.
Снижение объемов производства по отрасли на 5-10%, снижение цены на российскую продукцию на 14-15%.
Социальные риски
Закрытие или перенос производств, сокращение количества работников на 25-30%. Это особенно болезненно, поскольку 75% работающих в этой сфере – женщины, и многие предприятия расположены в моногородах.
Стратегические риски
Стагнация производства, отток инвестиций, снижение уровня экономической безопасности страны. Снижение доли российской продукции на внутреннем рынке до 10-15%.

Также в номере:

Эрликон Шлафхорст: в будущее с новыми технологиями

На сегодняшний день требования прядильных предприятий по разработке более экономичных производственных процессов выходят на первый план. Фирма Эрликон Шлафхорст, лидер рынка и технологий в области машин для прядения коротковолокнистых материалов, представила на ITMA 2011 свои инновационные разработки для повышения эффективности при перемотке пряжи, кольцевом и пневмомеханическом прядении, отвечающие этим тенденциям.
Читать далее »

Новые разработки для прядения на ITMA 2011

На международной выставке текстильного машиностроения ITMA-2011, прошедшей с большим успехом в сентябре 2011 г, было представлено много инноваций во всех областях текстильной индустрии. Не стало исключением и прядильное оборудование.
Читать далее »

5:0 в пользу Stoll

Более 12 лет берлинская фирма „ТЕКСТИМА Экспорт Импорт ГмбХ“ является эксклюзивным представителем Stoll в России, странах СНГ и прибалтийских республиках. Сегодня фирма Stoll - признанный лидер в плосковязальной технологии - предлагает не только высокотехнологичные и надежные решения для трикотажного производства, но и широкой спектр услуг, ориентированные на самые актуальные запросы потребителей.
Читать далее »