Этот материал вышел в № 07 за 2012 год

 

На сторонних наблюдателей форум произвел неоднозначное впечатление. С одной стороны, мероприятие получилось интересным с точки зрения состава спикеров: в Плес приехало шесть сенаторов (двое из них – от Ивановской области). На форум прибыли около 200 участников и 90 организаций. Были иностранные гости из Швейцарии, Германии, Белоруссии и Таджикистана.

С другой стороны, разговор крутился вокруг тем давно уже известных. Вновь была названа устрашающая цифра суммарных потерь российской легкой промышленности от вступления в ВТО - 2,7 млрд. рублей (что понятно, это экспертная оценка Минпромторга и другой столь же обоснованной цифры взять неоткуда). Вновь были высказаны мнения участников процесса о том, как можно было бы поддержать отрасль в новых условиях.

 

Возможности регионов исчерпаны

Разумеется, для Иванова проблемы, связанные с ВТО, особенно актуальны.

По мнению заместителя председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Юрия Росляка, высказанном на заседании временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе, именно регионы, где четко выражена моноструктура промышленности, могут стать проблемными зонами.

Причем, по мнению региональных властей, самим тут уже не справиться.

 «На сегодняшний день Ивановская область – единственный субъект России со столь высоким уровнем концентрации текстильных и швейных предприятий, – отметил губернатор Ивановской области Михаил Мень. – В регионе сосредоточено до 2/3 российских производственных мощностей по выпуску хлопчатобумажных тканей, а доля текстильного и швейного производства в регионе составляет 25% ВРП. Отечественный текстиль, и ивановский в том числе, вполне конкурентоспособен на мировом рынке. Достаточно сказать, что в регионе есть предприятия, экспортирующие до 80% своей продукции. Однако очевидно, что текстильщикам необходима господдержка для того, чтобы выровнять конкурентные позиции в сравнении с производителями других стран-участниц ВТО».

Эту точку зрения поддержал и губернатор Костромской области Сергей Ситников, который отметил, что возможности государственной поддержки на уровне регионов уже исчерпаны, и обеспечение конкурентоспособности отечественной промышленности в условиях ВТО становится задачей общероссийского уровня.

Вероятнее всего, именно господдержка понадобится Ивановской области для реализации проекта по производству синтетического волокна. На данный момент ее обещали все федеральные структуры.

«Необходимо придать импульс проекту создания в Ивановской области комплекса по производству ПЭТФ, – заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов. – Чтобы уже через три-четыре года выйти на запланированные объемы производства (200 тонн синтетического волокна в год) и полностью покрыть потребности России в синтетическом волокне».

В чем конкретно будет состоять господдержка, пока не ясно (напомним, ориентировочная стоимость проекта - 10 млрд. рублей).

 

Хотим в Турцию

Промышленники со своей стороны отметили, что эффективные меры поддержки отрасли очень просты и, более того, давно придуманы. Так, председатель Ассоциации предпринимателей текстильной и легкой промышленности Ивановской области,  генеральный директор ОАО «Кластерная текстильная корпорация «Иврегионсинтез» Василий Гущин отметил, что хорошим выходом было бы создание для производителей России таких же условий, какие существуют в Турции (которая, к слову, тоже является членом ВТО).

«Там НДС на готовую текстильную продукцию составляет 8% при общем уровне в 18%, - отметил Васлий Гущин. - Почему бы нам не взять с нее пример? Если до 2020 года в стране будут созданы такие условия для отрасли, тогда и в розницу цены снизятся: всем будет только радость. Судите сами: если по энергетике мы предлагаем примерно те же условия, что и в Европе, если издержки на рабочую силу будут только расти, то какие конкурентные преимущества у нас остаются?..»

 

Не готовы?

Россия готовилась к вступлению в ВТО дальше всех – 18 лет. И взяла на себя больше всех обязательств – 164.

При этом выясняется, что работать в новых условиях по факту не готов никто. По оценке первого вице-президента Российского Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрея Разбродина, к этому не готовы предприниматели и государственные мужи (не говоря уже об общественных структурах). По мнению члена экспертно-консультационного Совета при Совете Федерации РФ Игоря Филькевича, к этому не готовы специалисты различных ведомств и юристы («Мы бы уже сегодня могли  предъявить свои требования по ряду категорий товаров, однако делать это некому»).

Впрочем, заместитель директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга РФ Олег Кащеев полагает, что и промышленники и представители власти адаптируются к новой ситуации.

«По сути, наша легкая промышленность все предыдущие годы работала в условиях ВТО, - заметил он. – Ведь уровень контрафакта на территории страны в разные периоды достигал 40-60%. Так что можно сказать, что к жесткой конкуренции с зарубежным производителем наши предприятия уже подготовлены…»

В общем, остается сказать, что окончательную точку в разговоре поставит время. Первые результаты мы, вероятно, ощутим уже скоро.

 

Читать следующую

JUKI на выставке JIAM-2012

Также в номере:

Бренд,сотканный десятилетиями

  История одного из ведущих предприятий  лёгкой промышленности Удмуртии ЗАО «Шаркан-трикотаж» началась в 1938 году с учебно-показательной ткацкой  артели «Комсомолец». Тогда в мастерской было около 20 деревянных станков, и на них вручную ткали покрывала, платки, скатерти и полотенца…
Читать далее »

Закономерный успех "Текстильмаша"

  Около 50 представителей текстильных предприятий из России, а также партнеры из Белоруссии и Китая стали гостями машиностроителей, приняв приглашение для участия в семинаре-презентации ткацкого оборудования, проходившего  23-24 августа   в Чебоксарах на предприятии ООО «Завод текстильного оборудования».
Читать далее »

В точке роста

  Сегодня интересы и перспективы легкой промышленности и ритейла в России переплетены тесно, как никогда. Буквально два-три года назад производителям одежды надоело зависеть от собственных оптовых покупателей и их розничных клиентов. Тогда-то и начался своеобразный «крестовый поход» производителей в розницу, вылившийся в формирование вертикально интегрированных компаний и развитие собственных торговых сетей производителей. Закаленные сложностями производственного бизнеса, многие из них оказались вполне успешны и в торговле. И сегодня для них крайне актуален вопрос: что ждет российский рынок одежды? Разговор об этом состоялся на заседании «круглого стола» «Турбулентный рынок: оптимизация товарных стратегий в модной рознице», прошедшем в сентябре в рамках выставки CPM в Москве.  
Читать далее »