Этот материал вышел в № 07 за 2013 год
Пролистать PDF

Закон «Об образовании» предоставляет образовательным учреждениям право составлять свои требования к школьной форме, если иное не установлено Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации». То есть, регионам дана возможность устанавливать собственные нормативы одежды учащихся «с учетом местной специфики», пожеланий школ, школьников и их родителей.

Правда,  в законе ничего не написано о взаимодействии школы и производителей школьной формы, там нет ничего о коммерческой составляющей. Получается, что закон есть, а полномочий у образовательных учреждений нет. Как же предприятия договариваются со школами сейчас в условиях рынка, когда не предоставляются субсидии?  

О своем опыте рассказывает руководитель старейшей петербургской фабрики «Салют», специализирующей на выпуске детской одежды и школьной формы Тихомирова Светлана Алексеевна.

 — На сегодняшний день для нас ничего не поменялось, мы продаем качественную деловую одежду для посещения школы, иначе называемую «школьной формой».  Хотя, с моей точки зрения, «формой» можно называть только единообразную одежду. Очевидно, я не одинока в этом понимании, так как  в средствах массовой информации, включая телевидение, широко обсуждался вопрос  о введении «единой формы» для школьников всей страны. Кроме  того, говорилось о том, что форма должна быть из российских тканей и произведенной на территории России, озвучивались ценовые диапазоны на неопределенные комплекты. «А сошьют ли ее к 1 сентября, готова ли к этому промышленность страны?» - эти вопросы нам задавали вплоть до июля. У нас 15 июля последняя единица с конвейера сходит, а активные продажи сезона в мае начинаются. После таких популистских передач на телевидении несколько снизился объем продаж в первом полугодии, потому что люди выжидали — вдруг еще выйдет постановление о вводе «единой»  школьной формы.  Мы же ожидали роста объемов реализации, поэтому риски взяли на себя и открыли к 1 июля еще один, шестой по счету магазин в Санкт-Петербурге и не ошиблись, продажи выросли, когда вышло  рекомендательное письмо Минобрнауки для регионов.

— Как вы взаимодействуете со школами?

—Взаимодействие со школами у нас построено чисто на рекламных акциях  - на родительских собраниях представители предприятия  презентуют коллекцию школьной формы,  причем зачастую там же присутствуют и наши конкуренты. Далее администрация школы совместно с родительским комитетом определяются, в  какие комплекты одежды, какого цвета они будут одевать школьников и каких классов. Если предпочтение отдается нашей  форме, мы самостоятельно просчитываем возможные объемы реализации и организуем процесс продажи через наши розничные магазины. Ни школа, ни родительский комитет не выступают лицом по коммерческой сделке, соответственно все  риски лежат на предприятии. Хотя некоторые из наших конкурентов собирают предоплаты на форму и изготавливают ее под заказ, правда, не знаю, насколько в правовом поле они действуют. И так происходит со всеми школами. Среди наших покупателей есть также школы, которые одеваются в нашу форму с   90-х годов,  и не отказывались от нее даже, когда она была официально отменена. Соответственно, они давно определились с цветом и составом комплекта. Мы же со своей стороны для таких школ обновляем модельный ряд и ткани в соответствии с модными тенденциями, сохраняя при этом цветовую гамму, раппорт и цвета клетки.  Но этот так называемый заказ также основан на наших прогнозах и ложится на наши финансовые риски.

— Что вы думаете по поводу предоставленной регионам  возможности устанавливать собственные нормативы одежды учащихся  учетом пожеланий образовательных учреждений?

— Сегодняшние  решения по школьной форме — это половинчатые решения. Минобрнауки разработало единые  требования к школьной  форме, определило их  перечень (это должна быть повседневная, нарядная и спортивная одежда), наделив полномочиями  по детализации  регионы и школы. Однако не многие регионы взяли на себя такие полномочия, в основном отнесли это к компетенции школы. И понятно почему -  все упирается в финансирование. Исполнить надлежащим образом  закон  о введении  школьной формы можно, с моей точки зрения, только введя субсидирование на ее приобретение. И пока нет ясности,  как на практике школы будут решать вопрос введения школьной формы, если этими вопросами занимается  родительский комитет, попечительский совет и т д. Ведь, как правило, сколько людей, столько и  мнений. Это касается вкуса людей, уровня образования, того же уровня доходов. Понимание того, что товар для детей  должен быть хорошим, есть у каждого родителя, но, тем не менее, это понимание упирается в финансовый вопрос. А хочется подчеркнуть, что, если форма произведена на территории России  из отечественных тканей,  или тканей, отвечающих требованиям СанПиНа, то стоимость комплекта из трех предметов (Жакет, юбка, блуза для девочки, пиджак, брюки, сорочка для мальчиков) не может стоить в розничном магазине дешевле 5000 рублей. Соответственно, если школа не престижная или администрация не авторитарная в школе, то решение принимается очень тяжело.

 —То есть представление о школьной форме пока достаточно размытое?

— Да, все-таки хочется уточнить: что такое форма? Если это одежда установленного образца, то сегодня образца школьной формы нет. Нет конкретики. Поэтому происходят метания  из одной крайности в другую.  Например, школа принимает решение о комплектах:  жакет, юбка, блуза—для девочки и пиджак, брюки, сорочка — для мальчика. В результате одна школьница приходит в бордовом комплекте,  вторая – в  черном, а третья выбрала шотландку. Едва ли можно назвать такой класс одетым в форму. 

Другой пассаж.  Школа принимает решение,  что комплект будет состоять из сарафана черного цвета  и белой блузы – для девочек  и костюма черного цвета плюс белой сорочки — для мальчиков. Это уже ближе к пониманию  формы. Но в то же время одна семья купит для своего ребенка костюм за 10 тысяч рублей, другая  — за 3 тысячи рублей а третья  -  за 1,5 тысячи рублей.  То есть,  даже если школа определилась с цветом,  понятно, что ценовой диапазон может быть разным, поэтому все равно дети будут выглядеть по-разному. А вроде бы, кроме всего прочего, Федеральным Законом преследовалась идея социального равенства?  Но тогда не  будем говорить о  «форме», будем говорить о дресс-коде для посещения школы.

 И вторая сторона вопроса: кто из производителей  угадает, что эта школа выбрала черный цвет, эта - бордовый, а эта – клетку? От кого должна исходить инициатива, если школа не только не уполномочена определять производителя, а даже преследуется за это?

— Пока школы определяются с общим видом учащихся, чем вы руководствуетесь при изготовлении одежды для посещения школы?

—При разработке коллекции «Школа» мы придерживаемся традиционных взглядов на деловую одежду, за основу берется современная классика, определенный цветовой диапазон, ткани преимущественно из натуральных и смесовых волокон.  Мы твердо придерживаемся принципа «безопасной» и комфортной одежды, удобной в носке и легкой в  уходе. Одежда должна быть износостойкой и на протяжении всего периода носки сохранять свой первоначальный вид.  

—Есть ли у вас опыт получения заказа на выставке? Какая выставка для вас сегодня предпочтительней и что вы там будет представлять?

– Наше предприятие постоянно участвовало в Федеральных оптовых ярмарках Рослегпром. Однако туда все чаще приходит покупатель, ориентированный  на дешевый ценовой сегмент, а мы работаем в среднем ценовом диапазоне.  Поэтому мы присматривались к CJF, а когда там стали выставляться наши конкуренты, мы решили,   что пришла пора менять  выставку.  Представлять будем две коллекции - нарядную коллекцию «Рождество»  и «Школа 2014». Коллекция  «Школа 2014»   состоит из нескольких капсул одежды для мальчиков и девочек,  разработанных для двух возрастных групп и нестандартных детей. Традиционно мы изготавливаем пять цветов комплектов  – черный, серый, синий, бордовый, зеленый и сочетаемые с этими цветами клетки. К комплектам мы предлагаем блузы и бадлоны белого и светлых пастельных тонов.

Используем импортные высококачественные ткани, костюмная группа – смесовые с содержанием вискозных и шерстяных волокон, подкладочные ткани вискозные, на блузы мы используем 100% хлопок и вискозу, либо смешанные хлопок с полиэстером и лайкрой. К сожалению, имеющиеся отечественные ткани  почти в два раза  дороже импортных, и, кроме того, я бы  назвала их морально устаревшими,  а ряд тканей не производится вовсе.

—Каковы цели вашего участия в выставке?

 – Представить свою марку. Найти другого оптовика. Сегодня «Салют»  специализируется на выпуске детской одежды и  школьной формы для детей от 3 до 15 лет. Для подростков пока не шьем,  но в этом году увеличился спрос на большие размеры, которые мы выпускали до отмены школьной формы. Так что, будем исследовать рынок: появятся заказы - станем шить.

 

Также в номере:

ЕВРОТЕКС – двадцать лет новой текстильной истории

Первому российскому текстильному агентству ЕВРОТЕКС исполняется 20 лет—в течение этого времени компания снабжает высококачественными тканями всю страну. Во многом, благодаря ЕВРОТЕКС, отечественная мода стала такой, какая она есть сегодня. Марка ЕВРОТЕКС ассоциируется со многими известными российскими модными домами и швейными предприятиями, использующими для изготовления своих коллекций ткани компании. О своей миссии в легкой промышленности и истории создании первого текстильного агентства рассказывает генеральный директор ЕВРОТЕКС, кандидат наук Надежда Владимировна Дронова.  
Читать далее »

Heimtextil Russia 2013: cтрасть к текстилю – профессиональное призвание

15-я по счету Международная выставка домашнего текстиля и тканей для оформления интерьера Heimtextil Russia 2013 – одно из ключевых событий в области текстильного и интерьерного дизайна в России пройдет в Москве в МВЦ «Крокус Экспо» с 25 по 27 сентября 2013 года.
Читать далее »

«Трибуна» – это престиж, изящество и успех

В этом году известное петербургское предприятие «Трибуна» отмечает юбилей – ему исполнилось 80 лет. По этому случаю в июне в Гранд-отеле «Эмеральд» в Санкт-Петербурге состоялось торжественное мероприятие, посвященное знаменательной дате.
Читать далее »