Этот материал вышел в № 01 за 2022 год
Пролистать PDF

Возможно, эта русская поговорка, пришедшая из прошлых веков, не покажется странной и станет обыденной в самом недалеком будущем, ведь лен – это действительно наше богатство. Об этом свидетельствует история уникального текстильного производства из сердца России - Большой Костромской Льняной мануфактуры, которому в конце 2021 года исполнилось 155 лет. Как оно живет и работает, я узнала, побывав на комбинате в ноябре 2021 года.  

Мое знакомство с Большой Костромской Льняной мануфактурой началось с фестиваля «Костромская Льняница», который ежегодно проходит на комбинате . В ноябре 2021-го фестиваль прошел в преддверии 155-летнего юбилея БКЛМ. Проделав путь из Санкт-Петербурга на самолете до Иванова, потом 2 часа на автомобиле до Костромы, опаздываю на праздничную часть фестиваля и сразу попадаю на вторую - в музее БКЛМ. Музей уникальный, тут нет интерактивных мониторов и других атрибутов современного музея, да и не нужны они здесь. Каждый экспонат – сама история. Гостей встречает хранитель музея Виктор Васильевич Афанасин, благодаря которому сохранилась удивительная экспозиция и идет постоянное пополнение самобытными авторскими изделиями костромских мастериц. Но самое главное, Виктор Васильевич смог объединить вокруг себя сообщество любителей и ценителей льна и проводит ежегодный фестиваль «Костромская Льняница».

Мы еще вернемся к рассказу о музее и фестивале, а сначала надо немного осмотреться вокруг. Невысокие здания мануфактуры из красного кирпича передают дух прошлого и ту особую добротность, с которой они возводились. Все 28 строений являются памятниками архитектуры и буквально дышат историей, но большинство из них соответствуют своему прямому назначению – производственному. 

Славные страницы истории  

Начиная рассказ о дне сегодняшнем, невозможно не заглянуть в историю предприятия, которая началась 28 декабря 1867 года. Тогда на открытие фабрики приехал народ со всей Костромской губернии. Основателями мануфактуры были костромской купец Кашин, который имел большой опыт ведения дел в льнопрядильнях, и московские директора правления - Владимир Дмитриевич Коншин и братья Третьяковы, Павел Михайлович и Сергей Михайлович. С открытием льняной мануфактуры мир искусства получит дорогой подарок – богатейшую коллекцию картин, Третьяковскую галерею. Конечно, Павел Третьяков начал собирать картины раньше открытия мануфактуры, но на протяжении многих лет доходы с продажи льна позволяли ему приобретать живописные и графические произведения, картины, скульптуры, иконы. Костромичи этим гордятся и без лишней скромности говорят, что «Третьяковка выросла из семени льна».

Мануфактура процветала, и за 25 лет стала крупнейшей в мире: начав с выпуска льняной пряжи, на предприятии вскоре стали производить ткани. Количество веретен достигло колоссальных размеров - в 1900-м году их было 52,6 тысяч, что больше, чем в льнопрядильнях Швеции, Голландии и Дании вместе взятых. Вслед за ткацким появлялись белильное, красильное, отделочное производства, брезентная и механическая мастерские. Ассортимент пряжи поражал: мануфактура выпускала от 4 до 108 номера, от парусины до тончайших бельевых тканей и прозрачного батиста. Сырье закупалось в Костромской, Вологодской, Смоленской, Нижегородской, Владимирской и Тверской губерниях, где тысячи крестьян-льноводов трудились на своей земле. Интересный факт: первые 25 лет мануфактура по указу императора освобождалась от налогов. Владельцы построили школу на 700 учащихся, пятиэтажное общежитие на 1000 человек (первая «высотка» в Костроме), больницу, баню, родильный приют, ясли, библиотеку и дом общества потребителей. Были созданы пенсионный, больничный и страховой фонды. Ну чем не «социализм на отдельно взятом предприятии»? Правительство всячески поощряло создание льняных производств, вводило льготы и преимущества для льнянщиков, так как лён считался «коренным русским товаром» и противопоставлялся дешевому «американскому» хлопку. Тут хочется конечно добавить о  дне сегодняшнем …..

Качество льняных костромских тканей было признано как в России, так и во всем мире. В 1899 году мануфактура удостоилась особой чести – она стала именоваться поставщиком Его Величества Императорского двора. Лучшие ткани отправлялись в Санкт-Петербург на стол императора Николая II и членов семьи последнего русского царя. а Товарищество Новой Костромской мануфактуры получило гран-при на двух всемирных выставках: в Париже (1900 г.) и в Турине (1911 г.).

В годы советской власти предприятие не останавливалось. За 12 лет смогли достичь дореволюционного уровня 1913-го года по выпуску тканей. Большую роль в восстановлении предприятия сыграл инженер Иван Зворыкин. Он изобрел первую передвижную быстроходную прядильную машину, которая произвела переворот в льнопрядильном деле. Кроме того, И. Д. Зворыкину принадлежат новый способ автоматической крестовой мотки, аппарат для беления пряжи, котлы для варки льняной ткани врасправку, тростильные и другие машины. Открытый в 1936 году по проекту Зворыкина всесоюзный льнокомбинат получил его имя.

В годы Великой Отечественной войны комбинат не остановился, и вся продукция была ориентирована на нужды фронта. Половина рабочих ушла на фронт, многие из которых так и не вернулись домой (погибшими числятся 530 человек). В музее мануфактуры много артефактов военных лет. Но первое, на что обращаешь внимание, - это брезентовая плащ-палатка, которая защищала от ветра, холода и снега наших бойцов и спасла немало жизней.

В 60-е годы прошло техническое перевооружение, были освоены новые технологии. Так, в 1961 году впервые в Советском Союзе стали вырабатывать пряжу и ткани из смеси льна с лавсаном. Льнокомбинат по-прежнему постоянно расширял ассортимент, устанавливал новое оборудование, улучшал условия труда и жизни рабочих. Как и столетие назад, строилось жилье, содержались профилакторий, дом культуры, детские сады и ясли, пионерский лагерь, профессиональное училище и школа рабочей молодежи.

В сложные 90-е комбинат оказался на грани закрытия, но все-таки, несмотря на тяжелые условия, удалось выстоять, сохранить костяк коллектива и производственные мощности.

В нулевые Костромской льнокомбинат вошел в состав Ивановской ассоциации ТДЛ. Начал увеличиваться объем выпускаемой продукции, расширился ассортимент, частично обновился парк оборудования.

Мануфактура сегодня

Если говорить о дне сегодняшнем, то предприятие продолжает работать, но испытывает ряд проблем, главная из которых это острый дефицит сырья. Об этом говорит и генеральный директор Александр Яковлевич Андронов, который возглавил предприятие 1 сентября 2020 года: «Каковы сегодня стартовые условия? Начну с сырья: лен-долгунец практически исчез с полей России, наши ведущие поставщики - Бийск, Смоленск, огромная зависимость от Белоруссии, власти которой в первую очередь обеспечивают свой Оршанский льнокомбинат, а затем и внешний рынок, где наш главный конкурент - Китай, имеющий значительную поддержку государства, перебивают нас ценой. Сложность добавляют не только количественный дефицит, но и качество льноволокна. Раньше льнокомбинаты ниже 11 номера трепаного волокна сырье не закупали, сегодня - не только 10-й, в основном 9-й номер мы вынуждены пускать в производство. Выработка пряжи из такого сырья - это дополнительные затраты, износ во многом уже «убитого» оборудования, а ткань и изделия из нее должны по качеству и цене быть конкурентными на внешнем и внутреннем рынках с китайской, индийской, корейской и другой продукцией».

Пройдясь по цехам мануфактуры, понимаешь, насколько трудоемок процесс переработки льноволокна. Как оказалось, он насчитывает 52 перехода от сырья к готовому изделию.

 В льночесальном цехе много ручного физически тяжелого труда, в цехе мокрого прядения очень высокая влажность. Суровые условия труда усиливают кадровые проблемы, хотя, по словам генерального директора, эти проблемы решаются. Постоянно ведется набор учеников, причем осознанного возраста - 30-35-летних молодых людей. Заработная плата на комбинате выше, чем в среднем по Костроме. Сейчас на комбинате трудятся около 600 человек. Одной из самых жизненно важных задач является модернизация производства практически по всем технологическим переходам. Большинство машин морально и физически устарело. В планах стоит замена ткацких станков, прядильных машин отделочного производства. Первые шаги уже сделаны в отделке: в конце 2021 года поставлена и запущена сушильно-ширильная машина турецкого производителя, что позволило улучшить качество отделки тканей. В планах также приобрести новую линию отбелки. Модернизацию сдерживает неопределенность ситуации с сырьем, которое, по словам Александра Андронова, приходится собирать по крупицам. Если эта проблема в ближайшем будущем не будет решена, то и модернизировать ткацкий и прядильных цеха не имеет смысла. Безусловно, без господдержки в виде финансирования, и даже, в большей степени, без других инструментариев, например, таких как освобождение от налогов на несколько лет (вспомним царские времена - освобождение на 25 лет), без решения сырьевых проблем предприятию будет сложно.

Продукция изо льна

А пока продукция БКЛМ весьма востребована, и не только в России, но и в мире. Более 70 % изделий изо льна экспортируется за рубеж. Продукция комбината конкурирует на внешнем рынке –поставляется в IKEA, ZARA HOME, шведскую компанию HEMTEX и ряд других торговых фирм. Основной ассортимент изделий домашнего льняного текстиля составляют шторы, постельное и столовое белье, скатерти, кухонный текстиль, покрывала, декоративные подушки, пледы, одеяла и подушки, текстиль для ванной. Постельное белье представлено как в эконом-, так и в премиум-сегменте. В эконом-сегменте - набивное постельное белье (состав 30 % лен, 70 % хлопок – это оптимальное соотношение хлопка и льна для комфортного сна и ухода за постельным бельем). В более дорогих комплектах используются полульняные ткани либо 100 % лен. Такие комплекты проходят специальную процедуру умягчения - энзимную стирку (enzyme wash) — метод обработки льняной ткани и изделий из нее, который стремительно набирает популярность. Так, например, более 90 % изделий изо льна, продаваемых в странах Европы, прошли такую обработку. Отличить их несложно — они имеют характерную «сжатость», ткань — мягкая и струящаяся, несмотря на высокую плотность. После такой обработки льняные изделия дают сильную усадку (до 30 %) и приобретают характерный «жатый» вид. Из очевидных преимуществ - изделия не дают усадку после стирки и имеют приятную мягкую фактуру. Также начали выпускаться комплекты постельного белья с цифровой печатью - эта технология позволяет наносить на ткань сложные акварельные рисунки. Широко представлен интерьерный текстиль - шторы от легких до достаточно плотных, одеяла и подушки с льняным наполнителем. Экологичность тканей ежегодно подтверждается получением сертификата экологической безопасности ОЕКО-ТЕХ. Данное сертифицирование осуществляется немецким институтом сертификации Hohen-stein.

Музей с уникальными экспонатами  

Возвращаясь в музей, в первую очередь думаешь: как это все удалось сохранить, не растерять и не продать в лихие 90-е годы? Собранные экспонаты из разных периодов существования мануфактуры бесценны. В музее хранится много материалов о создателях предприятия братьях Третьяковых и их соучредителях, книги начала 19-20-х веков о льняной отрасли России, образцы тканей, за которые предприятие было удостоено права наносить на изделия герб Российской империи (1882, 1896 гг.), а также право именоваться поставщиком двора Его Императорского Величества (1899 г.), гран-при на Всемирных выставках в Париже (1900 г.) и Турине (1911 г.). Интересны и фотографии советского периода - передовиков производства, ученых, внесших свой вклад в развитие предприятия. Особое место занимает экспозиция времен Великой Отечественной войны. Плащ палатка из костромского льняного брезента, которую можно даже тихонько потрогать, кирзовые сапоги, в состав которых также входит льняная ткань, знамена… Перечислять можно долго - но лучше хотя бы один раз увидеть.    

Что еще интересно и важно - в музее хранится коллекция чесаных льнов 1945 года из Перу, Египта, Бельгии, Голландии - всего 30 сортов. 130 образцов - эталоны отечественных льнов №№ 26, 36, полученных в физической лаборатории льнокомбината им. Ленина, на котором эту работу до 2000-х гг. проводила кондиционная лаборатория, контролировавшая качество льноволокна и пеньки в масштабах СССР. Именно это было основой для принятия госстандартов и определения технической политики развития мировой льняной отрасли.

Если говорить о фестиваля  «Костромская льняница», который проходит  с 2015 года ,то он относительно  молодой  , но  уже стал  местом  концентрации   энтузиастов м всех  неравнодушных ,которые  чтят , сохраняют  традиции  и просто любят лен. .Здесь  собираются  как ветераны  труда БКЛМ так и  молодежь ,работающая   на комбинате .Проходят  показы   одежды изо льна  и других уникальных изделий  местных мастериц. Фестиваль можно назвать праздником льня и руководство   комбината  всячески его поддерживает .    

Виктор Васильевич Афанасин обратил внимание на интересное совпадение сразу трех юбилеев. Круглая дата 155-летия Мануфактуры совпала со 165-летним юбилеем Третьяковской галереи и со 190-летним юбилеем со дня рождения Павла Михайловича Третьякова. Неправда ли, это символично? Очень хочется верить, что предприятие со столь богатой историей и большими перспективами вновь обретет былую славу и мощь, продолжит обновляться и развиваться, чтобы радовать людей продукцией из натурального природного волокна.   2022 год для БКЛМ, возможно, будет судьбоносным, и очень многое зависит от   реализации   государственной программы   поддержки  развития  льняной отрасли и в первую очередь льноводов . Ведь кто посеет лен, пожнет   золото .

Также в номере:

Индустрия спортивной одежды: взгляд изнутри

Объёмы производства спортивной одежды и одежды для фитнеса растут из года в год. В период с 2010 по 2020 годы крупные сетевые ритейлеры спортивной одежды показывали двукратное увеличение продаж. Самые радужные прогнозы показывают рост размеров рынка к 2026 году до 600 млрд долларов США, по более реалистичные - до 440. В 2020 году размеры рынка спортивной одежды оценивались в 353,5 млрд долларов США (Источник: Statista, актуальные данные на март 2021 года). Но что за этим стоит, какие процессы управляют развитием сегмента?  
Читать далее »

Унтекс Групп: "Новая фабрика в Родниках – часть тренда на локализацию производства"

Унтекс Групп – крупный производитель и поставщик трикотажных полотен – завершает строительство новой фабрики по производству трикотажа в Ивановской области. Мы поговорили о том, как движется строительство и какие возможности даст новое производство с генеральным директором Унтекс Групп Вейси Унвером.
Читать далее »

BASK взял новую высоту

Развитие Арктической зоны для России - это стратегически важный и масштабный проект, которому уделяется сейчас особое внимание. Для освоения региона нужны немалые силы и разнообразные ресурсы, но главное - реализация проекта требует все большего присутствия людей в этом суровом регионе. Компания, которая много лет занимается созданием одежды и снаряжения для экстремальных условий и низких температур, не могла остаться в стороне и провела тематический форум на традиционном зимнем дилерском семинаре.
Читать далее »