Этот материал вышел в № 01 за 2022 год
Пролистать PDF

С каждым годом цифровая печать на тканях все активнее завоевывает позиции в текстильной индустрии, и есть все предпосылки того, что ее доля в производстве тканей из года в год будет только нарастать. Сегодня основная динамика внедрения «цифры» наблюдается в производстве одежды (по трем направлениям – повседневная взрослая/детская одежда, спортивная форма, авторские дизайнерские проекты) и домашнего текстиля.

Быстрое расширение этих рынков вызвано рядом факторов, в числе которых: все большая доступность цифрового оборудования и чернил, спрос на оперативные сроки исполнения заказов, нежелание производителей и ритейла обременять себя большими складскими запасами. Безусловно, к вышеперечисленному можно добавить и растущие потребности конечных потребителей в отношении продукции с яркой индивидуальностью. Цифровая текстильная печать полностью отвечает актуальным требованиям рынка и предлагает более экономичный и экологически безопасный способ производства текстильной продукции по сравнению с традиционными техниками колорирования тканей.  

Уже многие известные производители как за рубежом (Zara, Desigual, Bershka, Mango и другие), так и в России оценили преимущества цифровой печати на тканях и широко используют эту технологию, так как именно она в полной мере решает задачи оптимизации и ускорения рабочих процессов, а также расширения дизайнерских возможностей. Современная цифровая технология печати на ткани обеспечивает повышенную гибкость в создании авторских рисунков, дает возможность швейным фабрикам производить новейшие модели одежды в кратчайшие сроки и любыми партиями, а ритейлерам – эффективно конкурировать на рынке благодаря оперативной смене коллекций, более низким, по сравнению с традиционной печатью, ценам на готовые изделия и быстрому товарообороту. С уверенностью можно сказать, что цифровые технологии уже сейчас заметно меняют ситуацию в области текстильного и швейного производства, благодаря чему потребителям предоставляется более широкий выбор качественных и недорогих товаров.

Для понимания дальнейших перспектив развития цифровых текстильных производств следует перечислить их неоспоримые преимущества.  

Компактность печатного участка     

В отличие от аналогового оборудования (в частности ротационно-трафаретных машин), которое в силу своих конструкционных особенностей занимает достаточно большую площадь и требует дополнительного места для вспомогательного оборудования (смесителя краски, например), принтеры для термотрансферной сублимационной и прямой печати на тканях имеют очень компактные размеры. Даже печатные комплексы, в которые входят термопрессы для переноса изображения и фиксации чернил, могут быть размещены в совсем небольших помещениях. То есть для организации цифрового печатного участка не потребуется лишних затрат на аренду, что особенно важно для тех компаний, которые только начинают работать, и устойчивая прибыль которых ожидается только в будущем.     

Невысокие производственные расходы

К явным недостаткам традиционного ротационного оборудования относится высокая цена печатных перфорированных форм, трудоемкость и длительность изготовления новых для печати очередного рисунка. Принтеры, в которые макет изображения поступает с компьютера, и само изображение, которое формируется печатающими пьезоголовками длительного ресурса, не зависят от такой технологической операции, чем обеспечивается экономичность эксплуатации и непрерывность цифрового производственного процесса.

Плюс к этому, во время печати на принтере проще контролировать качество отпечатка. Если по той или иной причине обнаруживается брак, печать можно тут же остановить и таким образом избежать лишних трат на материалы (бумагу, ткань) и чернила. В противоположность «цифре» в ротационных машинах существует высокий риск затекания краски за трафарет, смазывания рисунка, что из-за многоступенчатой системы протяжки ткани может быть замечено не сразу.

После печати каждой партии ткани оборудование ротационной печати должно быть тщательно очищено, для чего необходимо не только время и усилия оператора, но и вспомогательная химия, требующая постоянных финансовых затрат.      

К плюсам цифровой печати, которые снижают производственные расходы, можно отнести отсутствие необходимости в цветоделении и подборе оттенков краски. Для текстильных принтеров предусмотрены отдельные емкости для каждого цвета чернил. Чернила в 4-х или 6-цветной конфигурациях в растре создают полноцветные изображения, а количество оттенков в различных чернильных комбинациях может исчисляться миллионами.

Цифровая печать также дает возможность сэкономить на печати цветопроб. Во-первых, при корректной цветокалибровке монитора компьютера и построении ICC-профилей в соответствии с колориметрическими характеристиками чернил и белизной/гигроскопичностью носителя результат печати на ткани будет в точности совпадать с тем, что дизайнер видит на экране. Во-вторых, если цветопередачу необходимо согласовать с заказчиком, печать образцов потребует минимума материалов, а цветовая корректировка будет произведена в кратчайшие сроки. В отличие от аналоговых методов, в которых смена шаблонов затруднительна, на принтере можно сразу напечатать разные образцы любых размеров и в любом количестве.        

Экономически выгодная печать любыми тиражами

Цифровая печать наиболее рациональна при выполнении мало-/среднетиражных заказов и единичных изделий, поскольку, как уже отмечалось выше, не требует изготовления дорогостоящей вспомогательной оснастки (и ее наладки), которая экономически оправдывается только при массовом производстве. Одним словом, в себестоимость цифрового отпечатка не закладываются дорогостоящие технологические процессы, поэтому разницы в стоимости печати большой партии или одного экземпляра нет никакой.

Текстильный принтер после выполнения задания не требует масштабного обслуживания и может быть мгновенно включен в работу при поступлении очередного заказа. То есть в стоимость готовой продукции не включаются технологические простои и затраты на обслуживание, как в случае аналогового оборудования. 

Современные принтеры комплектуются системами подачи чернил с объемными экономичными емкостями, что позволяет держать цену на этот расходный материал на очень доступном уровне.

Рациональное управление складскими запасами

Следует также отметить, что не последнюю роль в оптимизации затрат текстильных и швейных предприятий играет грамотное управление производственными и товарными запасами. Цифровая технология, которая, в отличие от аналоговой, не предъявляет никаких требований к объему тиража, дает возможность фабрикам заказывать ровно столько неокрашенной ткани, сколько необходимо для планового производства или выполнения индивидуального заказа. Возможность формирования оптимальных складских запасов является для производителя стимулом к расширению ассортимента тканей и текстильных изделий и, соответственно, к более широкому товарному предложению. Текстильные компании, специализирующиеся на цифровой печати на тканях, всегда застрахованы от потерь, обусловленных перепроизводством и отсутствием реализации - цифровая печать позволяет без лишних потерь произвести такой объем продукции, которому будет обеспечен гарантированный быстрый сбыт. Небольшие партии продукции и индивидуальные заказы, основанные на реальном рыночном спросе, позволяют отказаться также от больших производственно-складских площадей.

Помимо этого, изготовление продукции в строго заданных объемах, без излишков, дает возможность избежать «мертвых» запасов, сдача, переработка и утилизация которых поставщикам и предприятиям розничной торговли обходится ежегодно в огромные суммы. Одним из примеров компании, столкнувшейся с подобными проблемами, стал шведский бренд H&M, на складах которого некоторое время назад было скоплено нереализованной продукции на сумму более 4 млрд долларов. Это не только большие убытки самого производителя, но и величайшая нагрузка на всю сопутствующую инфраструктуру.

Широкие возможности дизайна

Цифровая печатная технология позволяет дизайнерам и художникам по тканям воспроизводить на ткани любые рисунки, орнаменты, абстракции и фотореалистические изображения с высоким разрешением и в неограниченной цветовой палитре. Качество цифровых отпечатков превосходит качество традиционных тканей как по многообразию цветовых решений, так и по контрастности и четкости печати мелких деталей и тонких линий благодаря высокому разрешению печати. Цифровая технология, все чаще использующая чернильные капли переменного объема, дает возможность воспроизводить исключительно плавные цветовые градиенты, что практически недостижимо в случае традиционных способов печати.

В ротационных методах печати рисунок ограничивается диаметром рабочего вала и поэтому «обязан» периодически повторяться. Цифровая печать, в свою очередь, таких ограничений не имеет, что позволяет дизайнерам более гибко подходить к вопросу проектирования рисунка. При необходимости на текстильном принтере может быть напечатано изображение любой протяженности, мотив которого от метра к метру может ни разу не повториться.

Производство уникальных тканей любым тиражом позволяет сегодня привлечь большое число клиентов, так как индивидуальность, оригинальность и эксклюзив являются основными трендами в среде потребительской аудитории. Недели моды, ежегодно проходящие в разных странах мира, ярко демонстрируют тенденцию активного перехода от аналоговых печатных технологий к цифровым, которые заслужили высокую оценку не только производителей продукции массового потребления, но и модельеров с мировыми именами.

Упрощенные цепочки поставок и минимальные риски

Последние непростые с точки зрения экономики и закрытых из-за пандемии коронавируса границ годы показали, как важно в рамках одного производства формировать максимально полную технологическую цепочку. Организовав участки цифровой печати, швейные фабрики полного цикла получают возможность собственными силами (вне зависимости от сторонних поставщиков) обеспечить строгое соблюдение сроков выполнения заказов, гарантировать качество своей продукции и избежать любых сбоев. 

Низкое потребление электроэнергии

Что касается электроэнергии, то цифровая печать, без всякого преувеличения, позволяет почти в четыре раза сократить ее потребление относительно аналоговых методов печати. Причина этого кроется в технологических особенностях «аналога» в части нанесения красок, их фиксации и доведения отпечатанного текстиля до готовности к использованию. На традиционных производствах все технологические цепочки тесно связаны между собой. Это относится к предварительной обработке ткани, непосредственно к печати, зрелению отпечатков и финишным операциям. То есть становится понятным, что в производстве помимо промышленного печатного оборудования (с множеством вращающихся узлов с мощными приводами) задействованы также электрические устройства для пропитки ткани и весьма энергоемкое оборудование для длительного пропаривания отпечатков, а также многоступенчатой стирки и сушки ткани с достаточно большим объемом воды в массе.

Потребление электроэнергии в цифровой печати сублимационными и пигментными чернилами очень низкое. Это объясняется тем, что в производстве преимущественно используются либо необработанные, либо готовые ткани с пропиткой, и технологический процесс не требует никакого вспомогательного оборудования, кроме термопресса, в котором достаточно быстро происходит термоперенос изображения или фиксация пигмента. Кроме того, современные принтеры и каландры отличаются невысоким в сравнении с промышленными аналоговыми машинами энергопотреблением.

Вопросы экологии

Цифровая технология способствует устойчивому развитию предприятий, в том числе и благодаря высокой экологической безопасности производственных процессов и экономному расходованию природных ресурсов. Текстильная отрасль, работающая по традиционным аналоговым технологиям окрашивания, во всем мире признана одним из самых активных потребителей и загрязнителей воды. По оценкам международных экспертов, на долю аналоговых текстильных производств сегодня приходится около 20 % токсичных жидких отходов (второе место после нефтяной промышленности). В цифровой печати, благодаря высокоэффективным технологическим решениям и безопасным расходным материалам, загрязнение окружающей среды сведено к минимуму, что делает эту технологию особо актуальной.

В сублимационной технологии, предусматривающей печать на термотрансферной бумаге, вода вообще не применяется. Печать пигментными чернилами на заранее подготовленных или необработанных тканях также не использует никаких мокрых процессов.

Помимо этого, в цифровой печати используется значительно меньше чернил, чем краски в аналоговых методах – в среднем 8-10 мл против 40 мл. «Цифровые» сублимационные и пигментные чернила в основе имеют воду и максимально безопасные добавки, что не требует для утилизации отходов суперсложных очистных систем.

Широкий выбор текстильных принтеров предлагает компания Mimaki, постоянно ведущая исследования и разработки в области цифровой печати на тканях и являющаяся признанным лидером инноваций в этой сфере.

Кратко о линейке принтеров для предприятий разных масштабов и бюджетов

Mimaki TS100-1600 – новейший принтер для термотрансферной сублимационной печати, в 2021 буквально перевернувший рынок сублимационной печати благодаря высокой производительности, широкой функциональности, качеству печати и самой доступной на рынке цене в своем классе. Эта модель шириной 1,6 м печатает в конфигурации Bl/M/Y/K со скоростью 70 кв. м/час и обеспечивает высочайшую плотность сплошных заливок. Этот принтер впервые оснащен системой подачи чернил из экономичных бутылок емкостью 1 л, что позволяет заметно снизить себестоимость печати.

Mimaki TS300P-1800 – четырехцветный сублимационный принтер промышленного класса, печатающий со скоростью до 115 кв. м/час и разрешением до 1080 dpi. Он способен печатать на самых недорогих сублимационных бумагах, что обеспечивается комплексом мер подавления волнообразных деформаций носителя и возможностью установки печатающих головок на большую высоту. По количеству инсталляций на текстильных предприятиях в 2020 и 2021 годах эта модель стала самым массовым в России принтером для печати на синтетических и смесовых тканях.

Tx300P-1800 MkII – самый популярный на российском текстильном рынке принтер на пигментных чернилах для печати на натуральных тканях. Он способен печатать со скоростью до 66 кв. м/час на самых разных тканях, включая толстые, фактурные и ворсовые. Для стабильной подачи и оптимального натяжения ткани принтер оснащен системами подачи/подмотки с маятниковыми штангами. Для предотвращения загрязнения рабочей поверхности в процессе прямой печати на ткани стол принтера оборудован специальной коллекторной кюветой. 

Все текстильные принтеры Mimaki оснащены самыми передовыми аппаратно-программными средствами для контроля качества печати, стабильности и непрерывности работы, комплектуются профессиональными мощными РИПами и печатают безопасными для здоровья человека и окружающей среды оригинальными чернилами, соответствующими самым строгим международным стандартам. 

Для организации компактных комплексов сублимационной и пигментной печати прекрасно подойдут профессиональные каландровые термопрессы TitanJet. Модельный ряд включает каландры с ТЭНовым и маслонаполненным барабаном разного диаметра, с различными системами размотки/намотки и контролем натяжения, с функцией нижней или верхней загрузки для работы с рулонами и кроем, с датчиками контроля петли для работы с трикотажем. Промышленные каландры TitanJet обеспечивают равномерный прогрев по всей ширине материалов, тем самым обеспечивая равномерную цветопередачу в любых режимах работы. Термопрессы отличаются невысоким энергопотреблением и полностью соответствуют российским требованиям к производственному оборудованию.

Важно отметить, что каландры TitanJet являются самыми массовыми на российском рынке текстильной цифровой печати. За последние 18 лет в России было произведено более 650 инсталляций каландровых термопрессов TitanJet.

Также швейным фабрикам и крупным текстильным производствам имеет смысл обратить внимание на возможность автоматизации участка раскроя с помощью промышленного цифрового настилочно-раскройного комплекса iECHO GLS. За минувший год этот комплекс был установлен на целом ряде фабрик, значительно автоматизировав их производственные процессы. iECHO GLS с высокой скоростью и точностью кроит спрессованный настил самых разных материалов для легкой и верхней одежды толщиной до 75 мм. Он оснащен мощным осциллирующим инструментом, для которого предусмотрены системы охлаждения и автоматической заточки лезвия. iECHO GLS комплектуется специализированным программным обеспечением, в том числе позволяющим в автоматическом режиме осуществлять рациональную раскладку деталей кроя.

Для повышения производительности и облегчения работы операторов в линию с раскройным комплексом GLS может устанавливаться настилочный стол с машиной для автоматического настила слоев материала с ровной кромкой стопки и аккуратно расправленными полотнами. Для перемещения тяжелых настилов стол имеет функцию воздушной подушки.

Официальным дистрибьютором Mimaki, TitanJet и iECHO на территории России является компания «Смарт-Т», которая всем желающим предоставляет возможность ознакомиться с текстильным оборудованием в ее демонстрационном зале – одном из крупнейших в Европе.

В заключение следует отметить, что цифровые текстильные производства отличаются исключительной гибкостью. При необходимости увеличения объемов выпускаемых текстильных изделий они могут быть без всяких проблем и вовлечения больших финансовых и трудовых ресурсов дооснащены необходимым оборудованием, которое сразу после введения в эксплуатацию будет готово полноценно встроиться в производственную линию. Другими словами, по сравнению с аналоговыми методами печати на ткани цифровая технология позволяет начать с малого и расширять производство по мере роста бизнеса. Кроме того, цифровое оборудование для печати и раскроя, уже бывшее в употреблении, но в хорошем состоянии, пользуется достаточно высоким спросом на рынке, что позволит текстильным и швейным предприятиям, желающим обновить свой парк, выгодно продать устаревшие модели и таким образом с минимальными затратами заменить их более современными и производительными.

Также в номере:

Надо ли автоматизировать раскройный цех?

Большинство руководителей и владельцев швейных производств рано или поздно приходят к выводу, что именно в автоматизации, в том числе трудоемкого раскройного участка, лежит путь к снижению зависимости как от дефицита и дороговизны персонала, так и от конкуренции с неавтоматизированными предприятиями. Принять правильное решение и помочь в его реализации смогут специалисты компании ИНТЕРМИКРО, накопившие богатый опыт в этой области.
Читать далее »

Унтекс Групп: "Новая фабрика в Родниках – часть тренда на локализацию производства"

Унтекс Групп – крупный производитель и поставщик трикотажных полотен – завершает строительство новой фабрики по производству трикотажа в Ивановской области. Мы поговорили о том, как движется строительство и какие возможности даст новое производство с генеральным директором Унтекс Групп Вейси Унвером.
Читать далее »

Морган Миллс»: «Обновление и автоматизация – процесс вечный»

С учетом непростых реалий и кадровой проблемы тенденция автоматизации процессов сегодня становится все более актуальной, и практически для каждого производителя вопрос модернизации рано или поздно становится неизбежным. Особенно, если у компании есть далеко идущие планы. О том, как установка современного оборудования помогает развивающемуся производству выйти на новый уровень, мы беседуем с Антоном Ложниковым, основателем и директором ООО «Морган Миллс». Беседовала Ольга Яковенко
Читать далее »