Этот материал вышел в № 03 за 2022 год
Пролистать PDF

Понятие «искусственного интеллекта» уже давно шагнуло за рамки своего первоначального определения. Именно виртуализация всех аспектов жизни человека дает толчок к развитию и поиску новых возможностей. Мода в метавселенной станет следующей актуальной темой, сочетающей искусственный интеллект (ИИ) и дополненную реальность (ДР), и не в далеком будущем, а уже очень скоро. Наш европейский корреспондент Ивонн Хейнен-Фуде продолжает рассказ об истории и современных тенденциях применения технологий ИИ, в частности, в индустрии одежды. (Начало в № 2/2022)

Бренд спортивной и обувной одежды New Balance недавно объявил о присоединении к Nike и Adidas трех товарных знаков, ожидающих рассмотрения. Итальянский премиальный бренд Prada уже присутствует в новом модном виртуальном мире Марка Цукерберга. В прошлом месяце на конференции NRF (Национальная федерация розничной торговли) в Нью-Йорке генеральный директор Ralph Lauren Луве Патрис подтвердил, что ищет возможности в интернет пространстве.

Деятельность по слиянию и поглощению некоторых технологических игроков указывает путь движения вперед для цифровой моды с возможностями искусственного интеллекта. Californian Snap Inc., изначально предназначенная для того, чтобы помочь людям делиться фотографиями в соцсетях во флагманском приложении Snapchat, приобрела упомянутую выше компанию Fit Analytics (за 124 млн долларов США) в марте 2021 года. Молодая компания, базирующаяся также в Берлине - немецкой Мекке стартапов, создала технологию, помогающую покупателям находить одежду и обувь нужного размера в интернет-магазинах. Вместе с более широким набором инструментов персонализации и другой аналитики цель состоит в том, чтобы помочь ритейлерам понять, как продавать больше в целом. Таким образом, Snap добавляет не только технологическую команду в количестве 100 сотрудников на площадку компании в столице Германии, которые теперь подчиняются вице-президенту Snap по инженерии Ниме Хадженури, но и значительный пакет электронной коммерции в свой портфель.

В конце января этого года специалист по 3D-моделированию одежды CLO Virtual Fashion Inc, базирующийся в Сеуле, инвестировал в PixelPool от Den Haag. Эта стартап-компания стоит за Dtail — платформой визуализации на основе 3Dcloud. «PixelPool предлагает один из лучших опытов 3D-моделирования благодаря своим различным продуктам, таким как виртуальные выставочные залы», — сказал генеральный директор CLO Саймон Ким. Инвестиции CLO пойдут на дальнейшее развитие Dtail, которое уже позволяет модным брендам планировать, визуализировать и продавать свои коллекции, связывая данные о продуктах с виртуальными 3D-образцами и синхронизируя эти ценные качества с реалистичной, настраиваемой виртуальной средой, которая повышает визуальный мерчандайзинг и процессы продаж B2B.

Немного этимологии

Искусственный интеллект (ИИ, также машинный интеллект, МИ) — это интеллект, демонстрируемый машинами, в отличие от естественного интеллекта (ЕИ), присущего людям и животным. В компьютерных науках исследование ИИ определяется как изучение «интеллектуальных агентов».

Откуда мог появиться термин «алгоритм»? Дональда Э. Кнута можно считать самым известным алгоритмистом. В своей книге «Искусство программирования» он сообщает, что ранние лингвисты получили этот термин от греческих слов álgiros (болезненный) и arithmós (число). Вывод, который, вероятно, больше говорит о лингвистах и их отношении к устрашающим алгоритмам…

Вероятно, это слово было так трудно запомнить, потому что оно происходит от имени арабского математика Аль-Хорезми. Он написал учебник по математике в IX веке. Когда оно было переведено на латынь три века спустя, имя автора было адаптировано к предполагаемому корню из латыни или древнегреческого языка.

Из прошлого к настоящему

Восприятие и интеллект волновали исследователей на протяжении тысячелетий. После Второй мировой войны начался новый этап появления компьютеров.

Ученые всего мира начали интенсивно заниматься компьютерами и интеллектом. Зародились исследования ИИ.

Известной стала конференция в Дартмутском колледже в Ганновере, штат Нью-Гэмпшир, на которой ведущие ученые в 1956 году обсуждали, как использовать программы для разработки искусственного интеллекта. На этой конференции были определены многие аспекты искусственного интеллекта, которые обсуждаются и сегодня. Начиная с тех времен вошло в обиход своего рода рабочее определение: «ИИ — это наука, разрабатывающая машины, которые ведут себя разумно».

Развитие ИИ – долгосрочное будущее

Искусственный интеллект (ИИ) включает в себя различные задачи, такие как распознавание изображений, распознавание голоса и понимание естественного языка. «Хотя несколько лет назад эти задачи были сложными, теперь они считаются простыми благодаря последним достижениям в области машинного и глубокого обучения», — пояснил доктор Мохаммед Абуфуда, эксперт по науке о данных, который сам занимается исследованиями и разработками для различных промышленных приложений. «Все эти задачи подпадают под так называемый «узкий» ИИ — системы, которые могут выполнять одну конкретную задачу в заранее определенном контексте и объеме. По сравнению с «узким» ИИ, «общий» ИИ позволит выполнять когнитивные и интеллектуальные задачи, подобные человеческим, без вмешательства человека. Хотя в настоящее время этого типа ИИ еще не существует, оптимистичная оценка его разработки будет не раньше, чем через пять десятилетий», — объяснил доктор Абуфуда.

ИИ: возможности и опасности

Посмотрим правде в глаза: искусственный интеллект открывает возможность любой цифровой эмуляции, а вместе с ней — всего и вся: человеческих голосов, музыки, любых творений (в том числе модные стили и показы), изображений любого типа, будь то неподвижные или движущиеся изображения (видеоматериалы). И да, с ним ворота широко открыты для любой формы манипуляции: уже сегодня, в случае сомнения, любые аудиовизуальные материалы следует воспринимать с долей скептицизма. «Серьезная подделка» - подходящее выражение для этого приложения ИИ.

Существуют опасности неправильного использования, но также и широкие возможности для сохранения культурного наследия: например, цифровая реконструкция древнего города-оазиса Пальмира в провинции Хомс с первыми находками периода неолита, разрушенного во время гражданской войны в Сирии, продолжается.

Еще один пример удивительных возможностей: D-ID из Тель-Авива (Израиль) с приложением MyHeritage превращает классические семейные фотографии в движущиеся портреты и позволяет преобразовывать неподвижные фотографии в ультрареалистичные видеоролики, способные сказать все, что угодно.

Вот лишь некоторые источники, недавние события и поучительная лекция для тех, кто хочет погрузиться глубже, пытаясь представить и понять, что возможно в будущем с ИИ.

Рекомендации по книгам:

Большие данные — революция, которая изменит нашу жизнь. - Кеннет Кутье, Виктор Майер-Шёнбергер.

Искусство компьютерного программирования (TAOCP): фундаментальные алгоритмы. - Дональд Э. Кнут, 3-е издание; издательство Аддисон-Уэсли, США; английский язык.

У алгоритмов нет чувства такта. - Катарина Цвейг; издательство Heyne-Verlag; язык - на сегодняшний день только немецкий.

И в завершение - еще один интересный и необычный факт использования ИИ: уникальная возможность посмотреть анимацию знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало, воспроизведенную с помощью актрисы, объясняющей одну из ее самых известных работ «Раненый олень» 1947 года:

https://www.d-id.com/museums-and-ai-letting-art-tell-its-story/

Ивонн Хейнен-Фуде

 

 

 

Также в номере:

МАГИЯ ТВОРЧЕСТВА

В День работника культуры в особняке Половцева (Дом Архитектора) прошел торжественный вечер, организованный Российским творческим союзом работников культуры и Координационным советом творческих союзов Санкт-Петербурга. В рамках вечера состоялась презентация перформанса дизайнерских коллекций студентов и выпускников курса Fresh fashion и видеофильма «Магия техники», посвященых русскому гению, инженеру, изобретателю Владимиру Шухову.
Читать далее »

Вместо H&M и Zara: как российские магазины занимают площади ТЦ

Накануне, 18 июля, шведский ретейлер Н&M объявил об окончательном уходе из России и распродаже остатков товаров в своих офлайн-магазинах. Потенциально занять его места (как и других уходящих игроков рынка) в петербургских торговых центрах могут не только индийские, турецкие и арабские сети, но и российские бренды одежды. 
Читать далее »

«У нас нет брендов и ткани»: что ждёт рынок после закрытия H&M и Zara

Уход глобальных сетей одежды из России привел к парадоксальному результату. Российские бренды, размещавшиеся в крупных торговых центрах (ТЦ) за пределами туристических локаций, серьезно пострадали из-за падения потока посетителей. Целый ряд российских офлайн-магазинов закрылся вслед за конкурентами, сообщили петербургские участники индустрии одежды. Вместе с весенними логистическими сбоями и резким подорожанием тканей, это вызвало стресс в отрасли. Сейчас петербургские бренды одежды, сохранившие бизнес, фиксируют медленный рост спроса и готовят коллекции для новых групп потребителей. 
Читать далее »