Этот материал вышел в № 03 за 2022 год
Пролистать PDF

Производители текстиля обращаются к монотканям и целлюлозным волокнам чтобы улучшить перерабатываемость текстильных изделий

Разработки в области передовых моно материалов  и тканей, изготовленных с использованием целлюлозных волокон, получили широкое распространение на европейских текстильных  ярмарках весной/летом 2023 года. Производители продолжают улучшать перерабатываемость текстильных изделий, согласно “Обзору европейских ярмарок тканей весна/лето 2023” — 24-страничному отчету global business информационной компании Textiles Intelligence.

Текстильная и швейная промышленность сталкивается с растущим требованиями по  улучшению возможности вторичной переработки своей продукции, чтобы перейти к экономике замкнутого цикла, и эти требования  усугубляются введением новых законов ЕС.

В частности, правила, касающиеся расширенной ответственности производителя (EPR), вступят в силу в 27 государствах -членах ЕС с декабря 2024 года и потребуют от производителей взять на себя значительную ответственность за обработку или утилизацию продуктов после потребления.

Переработка текстильных изделий проблематична, поскольку, как правило, обычные ткани и текстильные изделия изготавливаются с использованием сложных смесей волокон, красителей и химических веществ для отделки. В результате их трудно утилизировать в конце срока их полезного использования.

Существующие заводы по переработке отходов не способны работать со сложными смесями. Следовательно, 73% одежды попадает на свалку или сжигается в конце срока ее полезного использования. И только 1% текстиля перерабатывается в новые ткани.

Трудности, связанные с переработкой одежды, содержащей смеси волокон, усугубляются ростом популярности эластичных материалов в одежде, поскольку это привело к увеличению использования эластановых волокон. Как правило, процентное содержание невелико, но всего 1% эластана в футболке из чистого хлопка достаточно для того, чтобы одежда была отбракована на заводе по переработке отходов.

Мономатериалы  , напротив, легко поддаются вторичной переработке в конце срока их службы, поскольку они полностью изготовлены из одного типа волокна. Но было трудно достичь уровня комфорта, функциональности, красивого внешнего вида и производительности, ожидаемых потребителями от моно тканей.

Традиционно полиамид комбинируют с полиэстером для обеспечения долговечности ткани, в то время как полиуретановые мембраны обычно комбинируют с полиэстером для обеспечения водонепроницаемости.

Разработки в области моно материалов  основывались исключительно на полиэстере для обеспечения эксплуатационных характеристик. Но это спорно — не в последнюю очередь потому, что основная часть мирового полиэфира производится из нефти и поэтому не может считаться экологическим.

На европейских ярмарках тканей весна/лето 2023 года некоторые экспоненты преодолели трудности, связанные с разработкой тканей из мономатериалов, и продемонстрировали инновации в передовых тканях из мономатериалов, которые обеспечивают экологическую устойчивость и высокий уровень производительности.

 Компания Sanko Textile, например, продемонстрировала коллекцию 100% органических хлопчатобумажных тканей, которые поддаются биологическому разложению, компостированию и легко перерабатываются по истечении срока их службы.

Ткани легкие, гладкие и мягкие, и они могут похвастаться превосходным блеском цвета, который сохраняется даже после многократных циклов стирки. Яркость цвета достигается за счет использования в тканях мерсеризованных нитей с высокой степенью скручивания.

Чтобы оптимизировать переработку  текстильных изделий, некоторые участники выставки продемонстрировали ткани, изготовленные с использованием целлюлозных волокон, вместо того, чтобы разрабатывать ткани из мономатериалов.

Последние достижения в технологии переработки означают, что целлюлозу можно легко извлекать из текстильных отходов ,состоящих из целлюлозных волокон и использовать в производстве целлюлозы для получения новых волокон.

На европейских ярмарках тканей компания Bossa, базирующаяся в Адане, Турция, представила коллекцию джинсовой ткани, изготовленную с использованием смесей целлюлозных волокон в виде хлопка, лиоцелла, Naia и волокна Refibra.

В отличие от обычных однотонных тканей, ткани из коллекции Bossa denim fabric обладают целым рядом эксплуатационных свойств благодаря различным типам целлюлозного волокна, используемого при их изготовлении.

В частности, волокно Naia придает быстросохнущие свойства, мягкость и высокий уровень комфорта, в то время как волокно Refibra способствует высокому уровню поглощения влаги.

Компания Tosco, производитель тканей из Токио, Япония, разработала рубашечные ткани, изготовленные с использованием целлюлозных волокон в виде хлопка, лиоцелла и модала в сочетании с рами — менее известным целлюлозным лубяным волокном.

https://textilesintelligence.com/

Также в номере:

Вместо H&M и Zara: как российские магазины занимают площади ТЦ

Накануне, 18 июля, шведский ретейлер Н&M объявил об окончательном уходе из России и распродаже остатков товаров в своих офлайн-магазинах. Потенциально занять его места (как и других уходящих игроков рынка) в петербургских торговых центрах могут не только индийские, турецкие и арабские сети, но и российские бренды одежды. 
Читать далее »

Искусственный интеллект: мир моды не будет прежним

Понятие «искусственного интеллекта» уже давно шагнуло за рамки своего первоначального определения. Именно виртуализация всех аспектов жизни человека дает толчок к развитию и поиску новых возможностей. Мода в метавселенной станет следующей актуальной темой, сочетающей искусственный интеллект (ИИ) и дополненную реальность (ДР), и не в далеком будущем, а уже очень скоро. Наш европейский корреспондент Ивонн Хейнен-Фуде продолжает рассказ об истории и современных тенденциях применения технологий ИИ, в частности, в индустрии одежды. (Начало в № 2/2022)
Читать далее »

«У нас нет брендов и ткани»: что ждёт рынок после закрытия H&M и Zara

Уход глобальных сетей одежды из России привел к парадоксальному результату. Российские бренды, размещавшиеся в крупных торговых центрах (ТЦ) за пределами туристических локаций, серьезно пострадали из-за падения потока посетителей. Целый ряд российских офлайн-магазинов закрылся вслед за конкурентами, сообщили петербургские участники индустрии одежды. Вместе с весенними логистическими сбоями и резким подорожанием тканей, это вызвало стресс в отрасли. Сейчас петербургские бренды одежды, сохранившие бизнес, фиксируют медленный рост спроса и готовят коллекции для новых групп потребителей. 
Читать далее »