Единой маркировке быть или цифровые технологи  в борьбе с контрафактом

В рамках ПМЭФ состоялась панельная дискуссия, посвященная международной координации в борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции. Как организовать эффективное противодействие теневому рынку с учетом международного и российского опыта обсуждали представители различных министерств и ведомств, бизнесмены, в том числе, иностранных государств.

По словам модератора сессии, директора Ассоциации инновационных регионов России Ивана Федотова, по оценкам ВТО сегодня мировой оборот фальсифицированных товаров составляет около 500 млрд. долларов в год, по данным ОЭС - 650 млрд. долларов. При этом наблюдается тенденция устойчивого стабильного роста оборота поддельной продукции во всем мире. В России по различным оценкам, доля контрафакта в разных секторах экономики составляет до 30 %. Противодействие незаконному обороту промышленной продукции важно не только для добросовестных производителей, но и для бюджета, который недополучает средства от уплаты налогов, акцизов и таможенных платежей.

По данным Минфина России, только неуплаты акцизов при продаже контрафактного топлива с 2014 по 2016 год составили до 900 млрд. рублей. Эта тема крайне важна для экономики любой страны и особенно для России. Несмотря на то, что у нас главным известным производителем подделок является Китай, даже он страдает от подделок собственных товаров.

Главное - обмен опытом взаимодействия с партнерами

Оценивая эффективность мер по борьбе с контрафактной продукцией в нашей стране, исполнительный директор НП«Содружество производителей фирменных торговых марок» (РусБренд) Алексей Попович отметил, что на данный момент скачка уровня контрафакта на внутреннем рынке не произошло, хотя и наблюдается определенное увеличение предложений такой продукции.

«По оценке Высшей школы экономики объем контрафактной продукции составляет около 2. 5 триллионов рублей. Отчасти, это говорит о том, что на сегодня право применение несколько отстает от нашего законодательства, в первую очередь как раз на внутреннем рынке»,- пояснил исполнительный директор. - В координацию работы правоохранительных органов должны быть вовлечены специализированные подразделения, скорее всего органы МВД, которые и ранее помогали заниматься борьбой с контрафактной продукцией».

Говоря об успешном развитии Таможенного Союза, о том, что сейчас внешние границы защищаются и партнерами по СНГ – Киргизией и Казахстаном, Алексей Попович подчеркнул, что не совсем понятно, как организована борьба с контрафактом на таможенных границах стран – членов ЕАЭС.

«В этой связи мы очень надеемся, что в практику борьбы с контрафактом они могут предложить новые методы, которые будут перенесены в федеральные и таможенные службы, как и на площадки ЕАЭС. Обмен опытом взаимодействия – этот путь является ключевым. Взаимодействие должно развиваться и с нашими международными партнерами, потому что проблема эта международная. Контрафакт может легко, через страны Юго-Восточной Азии, поступать в Европу. Известно, что вовлечены в этот бизнес и преступные, и террористические группировки. Это большая проблема, которая требует значительного внимания со стороны российского правительства и руководства стран ЕС. Только взаимодействие позволит достичь большей эффективности результата, который уже есть – подытожил специалист по работе с брендами».

Маркировка товаров доказала свою эффективность

Замминистра Минпромторга В. Евтухов в своем выступлении сделал акцент на то, что после создания межведомственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и проведения соответствующих мероприятий контрольно – надзорного характера показатели незаконного ввоза ежегодно уменьшаются.

— В прошлом году уровень контрафакта достигал 40%, в этом году уже 25%. Если посмотреть на статистику 2015 -2017 гг., мы увидим положительную динамику. В 2015 г объем контрафактной продукции составлял более 1 триллиона рублей, в 2016 г – 903 млрд. Безусловно, работа комиссии дает свои результаты, ее нужно вести и на рынке ЕАЭС. Не секрет, что большой объем продукции ненадлежащего качества и по сомнительным схемам к нам приходит из КНР. И мы можем рассчитывать, что в рамках Соглашения Союза с Китаем мы сможем навести порядок с двух сторон нашей страны. Надо очистить наш рынок от некачественной продукции как импортной, так и отечественных производителей».

В. Евтухов сообщил, что Минпромторг активно работает с бизнес-сообществом над введением общероссийской системы маркировки и прослеживаемости товаров, подчеркнув, что производители сами обращаются по причине проблем нелегального оборота. "Это недобросовестная конкуренция не дает возможности развивать предприятия, создавать рабочие места, платить заработную плату и, соответственно, поддерживать экономику регионов и государства в целом" - аргументировал замминистра.

С удовлетворением он отметил, что маркировка товаров, внедряющаяся в России по инициативе бизнеса, уже доказала свою эффективность. В частности, пилотный проект по маркировке меховых изделий снизил объем незаконного оборота и увеличил розничные продажи с 8,5 миллиарда рублей до 121,7 миллиарда рублей".

Добавил, что в этом году панируется ввести маркировку кожаной обуви. А также уже определены 10 групп товаров, внедрение маркировки по которым должно произойти к 2024 году.

В продолжение темы член коллегии (министр) по торговле ЕЭК Вероника Никишина рассказала о современных методах работы по борьбе с контрафактом, о новом подходе к маркировке, когда она является инструментом для обеспечения последовательности прохождения товара. Отметила, что маркировка меха как перспективный инструмент борьбы с контрафактом себя уже оправдала, и что в итоге этой работы выиграли как добросовестные производители, так и госбюджет, и покупатели, которые также могут реализовать свои права. Добавила , что наряду с Россией, маркировка меховых изделий сегодня действует в Белоруссии и Казахстане.

«Конечно, соглашение о маркировке предусматривает такую процедуру как добровольность применения - подчеркнула Вероника Никишина, - вместе с тем, российский рынок, который является интересным в первую очередь для всех стран Союза, сигнализирует — «на моем рынке может вращаться только маркированная продукция», а значит, эти страны должны включаться в цивилизованные правила игры».

Министр также сообщила о завершении работы по расширению национальных элементов маркировки на рынок пяти стран, входящих в Таможенный Союз. «У нас нет таможенных границ и перетоки контрафактной продукции дают негативный эффект на бизнес. Только единая маркировка может быть качественным ответом на вызов», – резюмировала докладчик.

Председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Михаил Дубин также говорил о пользе внедрения единой маркировки как единой цифровой платформы для осуществления общественного контроля.

«В первую очередь, это важно для защиты жизни и здоровья граждан. С помощью маркировки любой потребитель может проверить легальность купленного товара. Мы планируем разработать целую систему контроля — единое приложение, где можно будет узнать информацию о товаре, проверить чек, код маркировки, оставить жалобу и получить ответ».

О плюсах и минусах при маркировке рассуждал владелец сети магазинов и аксессуаров «Снежная королева», член президиума АКОРТ Вугар Исаев.

"Плюсы были очевидны с самого начала. В ходе работы комиссии выявились серьезные проблемы, связанные с недочетами в законодательстве и надзорно- контрольной деятельности, удалось гармонизировать соответствующие законодательства стран ЕАЭС. На основании этого опыта возник анализ существенной части (более 60%) мирового рынка, который позволяет делать система прослеживания». И поскольку у нас создается единое цифровое пространство, многие компании идут к маркировке, 30 0% рынка использует электронный документоборот".

Вугар Исаев нашел лишь один минус при маркировке – «для тех компаний, которые не хотят платить налоги и продолжают работать в нелегальном поле».

ФТС говорит «нет» контрафакту

Рассказывая о проблемах борьбы с контрафактом, руководитель Федеральной таможенной службы РФ Владимир Булавин отметил, что ФТС поддерживает контакты почти с 70 таможенными администрациями.

«В РФ заключено с порядка 300 договоров с различными государствами. И мы продвинулись достаточно навстречу друг другу с нашими зарубежными партнерами. В условиях санкций мы находим выходы из создавшегося положения, налажен обмен информацией, хотя надо признать, что наши партнеры, которые всегда с радостью делились информацией в отношении российских участников рынка, отдельных физлиц, сегодня недостаточно лояльны».

В. Булавин также сообщил, что для борьбы с контрафактом ФТС создала электронный реестр объектов интеллектуальной собственности, в который сейчас входит почти 5000 различных товарных знаков, подлежащих защите.

«Если срабатывает система рисков, мы устанавливаем контакт с правообладателями прямо из информационной системы, из личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности, и принимаем совместное решение, является ли эта партия контрафактной или нет, - объяснил глава ФТС. Основной объем контрафакта, конечно идет из Китая. В этом году провели несколько международных скоординированных операций, в том числе в России совместно с МВД, ФСБ, ФНЛ и СК. Выявленный объем контрабанды составил 6 млн. различных товарных партий с признаками контрафакта ( в прошлом году эта цифра составляла 10 млн). Рост показателей является результатом повседневной активной работы, существующей системы запретов и ограничений, системы управления рисками».

Новой проблемой В. Булавин назвал продукцию, посвященную ЧМ по футболу. Проинформировал, что с начала 2018 года выявлено 280 тыс. различных контрафактных товаров с символикой ЧМ по футболу, логотипом FIFA (в прошлом году их было 250 тыс.) В большинстве случаев это сувенирная продукция (футболки, бейсболки), произведенная в Китае.

По мнению главы российской таможни, наиболее перспективным направлением борьбы с незаконной продукцией является создание системы маркировки и системы слежения.

«К концу года - поделился В.Булавин, - ФТС вместе с ФНС планируется создать системы прослеживания движения товаров – от таможенных постов до кассовых аппаратов в торговых точках. А также создать систему обратных контуров, по которой мы будем получать после поступления в свободное обращение товара данные о стране происхождения, вес, код номенклатуры, с тем, чтобы потом в базовом хранилище произвести сравнение с тем, что было до выпуска через границу, и что получили при прохождении через кассовый контроль. Создание такой насыщенной информационной среды приведет к тому, что любой контакт будет оставлять свой электронный след, потом его идентифицируют».

Роскачество — за актуализацию устаревших стандартов и введение современных методик

Руководитель Роскачества Максим Протасов говорил о комплексной работе по внесению изменении ситуации на российском рынке.

«На протяжении 10 лет отрасль не могла решить вопрос с некачественными, не соответствующими действующим стандартам товарами. Это уже вопрос безопасности и здоровья. После того, как комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции дала комплексное поручение Роскачеству, Росаккредитации и Росстандарту - каждому в области своей компетенции решить эту задачу – сейчас впервые проблема урегулирована».

По замечанию М. Протасова, требований в технических регламентах много, но, как показали исследования, основные проблемы находятся в трех зонах.

«Избыточные требования». Например, при первом исследовании выявилось, что вся детская обувь, находящаяся на российском рынке, как импортная, так и отечественная, не соответствует техническому регламенту по весу и должна быть изъята с рынка. «Здесь были явные проблемы в области законодательства, как говорится, надо что-то поправить в консерватории, - заметил глава Роскачества. Сейчас Роспотребнадзор занимается внесением изменений в технический регламент».

«Недостаточные требования». Это касается использования сельхозпроизводителями устаревших норм пестицидов и антибиотиков, которые нуждаются в дополнительном контроле со стороны Минсельхоза и Роспотребназора.

«Отсутствующие требования». Те, которые просто не введены в России, например, для измерения методик того или иного показателя. Это относится к товарам легкой промышленности. «У нас нет методики на определение того, какой пух в наполнителе одежды, – пояснил М.Протасов. — Производитель может писать все что угодно (гагара, лебяжий пух и т. д), но нет методики, чтобы доказать, что там такое. Сейчас мы разрабатываем такую методику».

Для того, чтобы подобных проблем не было, - считает руководитель Роскачества, необходимо внедрять современные требования. Мы уверены, что с учетом уникальной площадки госкомиссии, мы в каждой индустрии сделаем шаг вперед».

Исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов согласился с мнением, что интернет-магазины считаются «засильем контрафакта», и задумался о маркировке товаров. «Трафик – один млн. посылок в день. Можно с коллегами подумать, каким образом можно будет маркировать товары».

Очень своевременная мысль. Тем более что в России на базе Центра развития перспективных технологий разрабатывается система сплошной цифровой маркировки и прослеживания товаров. Людмила Трофимова

Новости партнеров

Текстиль и Технологии восстановили поставки фетра для каландров Монти Антонио в полном объеме.
В середине 2023 года возникли логистические сложности с поставками оригинальных запчастей для печатного оборудования итальянского производства. Практически все трудности были оперативно решены с помощью параллельного импорта через ряд южных стран, но с поставками фетров для каландровых термопрессов ситуация оказалась сложнее. Фетр занимает определенный объем, его нельзя складывать или ставить на него другие грузы. Наиболее очевидный вариант – закупать фетры в Китае не устроил владельцев итальянского оборудования. К китайским фетрам слишком много вопросов по качеству их изготовления. 
Компания «Смарт-Т» установила первый в России текстильный принтер GongZheng Apsaras G2
На производственном предприятии «Геральдика» из Санкт-Петербурга инженером компании «Смарт-Т» выполнена первая в России инсталляция новейшего текстильного сублимационного принтера GongZheng Apsaras G2. На нем будут печатать флаги и гербы, создавать корпоративную атрибутику и текстильные сувениры. Изделия имеют спрос среди государственных организаций и предприятий промышленности, образовательных учреждений, отелей и санаториев, организаторов event-мероприятий. Кроме того, «Геральдика» официально поставляет продукцию для ФК «Зенит».