6 июня 2019 года в Главном штабе открывается выставка «Искусственный интеллект и диалог культур», посвященная художественным возможностям искусственного интеллекта. Экспозиция, организованная Государственным Эрмитажем и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), суверенным фондом Российской Федерации, в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», станет частью культурной программы Петербургского экономического форума. В выставке примут участие 14 художников и творческих коллективов из 10 стран мира. Использование искусственного интеллекта связано, в первую очередь, с обработкой больших массивов данных, в том числе изображений. В частности, использование искусственного интеллекта позволило в последние несколько лет добиться революционных результатов в компьютерной безопасности, банковской сфере и маркетинге благодаря технологии распознавания лиц.

Современное искусство, основанное на технологиях искусственного интеллекта, получило признание после продажи картины «Портрет Эдмона де Белами», созданной французской арт-группой Obvious, на аукционе Christie’s 25 октября 2018 года, за 432,5 тыс. долларов.

Художники и программисты, входящие в состав группы Obvious, использовали разработанные в 2014 году генеративно-состязательные сети (англ. - generative-adversarial networks, GAN), отличительной особенностью которых является одновременная работа двух алгоритмов, один из которых создает изображения, а второй их критически осмысливает и отсеивает неудачные.

Принцип работы генеративно-состязательных сетей приблизил искусственный интеллект к человеческому, наделив его способностью к воображению и критическому осмыслению полученной информации. При этом активность обеих составляющих GAN является сбалансированной и предполагает состязательный, а не конкурентный характер, что позволяет добиться наилучшего результата.

Работы группы Obvious, в частности, три портрета из «Серии портретов вымышленной семьи де Белами», а также произведения других мировых звезд этого направления в искусстве будут представлены в России впервые. Большинство работ, вошедших в экспозицию, являются результатом обработки обширных баз данных с помощью технологий искусственного интеллекта.

Например, художница Лулуа Аль-Хамуд из Саудовской Аравии создает на основе арабского алфавита абстрактную графическую форму нового языка, который претендует на то, чтобы стать универсальным средством общения

Инсталляция итальянца Давиде Квайолы представляет собой «взгляд» искусственного интеллекта на картины классиков импрессионизма, а Рефик Анадол из Турции в работе «Машинные галлюцинации» анализирует 100 тыс. фотографических воспоминаний об архитектуре.

Константин Новоселов, Нобелевский лауреат по физике 2010 года за открытие сверхтонкого материала графена, в своей инсталляции исследует пределы возможностей машинного обучения, проводя параллели с произведениями, созданными с помощью человеческого интеллекта.

В выставке участвуют: Лулуа Аль-Хамуд (Саудовская Аравия), Даниа Аль-Салех (Саудовская Аравия — Великобритания), Рефик Анадол (Турция), Давиде Квайола (Италия), Марио Клингеман (Германия), Егор Крафт (Россия), Джонатан Монаган (США), Константин Новоселов в сотрудничестве с Максимом Жестковым (Россия — Великобритания), Норимити Хиракава (Япония), Сунь Сюнь (Китай), Aaajiao (Китай), Obvious (Франция), Team Void (Южная Корея), ::vtol:: (Россия).

Кураторы выставки — Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, и Виктория Кондрашова, директор Aksenov Family Foundation.

Выставка продлится до  7 июля 2019 года

Новости партнеров

Сублимационный принтер TRUJET M3 установлен в Нико Сайбьери.
Сублимационный принтер TRUJET M3 установлен в Нико Сайбьери. «Мануфактурная лавка Нико Сайбьери» работает в столичном регионе уже несколько лет. Основной вид деятельности – цифровая печать по тканям. Компания оказывает услуги как в сегменте В2В, так и в рознице.
Компания «Смарт-Т» запустила раскройщик настила iECHO GLSA-2520 на фабрике «Нимфа» из Чебоксар
На производстве швейной фабрики «Нимфа» из г. Чебоксары инженером компании «Смарт-Т» выполнена инсталляция раскройного комплекса для настила iECHO GLSA-2520. Сразу по окончании настроек новый станок приступил к производству кроя будущих изделий.