Выставочный проект «Метаморфозы» в  БДТ

18 ноября в пространстве Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова состоялось открытие выставочного проекта «Метаморфо́зы», в рамках которого представлены художественные миры четырех выдающихся российских театральных деятелей – Александра Бенуа, Эдуарда Кочергина, Михаила Шемякина и Юрия Купера.

Выбор героев проекта не спонтанен. Все они – ренессансные личности, люди «мира искусства» в самом широком понимании этого словосочетания. Творцы с мировыми именами, ставшими также для зарубежного зрителя проводниками в мир российского сценографического искусства.

Понятие «метаморфозы» подразумевает преобразование и трансформацию. Задача сценографии заключена в творческом преобразовании пространства и времени на сцене, создании формы для игры сюжетов и смыслов.

«Для нас было важно показать на примере работ известных художников, сценографов изменения, которые произошли в российской сценографии за минувшее столетие»,- сказала идеолог проекта, писатель, продюсер Ирада Вовненко. 

Экспозиция уникальна тем, что на ней представлены не только театральные работы, но также живопись, фарфор, редкие книги, инсталляции, созданные художниками, отличительной особенностью каждого из которых является широкая сфера творческих поисков.

Это выставка артизанального искусства, здесь нет работ выполненных с помощью компьютера.

«Сейчас художники, в том числе, театральные, переходят на компьютерные технологии, – говорит Эдуард Кочергин. И этим лишают себя индивидуальности, потому что техника не обладают тем качеством, которым обладает рука человека. Мы все очень разные, я бы даже сказал контрастные, и этим хороши. Каждый со своим ритмом, своей физиологией. И здесь вы можете видеть только ручные работы, в этом особенность выставки».

Именно артизанальное творчество вдохновило искусствоведа Александра Боровского на такие строки. «Серебристая, вибрирующая в самостоятельном режиме тональность Купера «обнимает» и камерный предметный мир натюрмортов, и. архитектуру, и массовые сцены масштабных театральных постановок. Оказывается медитативный ресурс – в наше время повышенных громкостей, скоростей и визуальной агрессивности – нужен современной культуре. Во многом, благодаря Ю.Куперу».

Юрий Купер – американский и российский художник. Его творчество многогранно. Он – живописец, график, декоратор, архитектор, сценограф, дизайнер, ювелир, драматург, театральный деятель, поэт и писатель. Сценография Купера к спектаклю "Борис Годунов" в Большом театре в постановке Александра Сокурова номинирована на премию "Золотая маска" (2008). Им были созданы декорации и костюмы к спектаклям "Щелкунчик", "Кармен", "Метаморфозы". Последний спектакль – совместная работа художника с режиссером Никитой Михалковым, которая представлена на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова.

Александр Бенуа – художник, историк искусства, один из основателей и идеологов объединения "Мир искусства" и редактор одноименного журнала. С БДТ связана важная страница его творческой биографии как режиссера и театрального художника. Стоял у истоков рождения нового театра. Бенуа поставил семь спектаклей. В 1926 году эмигрировал во Францию, где продолжил работать над театральными постановками в качестве художника, сотрудничая с балетной антрепризой Сергея Дягилева Ballets Russes и миланским оперным театром Ла Скала.

Эдуард Кочергин – советский и российский театральный художник, писатель, главный художник БДТ с 1972 года. Его творческий тандем с Г.А. Товстоноговым стал поистине знаковым для театра.

Михаил Шемякин – американский и российский художник и скульптор. Ему принадлежит новое слово в прочтении балетов "Щелкунчик" и "Коппелия". Персонажи Гофмана, какими их увидел в своих постановках художник, стали визитными карточками мастера. В своих театральных работах стал не только автором декораций и костюмов, но и выступил в роли режиссера-постановщика, автора либретто балетных спектаклей.

Экспонаты для выставки предоставлены партнерами проекта, в числе которых Фонд Михаила Шемякина и Аукционный дом «Кабинетъ». Также в экспозицию войдут предметы из архива БДТ имени Г.А. Товстоногова и работы из собраний художников.

Выставочный проект реализуется при поддержке правительства Санкт-Петербурга как одно из событий, приуроченных к Году Театра в России. Генеральными партнёрами выставки выступили петербургская девелоперская Группа RBI (входят компании RBI и «Северный город») и PRIVATE BANKING Банка «Санкт-Петербург». Концепция выставочного пространства разработана архитектором Андреем Вороновым (объединение АРХАТАКА) .

Выставочный проект «Метаморфозы» пройдет в пространстве Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова до 17 декабря. Людмила Трофимова .

Новости партнеров

Компания «Смарт-Т» запустила раскройщик настила iECHO GLSA-2520 на фабрике «Нимфа» из Чебоксар
На производстве швейной фабрики «Нимфа» из г. Чебоксары инженером компании «Смарт-Т» выполнена инсталляция раскройного комплекса для настила iECHO GLSA-2520. Сразу по окончании настроек новый станок приступил к производству кроя будущих изделий.
Компания «КОВЧЕГ» установила принтер ARK-JET SUB 1902 на фабрике ZABERITE во Владимире
На фабрике домашнего текстиля ZABERITE из г. Владимира инженером компании «КОВЧЕГ» установлен сублимационный принтер ARK-JET SUB 1902. На этом предприятии уже полтора десятка лет производят широкий ассортимент текстильных товаров для дома и кухонных принадлежностей (фартуки, прихватки, скатерти, наборы полотенец и другие аксессуары). Особенно интересны декоративные подушки этого предприятия, украшенные необычными дизайнами – от орнаментов до изображений с представителями животного мира и эстетичными пейзажами. Компания популярна среди организаций HoReCa, для оснащения которых она поставляет свою текстильную продукцию.
Текстиль и Технологии восстановили поставки фетра для каландров Монти Антонио в полном объеме.
В середине 2023 года возникли логистические сложности с поставками оригинальных запчастей для печатного оборудования итальянского производства. Практически все трудности были оперативно решены с помощью параллельного импорта через ряд южных стран, но с поставками фетров для каландровых термопрессов ситуация оказалась сложнее. Фетр занимает определенный объем, его нельзя складывать или ставить на него другие грузы. Наиболее очевидный вариант – закупать фетры в Китае не устроил владельцев итальянского оборудования. К китайским фетрам слишком много вопросов по качеству их изготовления.