Запасная галерея европейской живописи XVII-XVIII веков из фондов Государственного Эрмитажа

28 мая на третьем этаже Зимнего дворца состоялось открытие Запасной галереи европейской живописи XVII-XVIII веков из фондов Государственного Эрмитажа. В составе новой экспозиции, которая охватывает девятнадцать залов, более двухсот произведений европейских художников.

Переезд коллекций западноевропейского изобразительного искусства ХIХ‒ХХ веков в здание Главного штаба значительно расширил экспозиционные пространства Эрмитажа, и теперь стало возможным гораздо более широко представить работы мастеров XVII‒XVIII веков, большинство из которых ранее находилось в фондах музея. И если основные экспозиции музея построены в основном по географическому и хронологическому принципам, то новая запасная или дополнительная галерея предлагает совершенно другой принцип построения материала. Одни её залы посвящены конкретным странам, в других ‒ показаны картины, объединенные по жанрам, – портреты, пейзажи, натюрморты, бытовые сцены, создававшиеся примерно в одно время в разных европейских странах.

История возникновения крупнейшей мировой сокровищницы памятников искусства и культуры ‒ Государственного Эрмитажа ‒ и пути формирования его коллекций схожи с аналогичным процессом, происходившем во многих европейских странах. Некоторые памятники, были привезены еще при Петре I, среди них была первая картина Рембрандта в России, – «Прощание Давида с Ионафаном». Особенно активно произведения искусства начали приобретать со второй половины XVIII столетия. В царствование основательницы Эрмитажа Екатерины II (1729 ‒ 1796), получившей в 1764 году живописное собрание купца Гоцковского, в Санкт-Петербург прибывали как отдельные картины, так и целые коллекции. Благодаря таланту императрицы, советам и посредничеству российских и иностранных экспертов за очень короткий срок было создано первоклассное художественное собрание, не уступающее лучшим галереям Европы ‒ не только по количеству, но и по качеству произведений. Художественная политика Екатерины II была продолжена её потомками, в первую очередь двумя её внуками – Александром I и Николаем I. Включенные в экспозицию живописные и скульптурные портреты Екатерины Великой, Николая I, Петра Великого, Александра I призваны подчеркнуть значительную роль этих правителей в создании богатейшего мирового художественного собрания (Зал № 314).

Начинать знакомство с экспозицией предполагается с посещения зала № 332, где показаны картины мастеров римской, фламандской, французской школ живописи, на творчество которых большое влияние оказал пластический язык Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 ‒ 1610) ‒ родоначальника художественного направления, названного караваджизмом. Характерная постановка выдвинутых на передний план полуфигур, контрастное ночное или искусственное освещение, дающее драматические тени, усиливающие театральный эффект происходящего ‒ основные черты нового типа картины, которому следовали караваджисты. Среди экспонируемых произведений: «Вакх» (круг Караваджо), «Мария Магдалина у гроба воскресшего Христа» (Антиведуто Грамматика), «Святой Иероним» (Хендрик де Сомер), «Гадание» (Ян Коссирс) и другие.

Зал «Рубенс и северное барокко» (№ 331) представляет две живописные работы главы фламандской школы живописи Питера Пауля Рубенса (1577 ‒ 1640) – «Снятие с креста» и «Апофеоз короля Иакова», а также картины, исполненные в его мастерской: «Апостол Павел», «Мадонна с младенцем» и другие. Здесь можно увидеть «Оплакивание Христа» кисти Якоба Йорданса ‒ одного из крупнейших мастеров фламандского барокко XVII века, а также картины художников фламандской школы XVII столетия: Давида Тенирса Старшего «Чудо апостола Павла на острове Мальта», Теодора ван Тюльдена «Время спасает истину» и другие.

В соседнем зале (Зал № 330) демонстрируется шедевр голландского живописца, выдающегося гравера и рисовальщика Хендрика Голциуса (1558 ‒ 1617) ‒ огромный рисунок на холсте «Вакх, Венера и Церера». Он представляет собой плод вдумчивого переосмысления росписей Рафаэля, созданных для виллы Фарнезина (Рим, Италия). За основу Голциус взял знаменитую группу трех Граций с Амуром и соседствующие с ней в росписи мотивы гирлянд и парящих путти. В этом же зале экспонируется «Воскрешение Лазаря» Паоло Веронезе и два монохромных произведения ученика Рафаэля Полидоро да Караваджо – «Амур и Психея» и «Психея и ее сестры».

Целым рядом великолепных произведений представлен европейский пейзаж, жанр, получивший в искусстве XVII века широкое распространение, особенно во Фландрии и в Голландии. С произведениями художников этих школ, многие из которых работали в Италии, можно познакомиться в залах № 323, 322.

Зал № 321 посвящен картинам, так называемого, «бытового жанра», получившего распространение в странах Северной Европы. Среди них жанровые сценки Яна Стена (1625/26 - 1679), Иоханнеса Лингелбаха (1622 ‒ 1674), а также испанских живописцев.

Включенные в состав выставки произведения, относящиеся к жанру натюрморта (залы № 320 № 319), дают яркое представление о его своеобразии и главных особенностях, демонстрируют разнообразие тем и мотивов, характеризующих старый европейский натюрморт. Наибольшее число картин принадлежит мастерам голландской и фламандской школ. Среди них элегантная композиция видного голландского художника эпохи «золотого века» ‒ Виллема ван Алста (1625/26 ‒ ок.1683), натюрморт Яна Брейгеля Младшего (1601 ‒ 1678, Фландрия), натюрморт-обманка Себастьяна Бонекруа (1618 ‒ 1676, Фландрия); натюрморты и композиционные сцены итальянских мастеров Франческо Мальтезе (около 1611 ‒ 1654), Джованни Франческо Чиппера (1664 ‒ 1736) и другие.

Зал № 318 объединяет мастеров итальянской школы и хронологически соотносится с залом Караваджистов (№ 332). Среди экспонируемых работ «Мадонна во славе» (Непорочное зачатие) Доменико Фетти; «Святой Франциск» Чиголи (Лодовико Карди); «Похищение Европы» Гвидо Рени, мастерская и другие.

В следующем зале (№ 317) показаны портреты, создававшиеся в разных европейских странах в ХVII столетии: от эффектных портретов мастерской Рубенса до скромных небольших портретов испанской школы.

Зал № 316 посвящен произведениям мастеров немецкой школы XVII столетия, многие из которых были созданы за пределами Германии, в частности в Италии. Среди них выделяются картины на сюжеты из древнеримской истории одного из наиболее талантливых немецких художников Иоганна Генриха Шенфельда. Всю жизнь прожил в Италии другой мастер немецкого происхождения, вошедший в историю искусства под именем Розы да Тиволи. Он специализировался на изображениях животных, о чем свидетельствует его картина «Охота на оленя».

В зале № 343 показаны картины итальянских мастеров XVII века: Николо Реньери – «Аполлон»; Сассоферато – «Мадонна с младенцем»; Падованино ‒ «Грация и амуры»; Себастьяно Риччи – «Венера, Марс и Амур»; Джованни Антонио Фумиани ‒ «Триумф Юдифи» и другие.

Полотна кисти знаменитого неаполитанского художника Луки Джордано (1634-1705) среди которых «Триумф Галатеи», «Похищение Европы», «Суд Париса», ранее украшавшие потолок Фойе Эрмитажного театра, представлены в зале № 344. Здесь же обращают на себя внимание два произведения Джованни Батиста Питтони (1687 ‒ 1767) крупнейшего представителя венецианской школы живописи эпохи итальянского барокко, – «Дидона при основании Карфагена» и «Смерть царя Кандавла».

В зале № 345 представлены портреты крупного формата, картины на исторические темы, изображения «галантных сцен», натюрморты, большинство из этих произведений принадлежит кисти французских художников XVIII столетия. Здесь особо выделяется портрет Екатерины Великой, исполненный Пьером-Этьеном Фальконе, сыном знаменитого скульптора. Обращает на себя внимание «Портрет сэра Роберта Уолпола, графа Орфорда» – первого премьер-министра Англии, кисти французского живописца Жана-Батиста Ванлоо ‒ единственный фамильный портрет, отправленный в Россию со знаменитой коллекцией лорда Уолпола, приобретенной Екатериной Великой. Здесь можно увидеть «галантные празднества» Никола Ланкре ‒ «Концерт в парке» и «Общество в парке»; «Автопортрет с дочерьми» Жана Лорана Монье; «Портрет графини Е.С. Самойловой с детьми» Мари Виже Лебрен.

В зале № 346 экспонируются автопортреты и портреты художников, в том числе Антона Рафаэля Менгса, Ангелики Кауфман, Юргена Овенса. В глубине зала пред нами парадный «Портрет Иоганна Мельхиора Динглингера», выдающегося дрезденского ювелира и скульптора, придворного ювелира саксонского курфюрста Августа II Сильного и «Портрет Мариии Сусанны Динглингер, написанные Антуаном Пэном.

Жанр парадного портрета XVIII столетия во всем великолепии представлен портретами монархов (зал № 347), большая часть которых происходит из Чесменского дворца в Санкт-Петербурге, где в 1770-х годах была создана галерея портретов правящих европейских монархов и их наследников. В составе экспозиции работы кисти придворного португальского живописца Мигеля Антониу ду Амарала ‒ «Портрет Жозе I, короля Португалии», «Портрет Марианны Витории, королевы Португалии» и другие. Здесь же демонстрируются «Портрет принца Фредерика, регента Дании и Норвегии» кисти Вигилиуса Эриксена, «Портрет Фридриха II», исполненный Антуаном Пэном, приглашенным из Парижа ко двору Прусского короля.

Произведения представителей неоклассического стиля, господствующего в искусстве второй половины XVIII века, ориентированного на античное искусство и архитектуру, можно увидеть в зале № 348. Здесь показаны две аллегорические картины, «Сластолюбие» и «Меркурий, коронующий философию», исполненные итальянским живописцем Помпео Батони; произведения Антона Рафаэля Менгса ‒ «Благовещение», «Персей и Андромеда», «Св. Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне»; Ангелики Кауфман ‒ «Гектор призывает Париса на Битву», «Вергилий, читающий «Энеиду» Октавии и Августу», а также картины «Венера уговаривает Елену любить Париса» кисти Пьетро Антонио Новелли и «Марс и Венера» Жозефа Мари Вьена.

Пейзажу XVIII столетия посвящен зал № 349, где особое место занимают работы крупнейшего пейзажиста этого времени, прославившегося своими романтичными «пейзажами с руинами» ‒ Гюбера Робера: «Колизей», «Архитектурный пейзаж с каналом», «Развалины дорического храма», «Кипарисы». Здесь также экспонируются картины Якоба Филиппа Хаккерта (1737-1807) среди которых «Большие каскады в Тиволи» и парная к ней «Вилла Мецената и водопады в Тиволи»; Клода Жозефа Верне – «Гавань в Анконе» и другие.

Завершает экспозицию зал № 350, в котором демонстрируется серия работ выдающегося мастера ведуты (топографического пейзажа) – Бернардо Белотто (1720 ‒ 1780), исполненная в 1740-х годах художником по заказу Генриха фон Брюля. Десять картин этой серии – виды Дрездена и расположенной неподалеку от него Пирны ‒ хранятся в Эрмитаже. Восемь картин теперь можно увидеть на третьем этаже Зимнего Дворца. Две представлены в Большом Итальянском просвете Нового Эрмитажа.

Экспозиция подготовлена Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Куратор экспозиции ‒ Сергей Олегович Андросов, Заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства, доктор искусствоведения.

Запасную галерею европейской живописи XVII-XVIII веков из фондов Государственного Эрмитажа на третьем этаже Зимнего дворца можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс по маршруту № 2 (вход с Церковной лестницы).

Новости

В межрегиональном отраслевом форуме «СПЕЦОДЕЖДА – 2021» в Иванове примут участие эксперты федерального уровня
В деловой программе Межрегионального отраслевого форума «СПЕЦОДЕЖДА – 2021», который продет в Иванове 22 октября, примут участие эксперты федерального уровня.
В Иваново подвели итоги Всероссийского отраслевого форума «Мануфактура 4.0»
15 октября в Иванове завершил работу Всероссийский отраслевой форум «Мануфактура 4.0». В нем приняло участие в очном формате и онлайн более пятисот человек: руководители предприятий легкой промышленности, эксперты, представители бизнеса и образовательной сферы.