ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: +7 812 380-9475, +7 812 764-5529
На главную страницуНаши изданияЖурнал Легкая Промышленность, Курьер

Пэчворк: изысканная простота

Квилтинг (англ. — изготовление стёганых изделий, подбивка) — популярное ремесло и искусство с богатой историей в разных частях мира.
Лицевая сторона полотна обычно выполняется в технике лоскутного шитья, иначе, в стиле пэчворк , обратная сторона может оставаться одноцветной или также быть набранной из лоскутов разного цвета. При этом стежки, соединяющие обе стороны полотна, создают причудливый выпуклый рисунок.
В старину пэчворк использовали для того, чтобы изготовить новые недорогие покрывала из изделий, которые уже отслужили свой срок. Ничего не пропадало: теплую подстежку заимствовали из старого покрывала или одеяла, износившегося от долгого использования. Для всех, кто интересуется историей текстиля, ткани и узоры старинных изделий являются бесценным источником информации о переменах, происшедших в этой области благодаря экономической революции. В наше время пэчворк и квилтинг переживает новую волну популярности; из практического навыка переделки старых вещей он превратился в изысканное рукоделие, для которого используются ткани самых разных цветов и рисунков. Традиционные узоры пэчворка по-прежнему в моде, однако наряду с ними появляются современные техники, позволяющие по-новому взглянуть на это удивительное ремесло.
История пэчворка восходит к очень отдаленным временам. Так, в музее Булат в Каире выставлен образец орнамента, датированный 980-м годом до н. э. и выполненный из кусочков кожи газели в одной тональности. В Токийском музее костюмов представлена одежда периода Майома Эдо (1569-1867), украшенная узорами из кусочков различной ткани. В IV-IX веках н.э. паломники, совершавшие восхождение к храму (пещера тысячи Будд, находившаяся на древнем шелковом пути), оставляли там кусочки своих одежд. Из этих многочисленных оставленных кусочков служители храма делали ковер, напоминавший о паломничестве множества людей. Ковер этот был обнаружен лишь в 1920-м году археологом сэром Артуром Штейном. Необычайно красивый декоративный покров хранится в Петсамском монастыре, выполненный в мягких тонах Востока и таинственной Византии. В мае 1540-го года Катерина Ховард, одна из жен Генриха (английского) получила 23 килта из королевского гардероба в знак благоволения короля перед свадьбой. В Лондонском музее одеял хранятся великолепные изделия, выполненные женами первых поселенцев в Америке. Очень живучий на Востоке, пэчворк пришел в Европу вероятно после крестовых походов, когда рыцари привозили из Палестины трофейные флаги, знамена, ковры, выполненные в этой технике и необычайно красивые. Но в Европе техника эта распространялась очень медленно и хорошо оправдывает свою этимологию «сделанный из кусочков ткани и... труда». Когда в XVIII веке в Северную Америку стали прибывать эмигранты из Англии, Голландии и Германии, они оказались по прибытии в весьма бедственном положении. Денег не хватало даже на покупку новой одежды или ткани для нее. Но женщины нашли выход из положения. Хорошие куски от старой одежды складывались в мешки, а позже из них шили одежду, одеяла, покрывала, коврики и т.д. Подобная работа объединяла людей, оторванных от родного крова, от своих корней. А возникший энтузиазм, вдохновение, позволяли создавать подлинные шедевры. Пэчворк требует творческого подхода и вкуса. Его изготовление занимает немало времени. Наверное, именно поэтому он является наилучшим противоядием от тех неприятностей, которые нам уготовил внешний мир. Но не станем забывать, что это творчество до того, как превратиться в досуг, было наилучшим способом экономии - использование самых разнообразных кусочков ткани для создания изделий. Требуется большое терпение, чтобы научиться этому творчеству, необходимо освоить многие технические приемы. Ведь никакой яркий и разнообразный рисунок не скроет плохой стежок и неаккуратную работу. Лишь с опытом приходит мастерство, достигается гармония рисунка. Лишь научившись техническим приемам, можно обрести подлинную свободу творческого самовыражения.
Техника квилтинга восходит к эпохе Древнего Рима, где она использовалась в декоре одежды и интерьера. Первые британские поселенцы привезли ее с собой в Америку, где она со временем превратилась в фольклорное искусство, а объединения любителей квилтинга стали общенациональными.
Хотя у разных народов и в разных культурах существует бесчисленное количество вариаций квилтинга, в их основе лежит одна и та же техника - два или более слоев ткани простегиваются с помощью квилтинговых швов, в результате чего получается декоративное изделие. По выбору рукодельницы квилтинг может быть простым или сложным, его можно выполнять вручную или с помощью швейной машины - в любом случае он дает простор для фантазии и эксперимента.
Наши предки, сшивавшие между собой кусочки старой ткани, вряд ли узнали бы знакомую им технику в изделиях современных мастериц, однако наверняка согласились бы с тем, что на протяжении сотен лет по всему миру существовали и существуют любители квилтинга, находящие огромное удовольствие в том, чтобы с помощью иголки с ниткой создавать замечательные узоры.
Источник: «Квилтинг. Энциклопедия» Никки Тинклер
Сейчас этим видом искусства в мире занимается более 1 000 000 человек, и с каждым днем эта цифра только растет. В современном арт-квилте нет никаких ограничений. В квилтинге можно использовать не только ткани, но и бумагу, металлические предметы, полиэтилен. Арт-квилт используется в интерьере, одежде, картинах. Благодаря тому, что в квилтинге можно использовать различные материалы и текстуры, работы просто поражают своим великолепием и потрясающим зрительным эффектов. Хлопковые ткани комбинируют с шелком, тафтой, органзой, есть работы и из флока, драпа. Иногда всматриваешься в работу арт-квилт и не понимаешь, как это возможно было сделать, насколько кропотливый это труд!
На мировом рынке существует огромный выбор аксессуаров, швейных и стегальных машин, тканей, декора. То, чего лишились наши предки, когда начали заниматься этим ремеслом. Работы в технике арт-квилт украшают машинной и ручной вышивкой, вышивкой лентой, трансферной печатью, декоративными элементами, благодаря которым квилтинг выглядит еще более интересным.
Важную роль в творчестве каждого квилтиста занимают выставки и фестивали, где мастера могут представить свои работы на оценку специалистов, а также продать свои работы. Фестивали квилтинга растут каждый год по своей зрелищности и масштабности. Америка, как страна зарождения квилтинга, конечно же лидер по квилт-фестивалям во всем мире. Германия, Франция, Япония и многие европейские страны так же радуют европейцев замечательными фестивалями с лучшими работами и богатым выбором аксессуаров и тканей для квилтинга и пэчворка. Тысячи лоскутниц съезжаются на время фестивалей и делятся своим опытом и умениями, проводя на фестивалях различные мастер-классы и семинары (впрочем, квилтингом занимаются не только женщины, но и мужчины,  наиболее известны из них: Майкл Джеймс , Рики Тимс , Марк Липински ). В России есть несколько самых крупных фестивалей квилтинга и лоскутного шитья: Ивановский фестиваль (г. Иваново), Гатчинский фестиваль (г. Санкт-Петербург), Владимирский фестиваль (г. Владимир). Каждый город, в котором проводится квилт-фестиваль, превращается в прекрасный мир, где собираются единомышленники и мастера своего дела.
Сейчас существует множество источников, по которым можно изучать технику квилтинга: книги, журналы, компьютерные программы. Но наиболее доступным и удобным источником в наше время является интернет с его многообразием сайтов. Приобретение тканей, аксессуаров и оборудования для квилтинга и лоскутного шитья не составляет проблемы, выбор довольно велик: среди производителей тканей такие мировые марки как Benartex, Kona Bay, Red Rooster, батики Bali, Timeless Treasure, среди производителей специального швейного оборудования - Brother, Bernina.
Каждому, кто неравнодушен к изделиям ручной работы, кто ценит оригинальность и нестандартный подход, доступно окунуться в мир прекрасного и многогранного квилтинга – стоит только захотеть!
Также в номере:
Отрасль и рынок
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
25-26 ноября 2010 г. Ассоциацией предприятий дорожного комплекса «Асдор» проводилась очередная 3 Международная конференция «Освоение инновационных технологий и материалов в дорожном хозяйстве». На конференции приняли участие проектировщики, строители автодорог, представители предприятий, НИИ и ВУЗов из разных регионов России, а также из Германии и Финляндии. Читать далее »
Отрасль и рынок
Белая «золотая лихорадка»
Пожалуй, никогда еще хлопок до такой степени не оправдывал придуманную когда-то в отношении его метафору – «белое золото». Да и золотая лихорадка сегодня налицо. Этой осенью цены на хлопок на бирже побили исторический максимум. И даже незначительная корректировка в ноябре не изменила ситуацию. Тонна хлопка стоит около 3 000 долларов. Если учесть, что в январе 2009 она стоила примерно 1000 долларов, а в январе 2010 – 1 600, это впечатляет… Вряд ли будет преувеличением сказать, что сильнее всего страдают от этого текстильные регионы. И Ивановская область – в первую очередь. Читать далее »
Сырье
Лен:Высокая материя
2 декабря в Вологде под патронажем Министерства промышленности и торговли РФ и Правительства Вологодской области прошла Межрегиональная конференция "Перспективы продвижения продукции льняного комплекса на российских и зарубежных рынках". Площадкой для проведения мероприятия стало ОАО «Вологодский текстиль». Инициатором конференции выступила Группа «ЛИНУМ». Читать далее »