ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: +7 812 380-9475, +7 812 764-5529
На главную страницуНаши изданияЖурнал Легкая Промышленность, Курьер

Лилльская акватория... тканей

К 1930 году здесь был действительно построен и устроен роскошный муниципальный бассейн с банями. Да не простой, а в стиле ар-деко. С витражными окнами-арками, богатой скульптурной декорацией, мозаикой, лепкой, резьбой по камню. Пятьдесят лет здесь ковали олимпийские резервы, да и просто занимались спортом и плавали в своё удовольствие. Это был не просто бассейн, а настоящий Дворец Плавания. Но не всё так просто. До 1930 года здесь тоже был отнюдь не пустырь - сохранившиеся развалины-махины в саду вокруг музея намекают частично на мощные образцы солидной архитекутры, а частично - на старинное аббатство. И то, и другое как раз и послужило "скелетом" для грандиозного дворца-бассейна. Теперь там, где были цеха по окраске тканей, находится сад, где были душевые кабинки - оригинальные вертикальные витрины и объёмные инсталляции с экспонатами, а где был сам бассейн... остался бассейн. Только теперь он выполняет чисто декоративную цель - в нём красиво отражаются античные и не очень скульптуры, сверкает смальта, льются фонтаны и зеркально повторяется грандиозный оранжево-жёлтый витраж "Солнце". Так что, какой бы ни была погода снаружи, здесь всегда празднично-рыжее лето. Форма здания (крест) и сам фасад в византийском стиле - напоминание об аббатстве. Оно фактически и стало фундаментом постройки. А вот солярий старого бассейна ныне превращён в текстильно-ботанический сад. Да-да, в нём собраны по максимуму все растения мира. Но лишь те, из которых возможно добыть волокна для ткачества - от хлопка, конопли, льна и всевозможной целлюлозы до невиданно-экзотических видов волоконных бананов и прочих чудес флоры.
Говорят, одной из самых старинных французских народных сказок является сказка «Про тринадцать мух». И она не про кого-нибудь, а про ткача. Причём, про такого, который имел репутацию бездельника, но при этом у него всё всегда было хорошо, и он умудрялся наткать больше всех и самого лучшего и тончайшего полотна. Также существует примета, что если в доме не будет лоскутов и ветхих кружев из бабушкиного сундука, то в нём поселится нищета. И хлеб французский всегда выпекали в ткани и в ткань же заворачивали, приговаривая: "Добро - к добру, богатство - к богатству". Ткань в этих краях - священная субстанция.
Музей промышленности, с которым ныне объединён весь "Бассейн", создан в Рубэ ещё в 1835 году. Поскольку городок исстари текстильный, то и промышленность подразумевалась соответствующая. Тогда полагали, что это этот, по сути, имиджевый шаг выгодно выделит предприятия Рубэ и Лилля в усилившейся тогда конкуренции. Суконные фабрики здесь работают с XIII века. А цеховое производство и мастерские – с еще более ранних времен. Мир расшевелил индустриальный подъем 200 лет назад, а позже - и мировая промышленная революция. В XIX веке Рубэ стал мировой столицей текстиля. Его называли "Французским Манчестером", или городом тысячи каминов - за непрерывно дымящие трубы суконных фабрик. Здесь была даже мировая биржа шерсти, которая ныне находится уже в Австралии. Тем не менее, остались на месте и при этом с высоким рейтингом Высшая Школа Инженеров текстильной промышленности и Высшая Национальная Школа текстильных искусств и промышленности (l'Ecole nationale superieure des arts et industries textiles, ENSAIT). Наличие этих храмов текстильных наук, а также старый Музей Ткачества в городе - отличная база для развития музея-бассейна и гарантия того, что он точно не превратится в обиталище моли. А ведь ей есть чем поживиться в этих стенах! Удивительная солидарность здешних коллег - не случайность, а традиция. Они всегда умели договариваться. Так, например, Хартия Простынников (тех, кто ткал текстильные полотна), многие формулировки которой имеют силу до сих пор, была принята в Рубэ ещё в 1469 году.
В России наиболее известными коллекциями текстильных образцов считаются музей ткани Трехгорной мануфактуры и музей ситца в Иванове. Похожую традицию - заводить музеи - имеют и некоторые другие фабрики. Есть небольшая коллекция в московском Институте льна, в некоторых региональных музеях и отраслевых институтах. Музей художественных тканей Московского государственнного текстильного университета имеет всего лишь более 25 тысяч "единиц хранения". Мир также знает совсем молодой лондонский музей "Fashion & Textile Museum" и французский "Musee des Tissuеs" в Лионе в резиденции герцога Виллероя. В Лионском музее, как считается, - наиболее богатое собрание тканей за последние 4000 лет из 2 млн. образцов, в основном шёлка. Только зная всё это можно оценить богатство лилльского "Бассейна" - около 8 тысяч лет текстильной истории в десятках миллионов экземпляров кусочков тканей, рулонов, отрезов, альбомов, коробок с лоскутами, моделей, макетов, муляжей, манекенов, разных других форм хранения текстильной Истории. Это не считая костюмов и коллекций одежды, украшений, обуви...
Простота и одновременно оригинальность наглядных пособий увлекает и восхищает не только малышей и студентов. Вот, например, подобие огромного комода. С ящичками и ящиками. Их можно выдвигать и задвигать, а какие-то ящики и отверстия так и просят: "Потрогай!" Запускаем руку в одну из прорезей - там мягкое и ворсистое, но несколько колючее и непонятное. Это немытая верблюжья шерсть. А ну-ка, что в этом ящичке? Только не смотреть, на ощупь! Похоже на вельвет. Смотрим - так и есть, и аннотация есть, чтобы удостовериться. Выдвигаем еще один, трогаем, пытаемся угадать - видимо, какая-то поверхность для чистки чего-то. Оказывается, морская пемза... Этот "комод" - не что иное как тренажёр тактильного узнавания фактур. И это не единственное познавательно-просветительское изобретение хранителей музея.
Фонд тканей не ограничивается лоскутками и рулонами. Есть ведь еще и эскизы, и даже целые картины с рисунками для тканей. Выглядит пользование текстильным архивом так, что его хранители исполняют роль гидов и консультантов, и, как приветливые хозяева, подсказывают, где что найти и как пользоваться. Вот, скажем, образцы тканей 300-летней давности находятся в специальных паспарту, как ценные акварели или фотографии. Но это настоящие ткани. Только у них особый режим хранения - им нужен приглушённый свет, чтобы краски сохранились как можно дольше, они боятся лишних прикосновений и сгибов, не любят фотографирования со вспышкой, и ещё много чего. Поэтому паспарту картонные, надёжно фиксирующие тряпочные куски и лоскуточки. А вот пэчворк-альбом. В нем, тоже бережно, как в гербарии, закреплены "эншантийоны" периода промышленной революции. Рисунок, вышивка, кружево, фактура - всё вызывает взрыв фантазии, что же конкретно из этого шилось, а также провокационную мысль: "Вряд ли такое сейчас возможно соткать!"
Только в текстильном фонде - две огромные базы данных. Часть "собрания текстильных сочинений" - более 3300 рисунков, книг и образцов - переведена в электронный вид, и ею можно пользоваться уже даже онлайн на сайте музея. И, кстати, в музее есть каталог "Russie textile" с образцами уже упомянутой Трехгорной мануфактуры - 360 образцов, иллюстрирующих период с XVIII века по 1950-е годы. Богатство подразумевает щедрость. Щедрость музея в том, что не только с самим музеем, но и с его ценнейшим архивом тканей может ознакомиться как житель Франции, так и любой специалист из мира моды и текстиля, и просто любопытный откуда угодно. Банк данных "La Piscine" доступен абсолютно всем и бесплатно. В том числе и архивная. Есть даже и возможность подписки и платного абонемента для профессионального пользования образцами и копиями. Дизайнеры, колористы, студенты-текстильщики, студенты-дизайнеры, кутюрье всего мира, всех известных Домов Мод и марок давно имеют привычку вдохновляться именно в "Бассейне". На наш вопрос про российских модельеров и тканевиков был получен короткий ответ с широкой улыбкой: "Милости просим!"

Елена ТИХОМИРОВА
Лилль, Франция
elcourrier@aol.fr

Также в номере:
История компаний
От частной инициативы – к мировой славе.
Всемирная история всегда складывается из множества частных историй. История создания швейных машин тоже состоит из историй отдельных марок, за каждой из которых стоят имена их «авторов». Зачастую мы их даже не знаем, а ведь у каждого своя история успеха, свой интересный и сложный путь к известности. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги А.А. Ганулича «Швейная машина. История и современность», в которой помимо описания основных типов бытовых и промышленных машин изложена история и основные достижения некоторых фирм, получивших мировую известность в производстве швейной техники. Читать далее »
Наши люди
Идущие вверх
Они ровесники – предприятие и его руководитель. В феврале 1961 года в Чебоксарах был заложен фундамент завода «Текстильмаш», по-старому – машиностроительного завода. А 8 сентября того же года в семье Калининых из чувашской деревушки Большая Таяба, что в Яльчикском районе, родился сын Володя. «Встретились» они в 1996 году, когда Владимир Михайлович пришел на завод в должности ди¬ректора по экономике и финансам. С тех пор не расстаются. Сегодня Калинин – генеральный директор группы компаний «Техмашхолдинг». Читать далее »
Новые технологии
Экологичная промывка – опыт фирмы Junkers & Müllers
Гидо Бенц, БЕННИНГЕР АГ, Уцвиль, Швейцария Сточные воды всегда являлись «ахиллесовой пятой» отделочных производств. Сегодня на первый план все больше выходит вопрос сокращения потребления энергоресурсов текстильного предприятия с целью снижения промышленных выбросов. При этом все внимание разработчиков сосредоточено на оптимизации процессов и их отображении с помощью интеллектуальной системы управления технологическим процессом. Читать далее »