ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: +7 812 380-9475, +7 812 764-5529
На главную страницуНаши изданияЖурнал Легкая Промышленность, Курьер

Лилльская акватория... тканей

К 1930 году здесь был действительно построен и устроен роскошный муниципальный бассейн с банями. Да не простой, а в стиле ар-деко. С витражными окнами-арками, богатой скульптурной декорацией, мозаикой, лепкой, резьбой по камню. Пятьдесят лет здесь ковали олимпийские резервы, да и просто занимались спортом и плавали в своё удовольствие. Это был не просто бассейн, а настоящий Дворец Плавания. Но не всё так просто. До 1930 года здесь тоже был отнюдь не пустырь - сохранившиеся развалины-махины в саду вокруг музея намекают частично на мощные образцы солидной архитекутры, а частично - на старинное аббатство. И то, и другое как раз и послужило "скелетом" для грандиозного дворца-бассейна. Теперь там, где были цеха по окраске тканей, находится сад, где были душевые кабинки - оригинальные вертикальные витрины и объёмные инсталляции с экспонатами, а где был сам бассейн... остался бассейн. Только теперь он выполняет чисто декоративную цель - в нём красиво отражаются античные и не очень скульптуры, сверкает смальта, льются фонтаны и зеркально повторяется грандиозный оранжево-жёлтый витраж "Солнце". Так что, какой бы ни была погода снаружи, здесь всегда празднично-рыжее лето. Форма здания (крест) и сам фасад в византийском стиле - напоминание об аббатстве. Оно фактически и стало фундаментом постройки. А вот солярий старого бассейна ныне превращён в текстильно-ботанический сад. Да-да, в нём собраны по максимуму все растения мира. Но лишь те, из которых возможно добыть волокна для ткачества - от хлопка, конопли, льна и всевозможной целлюлозы до невиданно-экзотических видов волоконных бананов и прочих чудес флоры.
Говорят, одной из самых старинных французских народных сказок является сказка «Про тринадцать мух». И она не про кого-нибудь, а про ткача. Причём, про такого, который имел репутацию бездельника, но при этом у него всё всегда было хорошо, и он умудрялся наткать больше всех и самого лучшего и тончайшего полотна. Также существует примета, что если в доме не будет лоскутов и ветхих кружев из бабушкиного сундука, то в нём поселится нищета. И хлеб французский всегда выпекали в ткани и в ткань же заворачивали, приговаривая: "Добро - к добру, богатство - к богатству". Ткань в этих краях - священная субстанция.
Музей промышленности, с которым ныне объединён весь "Бассейн", создан в Рубэ ещё в 1835 году. Поскольку городок исстари текстильный, то и промышленность подразумевалась соответствующая. Тогда полагали, что это этот, по сути, имиджевый шаг выгодно выделит предприятия Рубэ и Лилля в усилившейся тогда конкуренции. Суконные фабрики здесь работают с XIII века. А цеховое производство и мастерские – с еще более ранних времен. Мир расшевелил индустриальный подъем 200 лет назад, а позже - и мировая промышленная революция. В XIX веке Рубэ стал мировой столицей текстиля. Его называли "Французским Манчестером", или городом тысячи каминов - за непрерывно дымящие трубы суконных фабрик. Здесь была даже мировая биржа шерсти, которая ныне находится уже в Австралии. Тем не менее, остались на месте и при этом с высоким рейтингом Высшая Школа Инженеров текстильной промышленности и Высшая Национальная Школа текстильных искусств и промышленности (l'Ecole nationale superieure des arts et industries textiles, ENSAIT). Наличие этих храмов текстильных наук, а также старый Музей Ткачества в городе - отличная база для развития музея-бассейна и гарантия того, что он точно не превратится в обиталище моли. А ведь ей есть чем поживиться в этих стенах! Удивительная солидарность здешних коллег - не случайность, а традиция. Они всегда умели договариваться. Так, например, Хартия Простынников (тех, кто ткал текстильные полотна), многие формулировки которой имеют силу до сих пор, была принята в Рубэ ещё в 1469 году.
В России наиболее известными коллекциями текстильных образцов считаются музей ткани Трехгорной мануфактуры и музей ситца в Иванове. Похожую традицию - заводить музеи - имеют и некоторые другие фабрики. Есть небольшая коллекция в московском Институте льна, в некоторых региональных музеях и отраслевых институтах. Музей художественных тканей Московского государственнного текстильного университета имеет всего лишь более 25 тысяч "единиц хранения". Мир также знает совсем молодой лондонский музей "Fashion & Textile Museum" и французский "Musee des Tissuеs" в Лионе в резиденции герцога Виллероя. В Лионском музее, как считается, - наиболее богатое собрание тканей за последние 4000 лет из 2 млн. образцов, в основном шёлка. Только зная всё это можно оценить богатство лилльского "Бассейна" - около 8 тысяч лет текстильной истории в десятках миллионов экземпляров кусочков тканей, рулонов, отрезов, альбомов, коробок с лоскутами, моделей, макетов, муляжей, манекенов, разных других форм хранения текстильной Истории. Это не считая костюмов и коллекций одежды, украшений, обуви...
Простота и одновременно оригинальность наглядных пособий увлекает и восхищает не только малышей и студентов. Вот, например, подобие огромного комода. С ящичками и ящиками. Их можно выдвигать и задвигать, а какие-то ящики и отверстия так и просят: "Потрогай!" Запускаем руку в одну из прорезей - там мягкое и ворсистое, но несколько колючее и непонятное. Это немытая верблюжья шерсть. А ну-ка, что в этом ящичке? Только не смотреть, на ощупь! Похоже на вельвет. Смотрим - так и есть, и аннотация есть, чтобы удостовериться. Выдвигаем еще один, трогаем, пытаемся угадать - видимо, какая-то поверхность для чистки чего-то. Оказывается, морская пемза... Этот "комод" - не что иное как тренажёр тактильного узнавания фактур. И это не единственное познавательно-просветительское изобретение хранителей музея.
Фонд тканей не ограничивается лоскутками и рулонами. Есть ведь еще и эскизы, и даже целые картины с рисунками для тканей. Выглядит пользование текстильным архивом так, что его хранители исполняют роль гидов и консультантов, и, как приветливые хозяева, подсказывают, где что найти и как пользоваться. Вот, скажем, образцы тканей 300-летней давности находятся в специальных паспарту, как ценные акварели или фотографии. Но это настоящие ткани. Только у них особый режим хранения - им нужен приглушённый свет, чтобы краски сохранились как можно дольше, они боятся лишних прикосновений и сгибов, не любят фотографирования со вспышкой, и ещё много чего. Поэтому паспарту картонные, надёжно фиксирующие тряпочные куски и лоскуточки. А вот пэчворк-альбом. В нем, тоже бережно, как в гербарии, закреплены "эншантийоны" периода промышленной революции. Рисунок, вышивка, кружево, фактура - всё вызывает взрыв фантазии, что же конкретно из этого шилось, а также провокационную мысль: "Вряд ли такое сейчас возможно соткать!"
Только в текстильном фонде - две огромные базы данных. Часть "собрания текстильных сочинений" - более 3300 рисунков, книг и образцов - переведена в электронный вид, и ею можно пользоваться уже даже онлайн на сайте музея. И, кстати, в музее есть каталог "Russie textile" с образцами уже упомянутой Трехгорной мануфактуры - 360 образцов, иллюстрирующих период с XVIII века по 1950-е годы. Богатство подразумевает щедрость. Щедрость музея в том, что не только с самим музеем, но и с его ценнейшим архивом тканей может ознакомиться как житель Франции, так и любой специалист из мира моды и текстиля, и просто любопытный откуда угодно. Банк данных "La Piscine" доступен абсолютно всем и бесплатно. В том числе и архивная. Есть даже и возможность подписки и платного абонемента для профессионального пользования образцами и копиями. Дизайнеры, колористы, студенты-текстильщики, студенты-дизайнеры, кутюрье всего мира, всех известных Домов Мод и марок давно имеют привычку вдохновляться именно в "Бассейне". На наш вопрос про российских модельеров и тканевиков был получен короткий ответ с широкой улыбкой: "Милости просим!"

Елена ТИХОМИРОВА
Лилль, Франция
elcourrier@aol.fr

Также в номере:
Выставки
НАСТУПИЛА ЭПОХА ЛЬНА
В рамках выставки «Индустрия моды» прошла презентация новых коллекций Группы ЛИНУМ 38-я международная выставка текстильной и легкой промышленности «Индустрия моды», прошедшая 8-11 сентября в Санкт-Петербурге, стала зрелищным и ярким fashion-мероприятием. Одним из наиболее интересных событий, привлекших внимание как профессионалов, так и гостей ярмарки, стала презентация Группы ЛИНУМ - генерального партнера выставки, лидера по производству костюмно-плательных тканей и изделий домашнего текстиля изо льна в России. А в последнее время компания стала известна и на рынке модной одежды: коллекции мужской и женской одежды изо льна Группы ЛИНУМ заслужили одобрение и придирчивых модников, и маститых экспертов модной индустрии. Читать далее »
Отрасль и рынок
Жемчужина Волги и «Золотое кольцо»
2-3 сентября в Плесе прошел VI Международный текстильно-промышленный форум «Золотое кольцо». Сочетание столь масштабного мероприятия и «жемчужины Волги» - Плеса - многих интриговало. К чему бы такое обилие драгоценностей, и окупятся ли вложения? Полностью итоги форума предстоит подвести позже. Пока же понятно лишь то, что мероприятие удалось провести на достойном уровне. Читать далее »
Новые технологии
Сырье для производства нетканых утеплителей
Г.К.Мухамеджанов, к.т.н., эксперт по сертификации продукции текстильной промышленности, эксперт по стандартизации В предыдущем номере журнала были рассмотрены характеристики основных видов нетканых утеплителей, используемых в качестве прокладочного теплоизоляционного материала в бытовой, специальной и спортивной одежде, а также особенности их производства и применения на российском рынке. Предлагаем вашему вниманию продолжение статьи, посвященной российскому рынку нетканых утеплителей. Читать далее »