Этот материал вышел в № 06 за 2020 год
Пролистать PDF

-  Владимир Федорович, одна из новых разработок компании – смесовые наполнители DSD™. Расскажите о них поподробнее. Для чего нужно смешивать пух с другими композиционными элементами и что это за элементы?

– Начать стоит с того, что из себя сейчас представляет рынок пуха в мире и в России. В основном пух поступает из Китая, как дополнительное сырье, получаемое при выращивании пекинских уток. Пух в этом случае вторичен, основным продуктом является мясо. Уток растят до 70 дней, и за это время пуховые кластеры просто не успевают полноценно сформироваться, пух получается некачественным. Поэтому его можно использовать в городских массовых изделиях, но для сверхтеплой одежды такое сырье не годится.

Россия всегда славилась своими гусями. Все 30 лет, которые фирма БАСК работает с пухом, элитный сибирский гусиный пух вывозится из страны в Европу, Китай, Корею. Но постепенно производство сокращается, качетсво сырья начинает вызывать вопросы. К сожалению, поскольку в России нет ГОСТов и регулирующих документов по пуху, очень трудно согласовать качество сырья. Тем более что у покупателей нет оборудования для его проверки. Так что нередко возникают спорные ситуации.

В 2019 году мы, наконец, создали лабораторию, которая осуществляет полный контроль качества сырья. Вложили в этот проект серьезные средства. Но зато с полной ответственностью могу заявить: ни у одного производителя готовых изделий в России такой лаборатории больше нет. Проверенный нами пух мы отмечаем нашим логотипом DRY SIBERIAN DOWN®. И полностью отвечаем за качество пуха, который выпускается под этим логотипом.

Также серия DRY SIBERIAN DOWN® включает ряд композитных наполнителей на основе российского гусиного пуха высшего качества. Мы взяли качество сырья за базу и довольно много усилий потратили на то, чтобы создать на его основе качественные смеси. Технология основана на смешивании пуха с родственными по структуре материалами, способными придать утеплителю уникальные свойства, которых нет у обычного гусиного пуха. За год мы уже отработали производства пуха с полиэстером, пуха с шерстью и влагостойкого пуха.

Такое смешение пуха с другими волокнами – это сейчас мировой тренд, поскольку проблемы с качеством пуха существуют у всех. Это также позволяет придать полученным смесям дополнительные свойства. Вариантов очень много. Можно, например, смешивать пух с графеном, синтетикой, натуральными волокнами, outlast (нетканым микрокапсульным материалом, способным поглощать, накапливать и излучать тепло).

Знание всех характеристик утеплителя и использование в нашей Лаборатории Холода высокотехнологичных приборов для измерения тепловых свойств, позволяют нам заранее задавать точный температурный режим утеплителя, а не просто гарантировать FP пуха, который в нем содержится.

– Какие методики расчетов применяете и как проверяете результаты? Каковы дальнейшие планы компании BASK по исследованиям и  развитию этого направления? 

– Мы производим смешивание волокон на своей фабрике. Для начала шерсть или синтетику нужно правильно порезать, затем сильными потоками воздуха мы поднимаем эту смесь и смешиваем маленькими партиями с пухом, чтобы смесь была равномерной. Пропорции рассчитываются индивидуально для каждого изделия. Технология разработана и запатентована BASK.

После смешивания смесь проходит через нашу лабораторию, где мы оцениваем ее по целому ряду параметров.

Далее мы не только сами используем эти наполнители в производстве, но и предлагаем другим крупным производителям. Чтобы нашим партнерам не нужно было устанавливать у себя дорогостоящие набивочные станции, мы  предлагаем полуфабрикат: пуховые пакеты по лекалам заказчика. В них используются натуральный пух, наполнители серии DRY SIBERIAN DOWN®, пуховые пакеты также снабжаются данным логотипом.

Первые модели пуховых изделий с инновационным утеплителем DSD™ уже прошли испытания в экстремальных, низкотемпературных условиях, показали отличные результаты в итоговых протоколах тестирований, и доступны для потребителя.

– Компания BASK также внедрила новую программу по маркировке тепловых свойств изделий. Для чего она нужна? Какие параметры используете в новых расчетах температурного режима использования теплой одежды?

– Маркировка с нанесением температуры комфортного использования – это тоже наша уникальная разработка. Обычно производители пуховых изделий определяют температурные границы использования изделий "на глазок". Этот вопрос также не урегулирован ГОСТами. Мы создали первую в мире реализованную технологию проверки тепловых свойств реальных изделий с точностью до 1 градуса.

Что происходит по факту? Нами создана программа, в которой конструктор задает тепловые параметры будущего изделия, и получает расчет по количеству пуха в каждом из отсеков, исходя из рекомендуемой температуры использования.

Но мы не только рассчитываем необходимое содержание пуха, но и проверяем итоговые характеристики изделия в лаборатории на нашей уникальной установке. В трех разных точках готового изделия мы измеряем тепловое сопротивление. Причем практически в реальных условиях. У нас холодильник с температурой  – 45 градусов. А пластина, которая имитирует человеческий организм, нагрета до 35 градусов. То есть разница температур составляет 80 градусов. Если изделие не проходит испытание, конструктор меняет программу, лекала, количество пуха. И мы вновь проверяем изделие. И так до тех пор, пока теоретическая программа не сойдется у нас с реальными результатами испытаний.

Нужно еще учитывать, что теплопроводность воздуха меняется в зависимости от разницы температур, и довольно существенно. Проверить все это можно только в лабораторных условиях.

По итогам на каждое изделие мы будем наносить маркировку с рекомендуемой температурой использования в трех вариантах: если человек находится в покое, медленно двигается или активно двигается.

– Какие преимущества получает потребитель, приобретая изделия с новой маркировкой?

– Такая маркировка очень важна, прежде всего, для сверхтеплой одежды, которую мы впускаем для Крайнего Севера, для Арктики. Сейчас у нас есть заказы на производство изделий для использования при определенных температурах. Например, в рамках НИОКР от Минпромторга мы разработали модели для МЧС, которые могут использоваться в полярных условиях. Это вещи, в которых можно реально работать при температуре до –60 градусов. И здесь все становится очень серьезно, определять температуру использования "на глазок" уже нельзя.

Такие изделия в принципе можно сделать только с наполнителем из пуха или смесей, рулонный синтетический утеплитель будет слишком громоздким. Только пуховые вещи толщиной 5-6 см могут обладать такими тепловыми свойствами.  Их-то мы и проверяем на нашей установке, чтобы они соответствовали заявленным характеристикам.

Обычному же покупателю такая маркировка помогает сделать осознанный выбор изделия. Понятно, что молодой человек мерзнет меньше, чем взрослый, женщины более теплолюбивы, чем мужчины. Но сориентироваться можно. Эти цифры должны помочь выбрать среди наших изделий.

Например, мама, которая ежедневно гуляет с ребенком, сталкивается с  серьезными холодовыми нагрузками. А спортсмен, которому нужно максимально быстро взойти  на Эльбрус, может выбрать куртку полегче.

– Отдельное большое направление в научно-производственной деятельности компании BASK – это Арктика. Расскажите об арктическом опыте компании и новом НИОКР по разработке больших базовых палаток для Арктики.

– С самого начала работы нашей компании мы одеваем альпинистские и полярные экспедиции. Мы хорошо знаем особенности одежды для полярных условий. Сейчас Арктика развивается, туда вкладываются большие средства, там строятся заводы по добыче углеводородов, также существует необходимость обеспечения безопасности Северного морского пути. Тут уже подключаются МЧС, военные. Так что разработки для очень холодных условий актуальны как никогда.

И понятно, что люди там должны не просто выживать, но и работать. Фирма BASK не первый год участвует в решении таких задач. Я уже отмечал, мы создали 69 новых моделей в рамках НИОКР с Минпромторгом. Все они предназначены для использования при температуре менее 40 градусов. Сейчас нам выдели грант, и мы начинаем работать над созданием теплых палаток. На Севере, к сожалению, нет инфраструктуры, нет гостиниц, и когда нужно мобильно развернуть большой лагерь, либо спрыгнув в район базирования на парашютах, либо посадив на лед самолет, именно качественные современные палатки могут обеспечить людям комфорт. Мы больше 10 лет одеваем и экипируем лагерь комплексной высокоширотной арктической экспедиции "Барнео", которую ежегодно организует Экспедиционный центр Русского географического общества. Поэтому мы уже делали похожие палатки.

Сейчас стоит задача сделать их более приспособленными для длительного проживания, предусмотреть возможность объединять их в хабы. Это требует дополнительных исследований, серьезной конструкторской работы. Проект стартует в конце этого года. Завершить его, по условиям НИОКР мы должны разработать такие палатки в течение полутора лет. Это серьезная работа, но мы к ней готовы!

Беседовала Марина Москалева

Также в номере:

Игорь Ким: «Думать о людях, а не о своем кармане»

2020 год был непростым для многих компаний, имеющих отношение к легкой промышленности. Однако, любой кризис – это не только потери, но и возможности. Именно с этой точки зрения подошел к жизни в условиях пандемии коронавируса руководитель компании SportTex Игорь Ким. За прошедшие месяцы компания заметно упрочила свое положение на рынке оборудования и даже оказалась в числе лидеров по ряду позиций. Об итогах года и планах – наш разговор.  
Читать далее »

ЗНАКОМТЕСЬ: ASTRON

Под этим почти космическим словом скрывается торговая марка турецкой компании ASTAS Teсhnology, одного из крупнейших дистрибьюторов корпорации JUKI на азиатском рынке, который помимо этого в своей программе более сотни оригинальных моделей оборудования собственной разработки.
Читать далее »

Шляпа - символ позитива

20 ноября в Санкт-Петербурге открылась выставка  известного шляпника Филипа Трейси — такой подарок петербуржцам сделал музей современного искусства «Эрарта» в честь своего десятилетия. Предыдущая экспозиция, представленная здесь пять лет назад,  произвела фурор, она стала самой популярной за всю историю музея. 
Читать далее »