Этот материал вышел в № 06 за 2021 год
Пролистать PDF

В октябре в Москве в рамках дополнительного плана мероприятий Года науки и технологий состоялся III Международный Косыгинский форум «Современные задачи инженерных наук». На два дня он объединил и маститых ученых и совсем юных. На территории университета проходили пленарные заседания, стратегические и экспертные сессии, дискуссионные площадки, творческие коллаборации, государственно-частные научные и бизнес- диалоги. Все они были посвящены главной теме: подготовка профессиональных кадров для легкой промышленности; развитие инженерных наук.

Цель – консолидировать ресурсы

Организаторами форума уже который год выступают РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) и Российская академия наук, Российский Союз научных и инженерных общественных объединений при участии Российского химического общества им. Д. И. Менделеева и Российской инженерной академии.

Одним из главных событий форума стало подписание соглашения о создании отраслевого консорциума «Косыгинский научно-образовательный центр», функция которого - консолидировать все ресурсы участников консорциума для кадрового, научного и технического обеспечения легкой и текстильной промышленности и реализации совместных проектов. А в консорциум вошли такие компании, как «Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты», «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий», «Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности», ФГБУ науки Институт общей и неорганической химии им. Н. С. Курнакова Российской академии наук, «Российская инженерная академия», Российский союз научных и инженерных общественных объединений, СОЮЗЛЕГПРОМ, «Треартекс».

В рамках форума состоялись научные симпозиумы «Современные инженерные проблемы ключевых отраслей промышленности»; «Современные инженерные проблемы в производстве товаров народного потребления»; «Повышение энергоресурсоэффективности и экологической безопасности процессов и аппаратов химической и смежных отраслей промышленности», посвященный 110-летию А. Н. Плановского. Работал круглый стол Siemens, темой которого стало «Изучение современных технологий разработки ПО сегодня, как драйвер карьерного роста в будущем». Важно отметить научно-техническую сессию «Взгляд в углерод-нейтральное будущее. Стратегическое сырье России», на которой прошло обсуждение таких актуальных вопросов, как удаление СО2 из атмосферы за счет развития карбоновых ферм и питомников. В итоге была создана рабочая группа по инициированию создания межотраслевого и междисциплинарного проекта «Производство высокомаржинальной продукции как результат углерод-отрицательного земледелия» для его представления Правительству РФ и включения в число «проектов-маяков» НТИ 35.

Особенно хочется отметить, что в рамках III Международного Косыгинского форума «Современные задачи инженерных наук» были и молодежные программы. Во-первых, проходил творческий хакатон «Мода 4.0», состоялся Международный молодёжный конкурс научных проектов «Стираем границы», который является частью Молодёжной программы Форума и поддерживает мероприятия университета, направленные на подготовку специалистов высокой профессиональной подготовки.

Профориентация по-новому!

Развитие отрасли и успешное формирование кадрового потенциала является главной и основной задачей Университета. В связи с этим ведется активная работа с партнерами университета: производствами, технологическими центрами, предприятиями. В университете активно работает Центр развития карьеры, который держит связь с предприятиями, развивает направление «Кадрового резерва», участвуя в программах партнеров. Со своей стороны, университет предлагает разнообразие форм сотрудничества: подбор сотрудников и формирование внешнего кадрового резерва из числа наших студентов и выпускников (на позиции ИТР и стажеров), наставничество, практики, стажировки и ознакомительные экскурсии для студентов РГУ. Приветствуются целевой набор и целевое обучение для предприятия, которое хочет получать на выходе готового профессионала.

Так, например, на 2022 год в легендарном Технологическом институте легкой промышленности (ТИЛП) запланирован набор на направления обучения: «Конструирование изделий легкой промышленности» (очная и очно-заочная формы обучения), «Технология изделий легкой промышленности», «Технология художественной обработки материалов».

Но самое актуальное - в 2022 году ТИЛП дает старт уникальной программе обучения «Цифровой модельер». Задачи цифрового модельера – это создание эскизов, проектирование, демонстрация и изготовление одежды, обуви, аксессуаров, используя инновационные программные продукты. Цифровые технологии при моделировании позволяют определить качество посадки, удобство эксплуатации и конечный внешний вид, не создавая физический образец модели. Такой способ делает доступным массовое производство продукции по индивидуальным заказам, что оказывает большое влияние на онлайн-шопинг и всю индустрию моды. Обучение проходит с использованием передовых технологий и включает в себя три блока: творчество (скетчинг, стайлинг, иллюстрации, 3D моделирование на основе эскиза); моделирование (геометрическое моделирование, прототипирование - разработка моделей, изготовление лекал и шаблонов, конфекционирование и технологии производства); развитие (маркетинг, брендинг и продвижение, уникальные торговые предложения - разработка бренд-концепции для fashion-бренда).

Всё лучшее – детям

Университет Косыгина на своей базе и при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы создал Детский Технопарк (Косыгин-парк). Профориентационные программы разработаны преподавателями университета и нацелены на развитие интереса у школьников к различным профессиям и направлениям, востребованным сегодня и в будущем. Образовательные программы ориентированы на школьников 12-17 лет. Они смогут ознакомиться с разными профессиями и осознанно выбрать направление своего образования в университете.

Обучающая программа Детского Технопарка состоит из трех кластеров. Каждый кластер состоит из нескольких треков, дающих полное представление о профессии и векторах применения данного направления в условиях развития рынка данного сектора на мировом и российском рынках. Расскажем о них подробнее.

Кластер «IT-технологии», в котором школьники могут узнать основы электроники, схемотехники, робототехники и разработки программ для виртуальных сред. Обучение основам разработки виртуальной среды. Треки этого кластера: «Робототехника» и «Виртуальная среда».

Кластер Мода 4.0 познакомит с принципами подхода современного дизайна в области создания одежды. Художественное проектирование и моделирование изделий в рамках концепции «устойчивости» моды и производства. Разработка и проектирование персонализированной одежды и адаптации готовой одежды под нужды потребителя с применением современных технологий.  Научит, как использовать виртуальные среды и информационные технологии. Знакомство с технологиями создания умной одежды с использованием сенсорной биометрии, геолокации, регулировкой параметров пододежного пространства. Треки этого кластера: «Цифровая мода», «Умная одежда», «Устойчивая мода», «Кастомизация».

Кластер «ЧИСТЫЙ МИР», в рамках которого школьники могут научиться мониторить и исследовать экологический статус окружающей среды, научиться основам возобновляемой энергетики или основам проектирования текстиля из природных волокон. Изучение технологических процессов подготовки, сортировки, разборки, очистки и дробления отходов с использованием цифровых двойников оборудования. Треки этого кластера: «Переработка», «Экология и чистая энергетика», «Эко-текстиль».

Одним из самых интересных аппаратов Детского Технопарка станет двухфонтурная вязальная машина Silver Reed SK 280 / SRP 60 N, завоевавшая общепризнанный успех тем, что изумительно справляется с созданием вязаного полотна с многообразными узорчатыми комбинациями и дает возможность работы с тонкими и толстыми нитями. Она позволяет создавать идентичные узоры разнотипными видами вязания. Эта вязальная машина с игольницей, состоящей из 200 пластин, делает реальным воплощение внушительного набора операций, среди которых слиповое вязание, ложный ажур, вивинг, ажур без деккеровки, однофонтурный жаккард, двухфонтурное вязание, двойная резинка, махровое вязание, тисненый ажур и т. п.

В Косыгин-парке появится и текстильный плоттер Mimaki Tx300P-1800 MkII — это уникальная модель промышленного текстильного струйного принтера с функцией одновременной установки двух типов чернил - сублимационных для прямой печати и пигментных. Скорость печати более чем в два раза превышает скорость обычного принтера и достигает 66 м2/час. Но самое главное – непревзойденное качество печати и экологически чистый печатный процесс без использования вспомогательной химии, что крайне важно при работе детей.

Важно отметить, что все программы для школьников абсолютно бесплатны. Запись на обучение производится через портал Госуслуг.

Галина Паскевич  ,руководительнаправления внешних и внутренних коммуникаций РГУ им.А.Н. Косыгина  

Также в номере:

Выставка CPM поможет модному рынку выйти из кризиса

Мировая экономика, и, в частности, индустрия моды, постепенно выходят из кризисного периода. Для производителей одежды и аксессуаров одним из немногих доступных инструментов для возвращения бизнеса на допандемийный уровень становятся деловые выставочные платформы, которые связывают всех участников рынка – от брендов до байеров. 
Читать далее »

Рынок отечественной спецодежды в условиях пандемии: состояние и перспективы

В настоящее время, несмотря на продолжающуюся пандемию COVID-19, сектор рабочей специальной одежды продолжает развиваться и является наиболее стабильным на текстильном рынке. Представленный вниманию читателей обзор наглядно показывает динамику развития рынка спецодежды в России в сравнении с «доковидным» периодом.
Читать далее »

"Мануфактура 4.0": место встречи отраслевого сообщества

Октябрь оказался богат на события в сфере легкой промышленности. Одним из самых ожидаемых стал Всероссийский отраслевой форум "Мануфактура 4.0" в Иванове. 14 и 15 октября участники обсуждали проблемы и пути развития российского легпрома.
Читать далее »