Этот материал вышел в № 01 за 2024 год
Пролистать PDF

2023 год был богат на специализированные выставки по текстильной и легкой промышленности. В июне состоялась выставка ITMA в Милане и долгожданные китайские выставки ITMA Asia и CITME в ноябре. Последние открылись впервые после длительного перерыва из-за ковидных ограничений в Китае. Российские компании в первых рядах устремились туда в поисках нужного оборудования, но далеко не все нашли то, что искали. Мнения о выставке, китайском доминирующем оборудовании у всех тоже разные. Своим видением китайского рынка оборудования и выставки поделился Максим Максимов, глава текстильного департамента компании Konica Minolta Business Solutions Russia.

После посещения в конце прошлого года отраслевых выставок ITMA Asia и CITME в Шанхае (Китай) хочу поделиться с читателями журнала своими наблюдениями.

Во-первых, хочется отметить живой интерес со стороны российских посетителей выставки. На выставку я вылетел сразу же после завершения форума «Мануфактура 4.0» в Иваново. Контраст неимоверный. В рейтинге посетителей, после визитёров из Индии, Бангладеш и Пакистана, больше всего было египтян и наших соотечественников. Более того, многие представители российских компаний-дистрибьюторов лично работали на стендах экспонентов.

Во-вторых, выставка была очень живой, и многие для себя нашли то, что искали. Однако стоит отметить, что данная выставка, как и ShanghaiTex, обычно чередующаяся с ITMA Asia, не показывает ничего трендообразующего с точки зрения оборудования или технологий, но зато всегда позволяет выбрать действительно работающие решения для текущего бизнеса.

Участвуя многие годы в крупных отраслевых выставках (чаще всего это были европейские выставки), и не только в текстильных, я для себя вывел некую формулу жизненного цикла технологии и соответствующего этой технологии оборудования. Крупные трендообразующие отраслевые выставки, как правило, проводятся один раз в четыре года. Если взять за точку отсчёта одну выставку, то в рамках «первой» выставки всегда презентуются концепты оборудования на основе эволюционного или искусственно формируемого развития, а иногда и революционной смены технологии. Очень осторожно в связке с производителями основного оборудования держатся производители сопутствующего, производители комплектующих, расходных материалов, химии и иногда софтверных решений. Цели данной презентации: устойчивый имидж новаторов и инновационных разработчиков, формирование путей развития, поиск потенциальных партнёров для тестирования и в редких случаях - получение финансирования со стороны потенциальных потребителей.

Уже на следующей выставке, через 4 года, при условии должного развития технологии появляются вполне работающие решения, доступные для приобретения. Следующие четыре года показывают, насколько технология крепка, а оборудование рентабельно и работоспособно. К этому времени обычно известны все имеющиеся проблемы и способы их решения. Или, говоря профессиональным языком, «вылечены все детские болезни».

На очередной, «третьей» по счёту выставке производители оборудования готовятся к выходу на массовый рынок. В этот момент начинаются активные продажи как базового оборудования, так и всего сопутствующего, и по сути в этот момент происходит начало действительно коммерческой эксплуатации. И в это же время начинается подготовка к эволюционной замене части технологических процессов или технологии в целом. В последующие за четырехлетним циклом годы зарабатывают в основном производители запчастей и расходных материалов. По-настоящему качественное оборудование доживает следующие 12 лет, а иногда и более, если технология не развивается (как правило, это относится к странам с медленной технологической сменяемостью).

Между подобными выставками раз в два года проходили «выставки-корректоры» в разных частях света. Эти мероприятия были своего рода маркерами, позволяющими получать обратную связь и корректировать недочеты, оптимизировать процессы и т. п., а для производителей продукции - возможностью выбирать оборудование, соответствующее моменту, то есть для реальной работы.

Поэтому, если говорить об ITMA Asia 2023 и CITME 2023 (далее - ITMA Asia) – это «выставки момента». Конечно, наблюдательный посетитель и в этой ситуации сможет обнаружить нарастающие или угасающие тенденции. Но обо всём по порядку.

C самого начала необходимо отметить, что выставка была не маленькой. Она занимала семь из восьми больших павильонов выставочного комплекса National Exhibition & Convention Center.

Два павильона (№ 7 и № 8) занимали производители оборудования для переработки сырья, формирования пряжи и нитей, для производства нетканых материалов и т. п., это были самые оживленные павильоны с большим количеством посетителей и персонала на стендах. На больших стендах именитых производителей (Rieter, Trutzsсhler, Saurer и других) не было представлено оборудования, но была большая массовка. Выдавали массовку лица - это были европейцы и несколько представителей узбекских компаний, покупателей не было. При этом вокруг было много китайских производителей (Best Machinery, Tong He, LM, Yunlong, Taitan и другие) с визуально сопоставимым оборудованием, в том числе по окраске и дизайну. Количество установленных «букетов» с цветами и красными лентами с названием компаний, означающими успешные сделки, исчислялось десятками. Какой можно сделать вывод? Так как сырьевые рынки расположены далеко не в Европе, то в ближайшие годы в этом сегменте следует ожидать серьёзные баталии.

В павильоне № 3, посвященном ткачеству и плетению, картина выглядела более привычно и стабильно, хотя и не менее многолюдно. Как обычно, больше всего посетителей было на красиво оформленных стендах компаний Toyota, Tsudakoma, Picanol, Itema и подобных. При этом на стендах китайских производителей посетителей было отнюдь не меньше. Haisen, Wanli, S&S, Haijia, Liwang, RIFA радовали гостей обилием шоу, красивых моделей и всё тех же красных «букетов». Для себя отметил большое количество производителей оборудования для плетения различных лент, верёвок, жгутов и канатов, от практически надомных до огромных промышленных.В павильоне вязального оборудования (№ 4) доминировали исключительно китайские производители. Вязали всё - от носков до широкого полотна. С посетителями было не так многолюдно.

В более близких бизнесу нашей компании павильонах № 5 и № 6 располагались производители различного оборудования для отделки и окрашивания. Были, конечно, представители из Италии, в большей степени компактно разместившиеся на комплексном стенде, организованном ассоциацией ACIMIT во главе с президентом Ассоциации Federico Pellegata (каждый раз поражаюсь и восхищаюсь его настойчивостью в продвижении итальянских производителей, браво), Salvade с Mario Bruno, Santex Rimar Group, Benninger, Henriksen с отдельными стендами и некоторые другие, но в общей массе, без оборудования они тонули в море китайских и тайваньских брендов. Что можно сказать об этой экспозиции: много сушильно-ширильного оборудования, промывных линий, оборудования для стабилизации полотна, отбелки, отварки и прочей дополнительной отделки. Посетителей было не так много, поэтому было время пройтись по старым знакомым: Fong’s, Red Flag, Hsing Cheng - те компании, которым не безразлично качество производимого ими оборудования. И еще успели немного поговорить с Татьяной Голубевой ( компания «TL Tex») на стенде SAGA. Из особенных наблюдений: мало оборудования для крашения и полное отсутствие оборудования для аналоговой ротационной и трафаретной печати – тренд нового времени!

Павильон, где мною проведено больше всего времени - № 6 (цифровая печать). 6 – самое счастливое число в китайской жизни, и, не понаслышке зная щепетильность и внимательность китайцев к атрибутике, думаю, это не случайно.

Так как цифровая печать как сегмент более всего близка мне, то и основное общение происходило там, и акцент в наблюдениях сделан на этот павильон. Сказать, что производителей принтеров было много - означает не сказать ничего.

Во-первых, не было представлено никаких перепродавцов с разномастно наклеенными шильдиками, которые часто доходят до наших покупателей. Только производители. Несмотря на то, что в Китае нет вертикально выстроенных компаний, таких как японские Epson и Konica Minolta, а только компиляторы ОЕМ* оборудования, все же посмотреть было на что.  

* Говоря простым языком: компиляторы ОЕМ (от англ. Original Equipment Manufacturer) – это компании, которые понимают техническое устройство оборудования, и с помощью доступных им средств (самостоятельного производства или покупки корпусов, механизмов трансмиссии, различных датчиков, электронных плат и т. п., а также получения ряда технологий и печатающих головок исключительно от японских производителей) собирают в разной степени хорошо или плохо работающие, технологичные и не очень (так же как симпатичные и не очень в отношении дизайна) принтеры. Так сказать, на любой вкус и цвет особо неискушенных потребителей (прим. автора).  

Немного хочу рассказать о технологиях производства принтеров и плоттеров для печати на текстиле и их классификации. Есть разные типы печати с использованием разных красителей.

Существует прямая печать реактивными (для материалов с целлюлозной структурой волокон: хлопок, лён, вискоза и т. п.), кислотными (для полиамидной группы: собственно, самого полиамида или нейлона, шерсти и шёлка, последние два материала с некоторыми оговорками можно печатать и реактивными красителями) и дисперсными (исключительно полиэстер) чернилами с последующей обработкой паром. Данный тип печати подразумевает очень высокое качество передачи цвета и изображения, соответствие стандартам качества, сложную отделку и наличие мокрых процессов. Для печати используются, как правило, только промышленные принтеры (в большей степени с кирзовым ремнём для печати не только тканей, а ещё и сложных материалов, и особенно трикотажа), в том числе однопроходные линии для совсем больших производств как замена ротационной печати (обычно с шириной печати до 1800 мм). 

Сублимационные промышленные принтеры, а чаще всего плоттеры, используются для печати на бумаге с последующим термопереносом чернил на тканевое полотно. Ширина печати может быть разной, так как принтеры поставляются для разных сегментов (печать рекламы и флагов, штор, промо-продукции и fast fashion).

Прямая печать пигментными чернилами с последующей термофиксацией интересна малым предприятиям, которые испытывают сложности с наличием промышленных помещений и коммуникаций. В пигментной печати выше себестоимость, и пока технология не достигла тех стандартов качества, которые есть в прямой печати с паровым закреплением, но при этом она имеет ряд уникальных преимуществ и продолжает развиваться. Новые мелкодисперсные красители позволяют печатать на всех типах материалов (в том числе смесовых с пропорционально одинаковым содержанием, например, полиэстера и хлопка), а за счет размещения предприятий в удобных локациях - печатать малые заказы быстро и в срок.

В большинстве промышленных принтеров (особенно сублимационных) до недавнего времени использовались печатающие головки компании Kyocera (серии KJ4B-300 или KJ4B-600), которые были доступны всем ОЕМ-компиляторам, так как сама компания Kyocera принтеров не производила.

Для плоттеров же в основном использовались головки непромышленного типа от компании Epson (последнее время серия i3200 как замена устаревшей серии DX).

Для OEM-принтеров с пигментной печатью использовались в основном головки Konica Minolta (серия KM1024i-MAE)** или головки Ricoh (Gen5 и Gen6), и там, где не требовалось высокого качества печати - головки Fujifim Starfire. 

** В собственных принтерах Nassenger Konica Minolta использует головки другой серии (прим. автора).

В 2023 году на глобальной выставке ITMA в Милане компания Kyocera презентовала собственный принтер и объявила о производстве новой серии головок, которые будут использоваться в принтерах собственной разработки. Для итальянских ОЕМ-компиляторов (Reggiani, MS Italy) и для большинства китайских (Atexco, Homer, BYDI и другие) это означало оставаться с имеющимися запасами ранее купленных головок, плат, различных комплектующих и продолжать производить уже отлаженные, а в случае с сублимационной печатью - производительные и стабильно работающие принтеры, или потерять ранее вложенные в активы средства и переходить к новым разработкам. Второй путь пока выбрали Reggiani и Atexco, посмотрим, что из этого получится, но минимум одно неудобство для клиентов, имеющих принтеры данных производителей, уже есть: это сведение цветов.

Вернемся к выставке через призму вышесказанного. Reggiani и MS Italy, о которых я упоминал, на выставке имели очень скромные стенды. Голландский SPG имел стенд побольше, но ничего интересного не продемонстрировал, несмотря на наличие местного представителя.

Atexco разместилась с большой экспозицией в центре павильона, представив несколько разных принтеров, в том числе модель с печатающими головками японской компании Brother. Также недалеко от основного стенда было представлено гибридное устройство (с огромным порталом для каретки и секцией трафаретной печати) для печати штор и ковровых покрытий. Почти аналогичный прототип стоял напротив этого стенда у другой компании. Стоит отметить, что подобное, но более аккуратное гибридное устройство на выставке в Барселоне, созданное на базе нашего принтера Nassenger 10, показывал наш технологический партнёр, японская компания Ichinose (на выставке в Китае у них тоже был стенд с различными разработками, мне удалось немного пообщаться с господином Ichinose и его командой несмотря на обилие посетителей).

Напротив Atexco расположился стенд компании Homer (они же Hongmei) с моделью, использующей большее количество головок Kyocera, чем в предыдущих моделях.

За ними разместилась компания Gongzheng. На стендах всех трёх компаний работали их российские представители. Немного поодаль располагался стенд компании Epson, на котором, в отличие от миланской выставки, ничего нового представлено не было.

В самом центре развернулся стенд компании Konica Minolta. Наши китайские коллеги представили принтер для прямой печати реактивными чернилами Nassenger 10e, а также образцы печати на полиэстере новыми мелкодисперсными пигментными чернилами Virobe Ink.

Рядом со стендом Konica Minolta расположились: компания MT с логотипом, повторяющим итальянского производителя MS и оборудованием, внешне похожим на голландскую SETeMa, известный производитель конвейерных лент Habasit, компания ByDi, которая показывала принтер с технологией движения печатающей каретки на двух магнитных рельсах, реализованной впервые в принтере Nassenger Pro1000 15 лет назад. Внешне принтер напоминал творения итальянского производителя Reggiani.

Поодаль разместился стенд компании iTTEN, принтеры которой имеют множество цветовых решений с разными названиями по всему миру, а в России известны под брендом TrueJet. На стенде также работали российские представители этой марки и их турецкий партнёр.

Особо хочу отметить компанию Fedar, на стенде которой было не протолкнуться. В Россию принтеры поставляются как под оригинальным названием, так и под брендом ArkJet. Были представлены несколько достойных моделей на базе печатающих головок Epson i3200. 

И это был не единственный производитель, который презентовал интересные модели. Я был несколько удивлен тем, что в Россию не поставляются принтеры, достойные внимания (более того, российские клиенты как раз больше всего времени проводили на этих стендах): DGE, EtiJet, HPRT, EDA, Flora. Большинство этих производителей использовали в своих принтерах новые промышленные головки Epson S3200, по производительности сопоставимые с Kyocera KJ4B.

Особо хотел бы отметить очень интересного производителя HOPETECH, который презентовал однопроходную печатную линию на этих головках. Данный производитель выпускает промышленные принтеры для всех типов печати, разной ширины - от 645 мм до 3200 мм. По рекомендации нашего индийского дистрибьютора, который в прошлом году продал более 50 принтеров HOPETECH, мы заключаем соглашение зо поставках принтеров HOPETECH в Россию.

Однопроходные печатные линии, кроме HOPETECH представила компания Atexco и компания Hi-Ink. Последняя интересна тем, что занимается производством только однопроходных линий на базе печатающих головок Fujifilm Samba, и установила в Китае на замену аналоговых ротационных линий более 20 устройств. Кстати, на выставке ITMA-2019 в Барселоне компания SPG Print имела самый большой стенд среди производителей цифровых печатных устройств с однопроходной линией Pike на базе этих же головок, подавала очень большие надежды, но вынуждена была закрыть проект, проиграв в ценовой конкуренции именно компании Hi-Ink. В чём успех компании Hi-Ink, при том что базовая цена решения выше цены других производителей? Если вы вспомните моё интервью в журнале «Легкая промышленность. Курьер» (№ 3, 2021), где я приводил выдержки из программы развития, приуроченной к Съезду Политбюро ЦК КП Китае, там были сформулированы ключевые задачи экономического и социального развития в рамках 14-й пятилетки (и все они, кстати, так или иначе выполнены). Один из пунктов гласил о глубокой интеграции цифровых решений в аналоговых производствах, и на это выделялись существенные субсидии. Это очень хороший пример становления стартапа по производству оборудования, развития имеющихся предприятий и государственной поддержки отрасли в целом.

Наверное, нельзя обойти тему двусторонней печати. На выставке было представлено несколько производителей, лучшим из которых по праву можно назвать SkyJet. Около 10 лет назад я познакомился с госпожой Wang Hui, владельцем компании SkyJet, которая уже несколько лет выпускала принтеры для двусторонней печати на текстиле (технология двух автономных кареток на базе печатающих головок Konica Minolta) и уже тогда являлась известным и заслуженным игроком на рынке широкоформатных принтеров. Поэтому с большим удивлением я отнесся к заявлению итальянской компании MAS на выставке в Милане в прошлом году о представленных ими принтерах и прорывной технологии двусторонней печати, с учётом того, что именно в Италии эта технология получила развитие после нескольких инсталляций китайского оборудования, в том числе оборудования SkyJet.

Привлекло внимание интересное решение от компании GBART. Тоже двусторонняя печать, но уже реактивными чернилами или, как говорит производитель, Vegetable Ink (собственной рецептуры), по пропитанному шёлковому или хлопковому полотну с паровым зреленьем в линию. Стоимость линии, я бы сказал, очень низкая, однако «дьявол в деталях»: линия поставляется только с чернилами и полотном производителя. По заявлению владельцев компании, это их собственная разработка, полученная в процессе своего печатного производства (компания имеет более 120 принтеров, в том числе более 30 принтеров MS Italy). Насколько данная технология будет популярна в России - сложно сказать, так как в основном предназначена для печати платков, а рынок аксессуаров у нас пока развит слабо. Базовая потребность сегодня - это печать хлопкового трикотажа, рубашечно-плательной группы из хлопка, льна и вискозы, полиамида для спорта и нужд армии, прямая печать на полиэстере, запросы по печати на шерсти, и это при том, что все имеющиеся принтеры в России, без привязки к технологии печати и работоспособности, могут покрыть только 5-6 % имеющегося потенциала рынка.

Ритейл завален однотипной гладкокрашеной продукцией из Узбекистана. Продавцы на маркетплейсах испытывают трудности с реализацией продукции и многократным падением маржи в связи с ростом конкуренции в сегменте низкокачественной и однотипной продукции, ежедневно подтверждаемые большим количеством возвратов (в том числе продукции с использованием DTF-технологии (Direct-to-Film) - технологии, которую сейчас так активно лоббируют китайские поставщики, при этом не используют её для производства одежды внутри Китая). И это ещё один важный момент: большая часть оборудования, представленного на выставке, в том числе того, которое уже существует на российском рынке, предназначена для экспорта в другие страны и не используется локальными производителями, особенно выпускающими готовую продукцию на экспорт. Ситуация схожа с поставкой автомобилей: в Китае практически невозможно увидеть бренды машин, популярные у нас.

Если кратко резюмировать, то у меня остались очень хорошие впечатления от выставки. При здравом подходе к делу можно получить очень неплохой результат. Китай динамично развивается, меняет подход к бизнесу, потреблению и социальному развитию – нам есть чему у них учиться, а потенциал нашего рынка огромен.

 

Также в номере:

Рынок готовых тканей отечественного производства в условиях санкций

Людмила Фомченкова, канд. техн. наук   В последнее время отечественным предприятиям и фирмам, которые производят широкий ассортимент готовых тканей различного состава и назначения, приходится работать в условиях введения многочисленных санкций. Представляет интерес динамика производства тканей отечественными компаниями в этих условиях. 
Читать далее »

МИНТЕКС: от машин и запчастей до производства с нуля

С каждым годом на рынке швейных изделий появляются новые решения и требования и по качеству и по модельному ряду, что заставляет производителей активнее модернизировать производство и добавлять новую технику, чтобы держаться в условиях серьезной конкуренции. Растет спрос на высокопроизводительные машины, полуавтоматы для различных операций, а также машины специального назначения. В связи с этим найти технику, способную удовлетворить нужды современного производства, можно только обратившись в компанию, которая следит за тенденциями в отрасли и имеет многолетний опыт. Одним из таких поставщиков, специализирующихся на решении задач разной сложности, является компания МИНТЕКС, которая уже более 27 лет, находясь в Москве, помогает в подборе и поставке сложной техники, автоматизации процессов и в расчете поточных линий. Мы побеседовали с ее основателем Арамом Рафаеловичем о успехах компании, марках, которые представляет МИНТЕКС, и о многом другом.    
Читать далее »

PRO-модели GO!Digital для настоящих PROфессионалов

Российский рынок легкой промышленности активно меняется, и это очевидный факт. На фоне ухода иностранных компаний появляются новые бренды и самое разнообразное оборудование, в том числе и в сегменте цифровой печати. GO!Digital  - один из таких брендов, и несмотря на то, что он только начинает осваивать данную сферу, за этим именем уже стоит немалый опыт компания РУССКОМ, которая работает более 30 лет с  технологиями печати. 
Читать далее »