Этот материал вышел в № 02 за 2012 год
Кто виноват…

Причин возникновения такой ситуации для российских производителей одежды много. Часть из них – внешние:   отсутствие в России собственной сырьевой базы., несовершенное налоговое и таможенное законодательство, рост цен на энергоносители и транспортные тарифы, малоэффективная система кредитования, слабая поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства. Если же взглянуть глубже , то огромной проблемой большинства российских швейных предприятий являются  отсутствие современных производственных и управленческих технологий, что влечет за собой высокие производственные издержки, низкую производительность труда при   дефиците квалифицированных производственных и управленческих кадров.

Но есть факторы, управление которыми, повышает конкурентоспособность и качество производимой продукции. Об этом мне и хотелось бы поговорить.

Залогом  прибыльности и успешности любого производственно предприятия является в конечном итоге предложение оптовому и розничному потребителю конкурентоспособного товара, отвечающего критериям современного дизайна, качества и цены. Конкурентоспособность товара в свою очередь обеспечивается эффективно организованным производственным процессом, грамотным  управлением затратами и ассортиментом. То есть,  в успешном швейном бизнесе должна работать цепочка: маркетинг - управление затратами – дизайн – конструирование – технология – производство – продажи – маркетинг - управление затратами и логистикой.

Что же я наблюдаю на российских предприятиях, когда даю консультации по организации швейных цехов,  какова их структура сегодня и почему зачастую связи между структурами на производстве не работают в эффективном режиме? 

Сапоги должен тачать сапожник…

Нередко по причине того, что  маркетинг молод и на рынке труда существует дефицит квалифицированных маркетологов,  а на многих производственных предприятиях маркетинг вообще отсутствует. (За исключением, пожалуй, предприятий, имеющих собственную развитую сеть розницы. Но такие в России можно пересчитать буквально по пальцам), функции отдела маркетинга, возлагаются на дизайнеров, которые к этому совершенно не готовы.   Вот что думает об уровне российских дизайнеров Елена Когель, эксперт в области моды, руководитель проекта Модельеры.ру, ведущая рубрики «Практикум для байера» в журнале Fashion Report, учередитель премии «Золотой Модельер»:

«Проект Модельеры.ру существует уже более 5 лет. За последние несколько лет через мои «руки» прошло более 100 российских дизайнеров из различных регионов России. Практически всегда дизайнеры, которые обращаются за продвижением в наш проект, представляют сырой продукт и в подавляющем большинстве случаев не знают, как сделать коммерчески успешную коллекцию. Толковая фотосессия есть у 5-6 дизайнеров за сезон - просто более-менее приемлемая, отнюдь не блеск с точки зрения презентации. В изделиях зачастую вообще отсутствуют артикулы, этикетки с составом ткани и инструкцией по уходу. Размерный ряд готовых изделий не соответствует ГОСТу по размерам и ростам, в результате чего продукт не пригоден для розницы. Возникает  такое чувство, что в учебных заведениях не преподают вообще ничего кроме КРЕАТИВА. У дизайнеров отсутствуют знания по материаловедению, правилам обработки ткани, им не преподают стандарты, сертификацию, нет культуры пошива и качественной технологической обработки изделия. Такое впечатление, что выпускники не то что не проходят практику на реальных производствах, но и не видят их ни разу в глаза за период своего обучения. До науки о создании и продвижении бренда дело явно просто не доходит. Зато у всех дизайнеров на первом плане – это их имя крупными буквами. И это не вина их, а беда - среди них много действительно талантливых, но их талант нужно направлять и адаптировать к производственным процессам, и это задача образования».

 То есть в сложившихся условиях у большинства предприятий отсутствует понимание того, для какого потребителя они работают, что этому потребителю нужно и в каком объеме. И вместо того, что бы задавать дизайнеру рамки, в которых необходимо создавать коллекции, российские производители вынуждены заниматься эскпериментами, предлагая рынку сырой  дизайнерский продукт, не отвечающий требованиям современного потребителя, который имеет возможности сравнивать уровень качества, дизайна и цен на российскую и зарубежную продукцию. 

Когда в друзьях согласья нет…

Другая проблема, которая возникает на предприятиях - практически полное отсутствие ассортиментной матрицы. А если она и есть, то  в таком виде,  что проследить по ней технологию обработки часто просто не возможно. А это означает то, что невозможно получить понимание, какое оборудование необходимо при обновлении устаревшей производственной базы, в каком количестве или что конкретно из оборудования и средств автоматизации потребуется купить в случае увеличения объемов производства изделий с той или иной технологией обработки. Отсутствует взаимосвязь между дизайнерским отделом и производственным блоком.

Пример из личной практики: Одна компания обратилась ко мне по вопросу автоматизации швейных операций. Отдел разработки и отдел производства расположены в разных регионах. Технология пошива новых изделий отрабатывается в экспериментальной лаборатории (в которой набор оборудования и приспособлений не соответствует тому, что есть на производстве) , на производстве отшиваются образцы для показа клиентам, под руководством технолога экспериментальной лаборатории. И вроде все согласовано, и первая партия экспериментальных изделий для показа покупателям привезена в офис и продана на этапе предзаказа … но есть нюанс -технолог из экспериментального отдела привез, а затем увез обратно приспособления для автоматизации, необходимые для пошива изделий. Технолог с производства  при попытках выяснить у технолога экспериментального цеха, какие приспособления нужно купить отправляется в отдел закупок. А отдел закупок  говорит о том, что не понимает, о каком конкретно приспособлении идет речь, так как закупает столько приспособлений для экспериментального цеха что пойди разбери, когда и у кого это куплено… В итоге,  на производстве меняют технологию пошива, отдел продаж получает брак производственной партии. Бухгалтер не понимает, почему норма от расчетного в экспериментальном цехе времени на пошив выросла, и она должна заплатить швеям больше, чем планировалось, при том что они еще и выпустили брак, который непонятно кто и как будет переделывать. Отдел продаж не может эту партию отгрузить клиентам, которые заплатили предоплату и у которых начался сезон продаж…В результате за брак штрафуется технолог на производстве, который после этого увольняется. На поиск технолога на производство компания потратила 4 месяца. Гендиректор компании при этом пребывает в полной и глубокой уверенности, что грамотных производственных кадров на рынке труда нет. Уволившийся технолог устраивается после этого на работу в иностранную компанию и уезжает работать в Китай….Гротеск? Ничуть - зачастую все это будни российских производителей.

Компаний разные, проблемы одинаковые

А вот еще один пример из практики - взгляд на российское производство со стороны руководителя небольшой, но вполне успешной оптовой компании. Привожу показательный пример от  первого лица.«Я наблюдаю рост спроса своих клиентов – это розничные магазины в регионах - на продукцию высокого качества в среднем ценовом сегменте. При посещении стендов российских производителей на выставках вижу слабое, но все-таки улучшение качества и дизайна изделий. И есть производители, чей продукт мне интересен. Но, российский производитель абсолютно не умеет работать с оптовиком: нет нормальных фотографий коллекции, не продуманы артикулы, не соблюдаются сроки исполнения заказа, большой процент брака, риск получить за собственные деньги то, что ты вообще не заказывал и никогда бы не заказал, потому, что мои клиенты это не купят…

Я посетил  одну из фабрик, посмотрел коллекцию, выбрал интересующие меня модели, подписал договор, внес авансовый платеж. Мне выслали фотографии коллекции, что бы я сформировал следующий заказ. Все было отлично до тех пор, пока я не получил первую партию заказанной продукции.. В пришедшей партии товара был брак – один рукав короче другого. Я позвонил директору компании, что бы разобраться с этим вопросом. И что услышал: - «Вы проверьте весь товар и мы готовы забрать у Вас то что бракованное.» - «…. ?  У меня нет отдела ОТК, что бы распаковывать и промерять длину рукавов на всех 500 блузках, которые я от Вас получил, и потом запаковывать все обратно кто оплатит эту работу моему сотруднику?»…. Через три дня я получил очередную предоплаченную партию товара. Платья оказались с отделкой, которая  абсолютно не соответствовала тому, что я видел на фотографии коллекций. Эта отделка сделала платье непродаваемым. Я опять позвонил директору и сообщил, что  возвращаю компании, то что я не заказывал.  Дальше диалог:

- « Вы так не переживайте, если мы что-то меняем в моделях, то уверены что наши изменения не ухудшают внешний вид товара»… « …. Отлично…. но я это не заказывал.!!!» - « У нас возникли проблемы с отделкой и мы ее поменяли». - « А то здесь причем? Тогда эти изменения должны быть отражены в артикуле и Ваши менеджеры не работают тогда вообще, если они не согласовывают с клиентом такие изменения».

Мне конечно вернули предоплату… Но при этом менеджер  сказала, что они не будут со мной дальше работать, так как у меня завышенные требования к работе компании. И что стоимость тех платьев, которые я вернул обратно, вычли у нее из зарплаты. Я посоветовал ей поднять на фирме вопрос об изменении системы артикулов, чтобы она видела, что отгружает. На что она ответила, что ее после этого вообще могут уволить, а работы в регионе нет… Дальше я пробовал начать сотрудничество еще с шестью российскими производителями, но пообщавшись предварительно с менеджерами, я сделал для себя вывод, что проблемы везде одни и те же. Все это грустно, но у меня нет желания нести на себе  риски производителей и оплачивать из собственного кармана их неорганизованность и отсутствие системы управления. Сейчас я работаю с двумя итальянскими шоурумами и их уровень работы с клиентом, стабильное качество изделия и точные сроки отгрузки заказа меня вполне устраивают».

…И что делать?

Среди российских производителей бытует крепкое мнение что на рынке профессионалы в швейном производстве практически отсутствую, и что именно производство - основной источник всех бед и затрат и что закупка современной автоматизированной швейной техники – панацея от всех производственных проблем. А я все чаще задаюсь вопросом: зачем создавать производства, если нет сбыта? Со сбытом у российских производителей проблемы не потому, что нет рынка, а потому, что зачастую просто не выстроена система, позволяющая предлагать потребителю качественный, современный товар в необходимые сроки и по конкурентным ценам.И на мой взгляд, задача собственников и управляющих швейным бизнесом в России сегодня  - прийти к понимаю того, что необходимо вкладывать средства и силы не только в закупку современной производственной техники, но и в автоматизацию системы управления для интеграции подразделений компании . Потому что на сегодняшний день основные риски и издержки  предприятий лежат в области взаимодействия отделов и отсутствии прозрачной и понятной системы управления. И это даже не вопрос развития компаний, а вопрос их выживания на российском рынке. А после вступления России в ВТО вопрос встанет еще острее. На российский рынок хлынет не только импортный товар, но и придут иностранные компании, обладающие огромными конкурентными преимуществами. Это касается и организации управления производством, и контроля качества, и использования маркетинговой информации при принятии решений, и широкого применения инноваций, и разработок стратегии выхода на новые рынки. Решающую роль сыграют большой управленческий опыт, современные эффективные управленческие технологии. Российские производители в этом очень сильно проигрывают, и все это на фоне катастрофической для отрасли нехватки профессиональных ресурсов по всей кадровой цепочке: швеи, механики производственного оборудования, дизайнеры, технологи, главные инженеры и управляющие предприятием.

Проблема подготовки кадров для швейной отрасли, возникала не далеко не вчера и на сегодняшний день уже не может быть решена без участия государства. В образовательной сфере для повышения уровня квалификации выпускников необходима интеграция вузов, колледжей и производства.  Создание  региональных учебных центров на базе передовых информационных и управленческих технологий и современного производственного оборудования должно стать реальной стратегической задачей государства сегодня. Иначе завтра отрасль для страны будет потеряна.

 Продолжение следует

Генеральный директор компании «Интегро Групп». Партнер проекта «Модельеры.ру» Наталья Потапова

Читать предыдущую

ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ ПО ТКАНИ

Также в номере:

Дружеские объятия соседей пугают российских производителей текстиля

Новые правила игры внутри Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном с 1 июля 2012 года будет определять коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Премьер-министр РФ Владимир Путин призвал ЕЭК не повторять ошибки европейских стран, союз которых (ЕС), сейчас испытывает колоссальные организационные и финансовые сложности.
Читать далее »

Хотели как всегда…

В редакцию поступила статья от компании «СТОРМТЕКС» занимающейся поставками трикотажного оборудования. Мы не могли оставить ее без внимания, так как в последнее время очень многие компании сетуют на трудности работы с таможней. Данную статью публикуем без купюр, поскольку она напоминает «крик души»…
Читать далее »

Группа ЛИНУМ: новости из Парижа и не только

14 февраля в столице Франции открылась самая престижная и крупная выставка в Европе по костюмно-плательным тканям Première Vision Paris, на которой дважды в год формируются модные тенденции в текстильной отрасли – в феврале для весеннего/летнего, в сентябре - для осеннего/зимнего сезона. Группа ЛИНУМ (Rulinen Group) – ведущий производитель костюмно-плательных тканей в России и единственный российский производитель, который допущен к участию в этом авторитетном форуме.
Читать далее »