Этот материал вышел в № 07 за 2012 год

 

О позитиве и феномене «проедания жизни»

Позитивные тренды на рынке одежды многие предприниматели сегодня ощущают «кожей». Но и цифры развития рынка эти ощущения подтверждают. По словам генерального директора Fashion consulting group Анны Лебсак-Клейманс, основания для оптимизма дают несколько факторов.

Во-первых, российский рынок одежды вышел на докризисный уровень. И хотя рост рынка в ближайшие годы будет находиться в «коридоре» от 4 до 7% (против 20% в год до кризиса), это все же рост! Во-вторых, ушла в прошлое тревожность, связанная с выборами, стало очевидно, что относительно надежны позиции российской национальной валюты. В-третьих, растут показатели, говорящие об увеличении доходов населения (или, по крайней мере, об улучшении их настроения): продажа недвижимости, автомобилей и крупной бытовой техники.

Есть и косвенные факторы, которые дают надежду на позитивный сценарий развития модной индустрии. Самый заметный из этих факторов – это настрой потребителей. Консалтинговые компании используют такое понятие, как индекс потребительской уверенности. Он позволяет охарактеризовать настроение покупателей с разных сторон. И сейчас в России этой цифре свойственна положительная динамика. В частности, люди констатируют улучшение своего материального положения, говорят о готовности тратить деньги на новую одежду, на развлечения вне дома, отпуск. Кстати, российский потребитель в целом более позитивен, нежели потребитель глобальный: если в России индекс потребительского доверия + 3, то среднемировая «температура» -3.

Картину дополнила также директор по работе с клиентами компании Synovate Comcon. Ирина Васенкова.

«Мы отмечаем рост доходов людей, – сказала она. – Так, на вопрос: «На что вам хватает денег?» ответ «на крупную бытовую технику» выбирает 40% респондентов (в 2009 году их было 14%). Что касается одежды, если в 2009-2010 годах средний класс экономил, то теперь возвращается ориентация на качество и на бренд. Возросла и доля людей, склонных к спонтанным покупкам».

Впрочем, как подчеркнула Анна Лебсак-Клейманс, в нынешней ситуации есть и угроза: «Согласно нашим исследованиям, растут расходы россиян, но при этом снижается объем вкладов. То есть люди больше тратят и меньше накапливают. Это феномен проедания собственной жизни, схожий с американской моделью потребления. В дальнейшем расходы необходимо будет подтверждать доходами. Если этого не произойдет, это создаст риски для всех».

 

О возможностях и угрозах

Какие же тренды развития будут характерны для модного ритейла России в ближайшее время? По прогнозу специалистов Fashion consulting group, это:

- Появление все большего количества мировых компаний (многие из которых выходят на российский рынок напрямую, без местного партнера);

- Продолжение роста цивилизованной торговли (с 2004 года она выросла с 25 до 53%);

- Развитие модной розницы в регионах;

- Рост интернет-продаж (пока Россия отстает от США и стран Европы по этому показателю, но уверенно наверстывает упущенное).

- Консолидация рынка (укрупнение сильных и ослабление слабых игроков).

- Рост магазинов низкого ценового сегмента, а также стоковых магазинов (как отдельных проектов или как части бизнеса).

Председатель Европейского экспертного совета по текстилю и готовой одежде Рейхард Дебфер добавил, что Россия сейчас воспринимается как очень привлекательный рынок многими мировыми компаниями.

Некоторые названные тенденции развития рынка подтвердили и предприниматели. Так, генеральный директор сети магазинов «Модис» Денис Долматов отметил, что компания делает ставку как раз на рост цивилизованной торговли и интерес покупателей к низкому ценовому сегменту.

«Наше конкурентное преимущество – это именно цена, – заявил он. – Сейчас у нас 30 магазинов площадью около 1 200 кв. м. каждый. В будущем году мы планируем открыть еще 60 магазинов. Рост цивилизованной торговли составляет 6-7% в год, рост объемов продаж одежды в целом – до 8%. Если перемножить эти цифры, мы можем прогнозировать уверенный рост магазинов низкого ценового сегмента в цивилизованном формате. Пока нам еще довольно легко расти. Впрочем, угроз тоже масса. Среди очевидных рисков – опасность колебания курса валют и нехватка кадров, которые «распилены» между крупными игроками рынка».

Илья Ярошенко, генеральный директор компании Baon назвал факторами успеха качество, поиск оптимальных поставщиков (в частности, из Бангладеш, Литвы, Белоруссии, России), а также быстроту принятия решений. Как результат, рост продаж компании 2 года составлял 30-35%, розничная сеть достигла более 150 фирменных магазинов.

Парадоксальным образом успехи производственников в ритейле могут привести к снижению их интереса к выпуску одежды, как таковому.

Так, член совета директоров компании «ЮНИСТАЙЛ ХОЛДИНГ» Василий Гущин, отметил, что опыт вертикальной интеграции компании и создания собственной розничной сети для компании «ЮНИСТАЙЛ ХОЛДИНГ» оказался весьма удачным. Но компания готова пойти дальше.

«Пока еще у нас есть производственные мощности в Ивановской области, где трудится чуть более 2 000 человек, – отметил Василий Гущин. – Говорю «пока еще», потому что мы считаем, что в перспективе 3-5 лет будут нарастать трудности с кадрами. Но то, что представляет угрозу для производства, создает невиданные возможности для ритейла. Как ни странно, плохая демография для развития ритейла сослужит добрую службу. Зарплаты в России будут расти, причем не только номинально, но и реально. Это ощущение есть сегодня у всех. И именно это движет людьми, когда они предпочитают тратить. Этот феномен, конечно, будет действовать не вечно, но примерно 10 лет он будет подогревать розничную торговлю. Наша задача – сделать так, чтобы людям было куда потратить деньги. Вторым важным критерием для нас при принятии решения о том, что мы уходим в ритейл, стало то, что качество жизни в регионах России растет. Это уже не ощущение, а социологический факт. Россиян, которые мечтают жить в Москве, становится все меньше, а уровень жизни в областных центрах – все выше. Сейчас у нас 30 магазинов, мы продаем одежду под марками Normann и Quattro. И мы считаем, что наше развитие в ритейле пойдет именно за счет регионов».

Наверное, излишне говорить, что для предприятий и их работников такие стратегические решения руководства холдинга могут оказаться критическими.

 

В поисках инвестора

Пользоваться кредитными ресурсами или искать инвестора? Этот вопрос сегодня актуален для многих компаний. О том, что интересует инвесторов, рассказал управляющий директор инвестиционного банка ADVANCE CAPITAL Евгений Антипов.

«Прежде всего, принимаются во внимание риски компаний, причем эти риски очень отличаются для домов высокой моды и для эконом-сегмента, – подчеркнул Евгений Антипов. – Так, для эконом-сегмента характерна высокая конкуренция: за потребителя, за качественные торговые площадки, за топ-менеджеров. Успех таких компаний тесно связан с операционной эффективностью. Все они ходят по краю, где с одной стороны – возможность удачно развиться и выйти в регионы, а с другой – риск банкротства и поглощения более крупным игроком. Инвестируя в компанию эконом-сегмента, делают ставку на опытную команду топ-менеджеров, акционеров, и стараются оговорить срок контракта. Для домов высокой моды, характерно отсутствие кризисоустойчивости. Поскольку в кризис потребители достаточно легко отказываются от приобретения дорогой одежды, у Luxury брендов возникает патовая ситуация. С одной стороны, падают продажи, а с другой – расходы на содержание сети премиум-класса либо остаются на прежнем уровне, либо падают незначительно».

Другой риск этого сегмента – зависимость от одного или нескольких «ключевых» людей. Известный пример – инвестиции глобального фонда Permira в компанию Valentino. Через некоторое время после этой сделки глава компании Валентино Гаравани ушел в отставку. Фонд Permira какое-то время промучился с Valentino, но в итоге продал свою долю арабским инвесторам.С

итуация усугубляется, когда компания управляется семьей. Это обычно история успешного старта, активного роста, когда три-четыре родственника с азартом зарабатывали деньги. Риск для инвестора состоит в том, что семья может внезапно утратить интерес к бизнесу. Так что возникает естественный вопрос преемственности. Впрочем, несмотря на все риски, у Fashion-компаний шансы провести успешные переговоры с инвестором велики. Если это получится, специалисты фонда эффективно отстроят логистику, менеджмент, маркетинг, позиционирование и другие аспекты операционного управления компании, проведут переговоры с банками и с инвесторами на следующих раундах финансирования. К тому же наличие фонда в числе акционеров компании – это своего рода знак качества для инвесторов, банков, миноритарных акционеров. Это, безусловно, плюсы.

Минусы – это необходимость «делиться пирогом» (если, конечно, он получится), замедление принятия решений и перспектива вмешательства в креативные дела компании.

Такие примеры есть. Например, Денис Долматов рассказал, что в кризис, когда начали падать продажи, креативной команде компании было очевидно, что новый сезон, тем не менее, нужно начинать с новой коллекции. А фонд, который был среди акционеров, считал что начать можно с остатков осенних коллекций «потому что они есть». Дело кончилось тем, фонд покинул ряды акционеров.

 

Так или иначе, очевидно, шанс к развитию есть сегодня у многих российских fashion-компаний. Вопрос только в том, кто и как сумеет им воспользоваться.

 

 

Также в номере:

ПЕЧАТЬ ПО ТЕКСТИЛЮ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ОТ КОМПАНИИ «BROTHER»!

  Японская компания BROTHER выпустила новую серию струйных текстильных принтеров GT-3, которую можно без преувеличения назвать настоящим технологическим прорывом. Благодаря своим техническим особенностям принтеры GT-3 обеспечивают беспрецедентное качество печати на текстиле, что дает самые широкие возможности профессионалам швейного производства, а также представителям рекламного рынка, «сувенирщикам», «футболочникам», дизайнерам одежды, – всем, кому требуется качественное нанесение изображений на текстильные изделия при небольших и средних тиражах, а также выполнение эксклюзивных авторских работ.  
Читать далее »

Совершенство как точка опоры в изменениях к лучшему

  Дефицит рабочей силы, высокая заработная плата и стабильный спрос на высококачественную продукцию — все эти факторы приводят к росту уровня автоматизации на предприятиях и, как следствие, к  повышенному спросу на продукцию для промышленной автоматизации.  Корпорация «Mitsubishi Electric», один из ведущих в мире производителей электронного и электротехнического оборудования, позволяет оснастить швейные предприятия качественным и высокотехнологичным оборудованием для автоматизации процессов.
Читать далее »

Энергосберегающий привод: рациональный выбор

  Энергосбережение и энергоэффективность – эти вопросы становятся все более актуальными для современных производств, не исключая и швейные. Компания, решившая их сегодня, завтра получит немало преимуществ. При выборе современного швейного оборудования все чаще стало встречаться такое понятие как «энергосберегающий привод». Рассмотрим основные преимущества данного типа привода над классическим фрикционным на примере энергосберегающего привода фирмы JACK, модель JK-510A.
Читать далее »