Этот материал вышел в № 05 за 2014 год
Пролистать PDF

«Индустриальный парк» в ожидании управляющей компании

 

За шесть лет существования  петербургского Союза производителей  легкой промышленности  его инициативная  группа обошла много инстанций (включая правительства города и области,  депутатов ГД) — сначала с идеей создания Центра технологических компетенций, потом — Технопарка легкой промышленности на Северо-Западе. После привлечения соответствующих специалистов идеи превратились в кластерную программу, которая пару лет назад получила развитие в виде проекта «Технопарк  Пикалево» (площадь 1280 кв. м), курируемого администрацией Ленобласти. В Петербурге сейчас  разрабатывается второй проект – Индустриальный парк, который является городским проектом. Он строится в индустриально-промышленной зоне «НЕВА» (на улице Народная,  недалеко от ТК «МЕГА»).  Из 12 гектаров земли, предложенных правительством,  пока освоено около 6 га.  В состав учредителей Индустриального парка вошли якорные предприятия, планируется участие управляющей государственной компании - в перспективе это будет совместное хозяйство с единой управляющей компанией. По словам Светланы Молчановой, директора Союза производителей легкой промышленности СПб,  выработан план мероприятий, но пока не подсчитано точно, во сколько обойдется  строительство проекта, эта цифра приблизительная, и  здесь среди учредителей и чиновников нет единой точки зрения.

Круглый стол  – один из путей к общественному консенсусу. К сожалению, не удалось услышать точку зрения представителей администрации города по причине их отсутствия (круглый стол проходил в день открытия Экономического форума).

Некоторые моменты позиции Комитета по промышленной политике и инновациям озвучил  в своем выступлении один из учредителей Индустриального парка  Вадим Бочкарев, генеральный директор ФДО «Скороход», участвующий  в совместных заседаниях  Комитета и Союза.

По его словам, город заинтересован в привлечении к проекту большего количества резидентов.  Город не будет работать ни с одной частной организацией, только с группой производств (и чтобы это были не склады, а реальные производства). В отношении финансового условия и участия, позиция города заключается в следующем — «пожалуйста, просчитайте, сколько вы сможете дать налогов  в ближайшее  время - 3-5-7-летней перспективе». «То есть,  нам надо просто садиться обсуждать -  какие  статьи затрат город мог бы компенсировать, - пояснил В.Бочкарев.—  Это  касается процентной ставки, подготовки структуры  для промышленных территорий, усилий и затрат по подключению электроэнергетики. Потому что в городе существует практика (по крайне мере, прецеденты есть), когда предприятие, входящее в такой значимый с социальной точки зрения индустриальный  парк, не платит за подсоединение к электросетям  и за целый ряд других затрат////другие коммунальные услуги.  Но этот расчет могут дать только предприятия, которые твердо стоят на ногах…. А как быть остальным -  небольшим фирмам, которые не могут приобрести землю? Как обсчитать неосвоенные 6 га?  Объективно говоря, - резюмирует Вадим Бачкарев, —  у города пока нет четких условий. Когда они появятся, тогда  и мы обозначим свою позицию   относительно инвестиций, участия и возможных энергетических соединений и технологических усилий».

То есть, контакт  с властями есть, но пока они не проявляют желания  защищать свой рынок. Между тем, производители отрасли нуждаются не только в денежной помощи: это может быть и поддержка в виде субсидий, обучении кадров (на предприятиях острая нехватка рабочих профессий), новых технологий  и т. д.  

Кирилл Падун, заместитель генерального директора ЗАО «Спарта»,   в своем выступлении отметил, что цифры, озвученные представителем Комитета ($50 за кв. метр), -  вовсе не рыночная стоимость. «Желание властей понятно, но оно как-то не совпадает с существующими ценами». Он привел пример своей фирмы, имеющей в собственности площади, за которые они платят около $12 за кв. м. 

«Не думаю, что кто-то за $50 возьмет в аренду землю, чтобы на ней строиться еще за свои деньги.  Пора начать это понимать». Докладчик внес предложение: «На основе общих площадей (неосвоенные 6 га) организовать общие торговые площади (типа ТЦ или фешнхаус), арендовать которые будет дешевле,  чем  коммерческие торговые площади, что будет способствовать снижению затрат предприятий, и, как следствие -  снижению розничных цен и повышению  конкурентоспособности отечественных производителей. А также это была бы прекрасная альтернатива «МЕГЕ». Кирилл Падун выразил надежду, что  в государстве со временем придут к осознанию того, что этот проект — все-таки выгодное предложение с точки зрения рынка.

Многие компании заняли выжидательную позицию до прояснения всех обстоятельств участия  в проекте. Директор Псковской швейной фабрики «Славянка» В. Косенкова сказала, что также собирается участвовать в кластерной программе, как только будут обозначены более четкие условия

 

В соответствии с кластерной политикой государства

 

Во главу угла круглого стола можно поставить доклад Борисоглебской Л. Н., д. э. н., к. т. н., профессора, директора по науке и инновациям курского ОАО «Прибор»(автор разработки модели кластера по легкой промышленности на Северо-Западе), в котором прозвучало теоретическое обоснование кластера легкой промышленности, соответствующее также кластерной политике государства.  Процитируем  один из важных моментов.

«Основное направление  создания кластера определено в концепции стратегии долгосрочного  социально-экономического развития до 2020 года, и, прежде всего, это определено созданием территориальных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные рынки. Кластер может формироваться в той отрасли,  которая, прежде всего, является одним из двигателей модернизации экономики».

Лектор разъяснила,  что есть приоритетные отрасли и технологические платформы. Легкая промышленность вместе с другими отраслями  включена в число приоритетных отраслей промышленного комплекса страны.  То есть,  она является одним из двигателей модернизации экономики,  характеризирующимся следующими позитивными факторами: быстрая отдача вложенных средств; высокая мобильность производства — технологические возможности позволяют осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции;  ориентация на конечного потребителя и решение проблем уровня жизни;  высокая технологичность производства; развитие малого и среднего бизнеса и  деловая активность населения;  повышение квалификации и развитие человеческого потенциала; возможность создания здоровой конкурентной среды

 Таким образом, «обладая большим научно-техническим и производственным потенциалом, легкая промышленность способна влиять на развитие технологий в смежных отраслях промышленности».

На слайдах была представлена  непосредственно модель кластера легкой промышленности — все ее составляющие, которые обеспечивают развитие кластера, вспомогательные, обслуживающие организации и непосредственно сами  технологические компетенции,  как связующее звено между ресурсными и  инновационными организациями.

 Агафонов В. А. (д. э. н., профессор кафедры системного анализа в экономике Финансового университета при Правительстве РФ) в цифрах и схемах показал, как работает модель кластера на практике. То есть, кластерную программу можно просчитать от и до.       

Об опыте зарубежных стран (Индии, Китая, Турции, Италии), как там развиваются кластеры сегмента «текстиль-одежда»,  и российских особенностях  рассказал Андрей. Магарик. редактор издательства «Российские торговые марки».  Было особенно отмечено,  что выращивание эффективных кластеров  в Италии и Турции инициировали правительства — они обеспечивали занятость, определенный товарный продукт и т.д.  В обеих странах под развитие выделялись инвестиции,  и  сегодня мы можем наблюдать бурный подъем промышленности, особенно в Турции. 

На этом фоне  кластерная политика  в России выглядит довольно слабой. Были декларации сверху о создании кластеров  в Ивановской, Ярославской, Владимирской и Костромской областях.  Пока о них ничего не известно. Были инициативы снизу – несколько компаний пробовали создать  кластер по производству  джинсовых тканей и джинсовой одежды на Юго-Западе. Не получилось по той причине, что у нас любой кластер  приобретает вертикально-интегрированный характер. То есть, более сильная компания  поглощает более слабую.  А кластер предполагает горизонтальную интеграцию,  за счет этого происходит  паритетный рост конкуренции.  Но самое главное, отметил А. Магарик,  - то, что в нашей стране не определена продуктовая политика, которая чрезвычайно важна для развития кластера. «Непредсказуемость политики, скажем прямо, отсутствие промышленной политики в стране, приводит к ужасающим действиям.  В этой ситуации, если мы не начнем заниматься своими рынками, развивать науки и технологии,  путь к деградации общества обеспечен.  

«В действительности, — резюмировал докладчик, - все лежит в области законодательства. Нет четко прописанных и  главное – исполняемых, имеющих практику исполнения  законодательных  актов».

 

Петербургский кластер существует не только в проекте

 

Александр Круглик, президент ОАО «Рослегпром», также говорил о том, что надо создавать нормальные условия для работы отечественных производителей,  обрисовал ситуацию на рынке, который плохо контролируется государством. «В целом никто не знает — какой продукции, где и сколько ввозится.  Мы давно говорим  о 40%  контрафакта, на самом деле никто не считал, эти цифры условные. Если  по мужскому костюму ситуацию еще можно отследить, то что касается  женской одежды – вопрос вообще неизвестной цифры, на таможне  проверяется только 6 процентов того, что переходит границу».

А. Круглик предложил свое видение перспективы на рынке легкой промышленности:

«Наш рынок  достиг потолка, образно говоря, он как наполненный стакан воды - сколько ни лей, будет переливаться. А через два-три года обнулят все ввозные пошлины. Уже подписываются  соглашения о беспошлинной торговле с Вьетнамом (занимает 4 место в мире по производству обуви). Затем такое  соглашение будет с Индией, откуда тоже повезут товары легкой промышленности.  То есть, наш рынок будет постоянно наполнен. И выход один — вытеснять из него то,  что не нужно.  Только мы сами, своей  конкурентоспособной продукцией  можем это сделать. И поскольку мы остаемся на этом переполненном рынке, нужно будет уже внутри изыскивать ресурсы, чтобы отвоевывать свои сегменты этого же рынка. В частности, мы должны сейчас проработать новую кластерную программу».

При этом докладчик заметил, что рассчитывать на федеральные органы очень сложно при положительной статистике отрасли (хотя не все статистические данные объективны), но если будет поддержка региональных властей (в Петербурге), можно будет получить поддержку и на Федеральном уровне.

Президент «Рослегпрома»  подчеркнул, что на  петербургский кластер он надеется,  в отличие от Ивановского, в который не верит:  «там вроде бы на бумаге все хорошо, но такого, по крайней мере, теоретического обоснования даже нет».

А. Круглик  считает, что  на Северо-Западе для создания кластера существуют все предпосылки. Во-первых, есть эффективное  развитие отрасли (об этом говорят цифры).  Второе – реализуется проект «Технопарк Пикалево»,  где есть возможность создавать на местах условия для развития малого, среднего бизнеса. «Технопарк Пикалево» можно назвать первым звеном кластера, там уже строятся три швейных предприятия, будет вестись подготовка кадров. Следующим звеном станет индустриальный парк «Нева», где уже идет оформление земли».     

По мнению А. Круглика, над кластером должна быть какая-то надстройка (управляющая компания),  в силу того, что в нем будет задействовано много структур, начиная от подготовки кадров, отдела снабжения, оптового звена  и т.д. Второй момент — так или иначе, участники кластера будут конкурентами, поскольку работают в одном сегменте. «Нужно сделать так, чтобы конкуренция только помогала быть партнерами, а не врагами. Например, в 90-е годы мы считали, что белорусы самые страшные конкуренты для россиян. А на Китай никто не обращал внимания. Сейчас, сравнивая объемы, мы уже понимаем,  что это не так.  Поэтому, если кластер будет интересен, то даже, если будут пересекаться чьи-то интересы, в управляющей компании всегда найдут способ, как их развести.  В кластере должна быть здоровая честная конкуренция».   

А. Круглик посоветовал заручиться поддержкой местных властей (это первый и единственный кластер в отрасли), а потом можно будет выйти на федеральный уровень, «для этого есть все предпосылки». 

В частности докладчик  подчеркнул,  что на заседании Союза он увидел, по крайней мере, хорошее теоретическое обоснование кластера, «написанное на нормальном русском языке». И далее он обозначил свою позицию:  «Здесь есть идеи, их развитие,  которые хочется продвигать. В конце концов, почему другие, не производственники,  должны получать миллиарды под свою идею? Кто-то проталкивает непонятную идею,  просто чтобы получить деньги огромные.  А здесь  уже есть практический результат».

 

В ногу со временем

 

В завершение круглого стола Валентина Миронова, вице-президент петербургского Союза производителей легкой промышленности, генеральный директор ООО «Леди Шарм, рассказала о роли государства в формировании кластерных стратегий – из  мирового опыта. А также об инициативе Союза в свете государственной кластерной политики нашей страны.   

 По словам докладчика, в последние два десятилетия  процесс формирования кластеров  происходит довольно активно. В целом, по оценке экспертов,  к настоящему времени кластеры развиваются  примерно в 50 % страна мира с развитой экономикой. Если первоначально кластеры образовывались исключительно благодаря «невидимой руке рынка»,  прежде всего, при модернизации ТНК (Транснациональных компаний),  то в последнее время правительства многих стран стали «выращивать» их по собственной инициативе в рамках государственно-частного партнерства, оказывая этому процессу ощутимое материальное и моральной содействие.

В странах с развитой легкой промышленностью до 2020 г. сформулирована ключевая задача — ускоренная качественная модернизация  отрасли  и поддерживающих ее инфраструктур с использованием кластерных подходов, широкого применения лучших мировых и отечественных  достижений в области техники и технологии текстильного, швейного производства  в том числе, нанотехнологий и нанопродукции.

В рамках реализуемой нашим государством кластерной политики развития промышленности Союз вышел с инициативой  по созданию кластера производителей товаров народного потребления на Северо-Западе,   результатом которой должны стать: рост эффективности, увеличение объемов производства и реализации товаров  народного потребления, повышение качества производимых товаров народного потребления, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение социальной стабильности  и экономического развития региона, а также развитие малого и среднего бизнеса.

Очевидно,  что  инициаторы создания  кластера легкой промышленности на Северо-западе,  вооруженные научными и маркетинговыми исследованиями отечественного и зарубежных  рынков, и  собственным многолетним опытом,  вопреки всему,  не собираются  сдаваться и  деградировать.  Они предлагают обоснованную программу, правительству остается только вникнуть в суть вопроса и оказать поддержку.

И тогда, как говорится, нас не догонишь!   

                               Решение Круглого стола

 Учитывая общегосударственную значимость легкой промышленности России, а также масштабы и глубину системных проблем, необходимо применение адекватных методов и механизмов их решения. По итогам круглого стола предлагается:

·         переработка законодательной базы РФ в сфере производства, экспорта и импорта, тарифно-таможенного и налогового регулирования, урегулирования отношений производителя и торговли;

·         техническое перевооружение и модернизация производства с участием государственных институтов;

·         разработка и внедрение пилотных и государственно-значимых проектов для развития отрасли, отраслевой науки и ее научно-экспериментальной базы;

·         реализация мер по защите отечественных товаропроизводителей от «теневого» производства и нелегального импорта, по созданию цивилизованного рынка потребительских товаров и развитию его инфраструктуры;

·         уточнение правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций и пересмотру перечня стран, которым Россия предоставляет тарифные преференции в одностороннем порядке.

 

Людмила Трофимова 

Также в номере:

Lectra: практические занятия как форма познания и общения

В июне в Минске состоялся семинар компании Lectra, в котором приняли участие руководители и специалисты ведущих швейных предприятий Беларуси. Все они уже применяют продукты компании Lectra и приехали как за новыми САПР-решениями так и для ознакомления с раскройным комплексамиVector на практике. По роду деятельности мне часто доводилось принимать участие в самых различных семинарах, поэтому высокий уровень ведущей западной компании в области САПР и производства раскройных комплексов был ожидаем. Поразило другое: это был настоящий диалог специалистов, многогранный обмен опытом, и все это проходило в очень дружеской и доверительной атмосфере.
Читать далее »

Традиции турецкого трикотажного искусства – теперь в России!

В одном из предыдущих выпусков нашего журнала мы познакомили читателей с предприятием «МАДИО ТЕКСТИЛЬ», производящим трикотажные полотна под брендом МADIYO, уже давно известным в России. Предприятие активно развивается, и теперь все больше российских швейников, привыкших к качеству турецкого трикотажного полотна, смогут приобрести  продукцию, не обращаясь к зарубежным поставщикам.
Читать далее »

Швейцарская формула благополучия

  Представьте себе одежду, бирка которой может с помощью радиоволн общаться с производителями, продавцами и покупателями... Или ткацкую систему для производства 3D-тканей для самолетов... Или крошечную пластиковую трубку, позволяющую вдвое уменьшить потребление энергии прядильной машиной... Фантастика? Нет, это перспективные инновационные технологии, которые успешно внедряются швейцарскими производителями текстильного оборудования благодаря традиционно непревзойденному качеству и… нестандартному подходу.  
Читать далее »