Этот материал вышел в № 02 за 2016 год
Пролистать PDF

Наши собеседники - генеральный директор ООО «ТДЛ Текстиль», президент НП «Ассоциация предпринимателей текстильной и швейной промышленности Ивановской области» Михаил Шмелев и совладелец и председатель совета директоров ЗАО «Кинешемская прядильно-ткацкая фабрика», глава НП «Ассоциация добросовестных производителей и поставщиков перевязочных средств» Сергей Жуков.

Михаил Шмелев: «Процесс импортозамещения набирает обороты»

- Михаил Модестович, что изменилось с ноября, были ли Вы услышаны, приняты ли какие-то законодательные изменения?

- В последнее время мы очень активно участвуем в программах импортозамещения и поддержки отечественного производителя. Одна из инициатив Правительства РФ - ограничение допуска иностранных медицинских изделий к госзакупкам - нами воспринята с одобрением. Сегодня отечественная марлевая перевязка еще не включена в перечень, на который распространяются ограничения для зарубежных поставщиков, и пока на внутреннем рынке мы конкурируем с иностранной продукцией, которая не соответствует требованиям российского ГОСТа.

Стоит отдать должное, Минпромторг России с вниманием относится к проблемам добросовестных отечественных производителей, и, как нам стало известно, 26 января Правительство РФ подготовило программу поддержки легкой промышленности на 2016 год, которая предусматривает, в том числе, формирование понятия "монолот",  и внесение изделий ватно-марлевой группы в перечень медицинских товаров, в отношении которых действуют ограничения для иностранных поставщиков.

Надеемся, что весной этот вопрос получит свое логическое завершение, и мы сможем увереннее чувствовать себя на рынке госзакупок в своей стране.

- Как вы оцениваете ситуацию в стране? Идет ли процесс импортозамещения?

- Нам кажется, что процесс импортозамещения набирает обороты. Отечественная продукция становится все более конкурентоспособной, причем не только по качеству, но и по цене: девальвация рубля, и как следствие, увеличение разрыва в стоимости отечественной и зарубежной продукции,  делают товары российского производства более привлекательными. Что касается нашей компании, то мы активно реализуем проект создания современного производства перевязочных материалов, уже устанавливаем новое ткацкое и бинторезное оборудование, а это, в свою очередь, позволяет существенно увеличить объемы выпускаемой продукции. Самое главное, у нас появилась возможность выпускать марлевую продукцию, которая имеет все шансы не только закрепиться на российском рынке, но и потеснить производителей и поставщиков на мировом рынке.

- Готовы ли российские производители конкурировать с зарубежными поставщиками по качеству, продвижению продукции? В частности, на упомянутом круглом столе медики говорили о том, что иностранные производители активно занимаются продвижением, презентацией своего товара, а российские – нет.

- Российские производители бывают разными. Мы с полной уверенностью заявляем, что продукция нашего предприятия соответствует всем  требованиям российского ГОСТа, выпускаемая  марлевая перевязка отличается высоким качеством.

В вопросах продвижения, действительно, есть проблема. Иностранные поставщики более агрессивно проводят рекламные кампании, тратят большие суммы, проявляют напористость в общении с руководством лечебных учреждений, и пока мы проигрываем в информационной войне. Тем не менее, мы учимся выстраивать принципиально новые отношения с нашими клиентами, и надеемся, что ситуация изменится, а российская продукция будет более узнаваемой. В этом нам помогают Минпромторг России и Союзлегпром, которые  регулярно проводят выставки, совещания, деловые встречи в поддержку отечественных производителей.

- С какими проблемами сталкиваются производители при участии в тендерах?

- Проблемы на госторгах остаются прежними - недобросовестные поставщики, которые поставляют продукцию, несоответствующую требованиям аукционной документации, отсутствие единых требований - так иностранцы выпускают перевязочные средства по техническим условиям, которые существенно уступают требованиям российского ГОСТа. Считаю, что требования российского ГОСТа должны носить не рекомендательный, а обязательный характер. Также существует проблема блокирующих позиций, когда в лот включаются наименования товаров, доступ к которым есть только у иностранных поставщиков или их российских дистрибьюторов. Введение понятия "монолот", то есть формирование лота из одного наименования продукции,  решит данную проблему.

- Участвуете ли вы в работе Ассоциации добросовестных производителей и поставщиков перевязочных средств? Что удалось сделать?

- Когда эта ассоциация была создана, я возлагал на нее большие надежды, но, к сожалению, они не оправдались. Думаю, отсутствие результатов от деятельности ассоциации связано с ее руководящим органом.

Сегодня при Союзлегпроме создан комитет по медицинскому текстилю. По просьбе президента Союзлегпрома Андрея Разбродина я возглавил этот комитет. На новой площадке и в новом формате я пытаюсь решать вопросы отечественных производителей медицинских перевязочных средств. Надеюсь, наша совместная работа будет результативной.

 

Сергей Жуков: «Наше дело - помочь чиновникам создать высоко конкурентный рынок в России, а не просто «лоббировать интересы отечественного производителя»

 

- Сергей Леонидович, то же вопрос – что изменилось в последнее время в российском законодательстве относительно госзакупок медицинского текстиля, готова ли власть слышать производителей?

- Приоритет российских производителей на самом деле основан не на «преференциальных гос. постановлениях», а на их рыночной конкурентоспособности. Другое дело, что лоббисты иностранных производителей и их дистрибуторы гораздо более ухищрены в благородном (с точки зрения фирм, которым они служат) деле продвижения Бренда иностранного поставщика. И здесь нам всем есть чему поучиться. Но не в смысле элементарных взяток в виде бесплатных семинаров на Майорке или трудоустройства детей гос. заказчика консультантами по разным вопросам. Поэтому если продукция отечественных производителей в нынешних условиях высоко конкурентоспособна против западных и даже восточных коллег-производителей, то наше дело помочь чиновникам создать высоко конкурентный рынок в России, а не просто «лоббировать интересы отечественного производителя» (что вполне допустимо и, может быть, даже пока неизбежно в других отраслях промышленности). Но в нашем случае это приведет к тому, что интересы какого-нибудь одного из них, скорее всего, будут удовлетворены в максимально полном объеме за счет пролоббировааных уже им самим ограничений на присутствие на рынке других отечественных производителей (его собственных конкурентов) и за счет ущемления интересов потребителей данной группы товаров, а также интересов самого гос. заказчика. Наша Ассоциация Добросовестных производителей перевязочных средств, в которую входит большинство производителей перевязочных средств России, выступила «третейским судьей» для коррекции запроса чиновникам о необходимых изменениях законодательства, направленных на создание такого «равноудаленного» и конкурентного рынка. Радует, что мы были услышаны Минпромторгом и данные изменения были им поддержаны. С оптимизмом ждем результатов. В частности, выхода Постановления о принципах формирования при госзакупках так называемого «монолота».

- Как обстоит дело с импортозамещением?

- Если брать линейку товаров медицинского текстиля из традиционной ватно-марлевой группы то, как я уже говорил, мы настолько высоко конкурентоспособны, что импортозамещение уже давно произошло за счет рыночных механизмов (соотношение цена-качество, плюс комфорт потребителя от лучшей логистики). Если же рассматривать линейку высокотехнологичных товаров, то мы проигрываем, и будем проигрывать до тех пор, пока не сможем перейти от решения проблем с коррупцией на рынке, вызывающей демпинг у отечественных производителей, к планированию инвестиций из заработанной в честной конкуренции прибыли в новые высоко технологичные продукты.

Причем  не надо обольщаться, что сам государственный бюджет хоть сколько-нибудь выигрывает от ценовых битв между производителями и компаниями, связанными с гос. заказчиком, участвующими в конкурсе. Во-первых, при победе этих компаний в конкурсе за счет снижения ими цен до уровня, вынуждающего производителей отказаться от убыточных поставок, низкое качество продукции, поставляемой «победителями» (а иначе бы они не могли бы победить непосредственных ее производителей, вышедших на конкурс самостоятельно),  сводит все преимущества такой «экономии бюджета» на нет.  (И обогащает, заметим в скобках, разве что только руководителей ЛПУ, организовывающих такой «конкурс».)  А во-вторых, производители, добившиеся победы  в подобных «конкурсах» за счет существенного снижения цен на свою собственную и качественную продукцию до уровня, когда даже  некачественная «разряженка» не приносит ожидаемого дохода компании, близкой к гос. заказчику (и заставляет их завершить участие в конкурсе), не имеют от этой победы прибыли, необходимой для развития, и являющейся, кроме этого, базой для уплаты налогов в гос.бюджет (в отличие от большинства однодневок, близких к гос.заказчику).  В третьих: «прописные конкурсы» выигрываются, как правило, по начальной и завышенной цене за счет отстранения от конкурса всех остальных возможных участников с помощью включения в конкурсный лот уникальной продукции.  И хотя эта продукция составляет не более 5-10% от стоимости всего лота, российские производители, выпускающие остальные 90-95% продукции, указанной в конкурсном лоте, не могут принять в нем участие. Именно для исключения такого коррупционного подхода при формировании конкурсного лота мы и предложили ввести понятие «монолот», в котором ЛПУ будет иметь возможность заказать себе данную уникальную продукцию без ущерба, как для своих пациентов, так и для честной конкурентной борьбы за поставки в данное ЛПУ традиционных перевязочных средств.

- Готовы ли российские производители конкурировать с зарубежными по качеству, продвижению продукции? Меняется ли что-то в этой сфере?

- Конечно. Появляются информационные вбросы о высоком качестве российских перевязочных средств, проводятся совещания, участником которых Вы были, т.д. и т.п. Но все это еще очень далеко от планомерной и квалифицированной работы про продвижению БРЕНДА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, а скорее напоминает судорожную борьбу за ДОЛЮ РЫНКА с помощью гос. преференций. И дело тут не в отсутствии достаточной квалификации у отечественных производителей, либо их желании решать вопросы путем «наименьшего сопротивления» с использованием молота гос.постановлений. Дело в финансовых ресурсах на продвижение Бренда, которые могут появиться только при получении ими прибыли на ОТКРЫТОМ и РАВНОМ ДЛЯ ВСЕХ рынке. Поэтому с точки зрения тактики – все обстоит абсолютно разумно: удаление или ограничение присутствия на рынке иностранных компаний, изначально находящихся в неравном положении с российскими компаниями, а затем формирование бюджета у отечественного производителя на продвижение Бренда для ОБЪЕКТИВНОГО вытеснения иностранных компаний за счет доведения до потребителя преимуществ российских производителей перевязочных средств.

- С какими проблемами сталкиваются производители при участии в тендерах?

- Если вкратце, то основной проблемой является формирование «заказного лота», прописанного компаниями, близким к гос. заказчику с одновременным «снисходительным отношением» к качеству (а иногда и к количеству) поставляемой ими продукции при предельно жестких требованиях по всем конкурсным условиям к поставщику, занявшему 1-е место против воли гос. Заказчика.

- Как ведется работа Ассоциации добросовестных производителей и поставщиков перевязочных средств? Что удалось сделать?

- К большому сожалению, пока похвастаться особо нечем. Но не в силу объективных причин, а из-за моей личной загруженности проблемами, связанными с ситуацией вокруг одной из лучших прядильных фабрик России – «СП Кохлома» (г. Кострома), которая в силу форс-мажорных обстоятельств оказалась на грани банкротства. Мы, АО «КПТФ», взяли, как раньше говорили, шефство над этим предприятием и, надеясь на понимание банков, являющихся основными кредиторами «СП Кохлома», с их помощью планируем вернуть предприятие в зону уверенной прибыли, сохранив и рабочие места, и само это уникальное предприятие. Что касается активизации деятельности нашей Ассоциации, то в ближайшее время будет назначен ее исполнительный директор, который к тому же расширит спектр ее деятельности на область нетканых медицинских материалов, так как сам является представителем именно данной подотрасли медицинского текстиля. Это говорит о потенциале идеи нашей Ассоциации в очищении российского рынка от случайных («гаражных», как я называл их в прошлом интервью) игроков медицинского рынка, а также борьбе с коррупцией на нем. Как оказалось, эти проблемы существуют не только у производителей перевязочных средств ватно-марлевой группы, но и у наших «смежников».  Уверен в реализации данного потенциала Ассоциации в течение уже этого, 2016 года. Поэтому с удовольствием буду готов рассказать Вам о ее успехах во время традиционной декабрьской медицинской выставки.

 

Мы будем следить за развитием событий в этой стратегически важно для страны сфере.

 

Также в номере:

Дорогу осилит идущий

Текстиль сегодня – это не только веселый ситчик. В России развивается также производство сложной, наукоемкой продукции. Например, компрессионного трикотажа. Один из лидеров этого сегмента российского рынка - ООО «ИНТЕРТЕКСТИЛЬ корп.». Компания успешно развивает производство и осваивает новые ниши. И, несмотря на это, в полной мере ощущает сложности текущего момента. О том, с какими проблемами сталкивается производитель, мы поговорили с техническим директором, основателем компании Олегом Балашовым.  
Читать далее »

Фейерверк новинок компании Dilo Group на выставке ИТМА-2015

В период с 12 по 19 ноября 2015 г. в Милане около 1600 компаний, производящих оборудование для всех звеньев технологических цепочек изготовления текстильных материалов, продемонстрировали свои новейшие достижения. В центре внимания оказались машины и поточные линии для производства нетканых и других текстильных полотен технического назначения. Компания Dilo Group продемонстрировала свои новейшие достижения на примере двух действующих поточных линий, размещенных на стенде площадью более 1200 м2.
Читать далее »

Бережливая стратегия раскроя от Lectra

Компания Lectra работает на рынке уже 35 лет и поставляет раскройное оборудование, которое помогает пользователям осуществить солидную экономию материалов и сократить производственные издержки благодаря высочайшим производительности и качеству. В данной статье компания освещает свой удачный опыт сотрудничества с компанией  - изготовителем белья WACOAL INTERNATIONAL, а именно – применения принципа «бережливого» раскройного цеха.
Читать далее »