ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: +7 812 380-9475, +7 812 764-5529
На главную страницуНаши изданияЖурнал Легкая Промышленность, Курьер

Лен должен быть российским, а мода - индивидуальной

Льняное будущее

Главной темой форума не раз становились перспективы производства в России синтетического волокна (в том числе - строительство в Ивановской области комбината по выпуску ПЭТФ текстильного назначения). В этом году организаторы решили обратиться к натуральному сырью, которое может выращиваться в стране – льну. Эта тема обсуждалась на «круглом столе» «Развитие льняной отрасли текстильной промышленности. Реалии и перспективы».

Мировой рынок льняной продукции составляет 2,2 млрд долларов. В России на данный момент отрасль находится в упадке. Яркий тому пример - Ивановская область. Так, с 1990 года посевные площади льна в регионе сократились со 100 тысяч гектаров до 11,4 тысяч. (Такие данные озвучил соучредитель предприятия «Мануфактура Балина» Павел Харитонов).

Основными странами-производителями льна являются Бельгия, Франция, Китай. Доля России – порядка 0,5% (для традиционной льняной державы – грустная история). Причем переработка сосредоточена, в основном, в Китае. «По сути, лен выращивается в Европе, где дорогое сельское хозяйство, затем перерабатывается в Китае (представьте себе логистические расходы!) и вновь возвращается в Европу в виде продукции с высокой добавленной стоимостью. На мой взгляд, Россия имеет огромный потенциал в этой сфере», - отметил Павел Харитонов.

Он представил собравшимся концепцию льняного кластера, суть которого в создании полного цикла производства – от выращивания льна до выпуска готовой продукции.

Идея льняного кластера не нова. Аналогичный проект реализовывался в Вологодской области. В Ивановской области ученые Института химии растворов им. Г.А. Крестова РАН уже много лет отстаивают идею безотходной производственной цепочки. Как отмечает заведующий лабораторией института Андрей Морыганов, для производства тканей используется только длинное льняное волокно – а это лишь 5% растения.  Еще 20% - короткое льноволокно, сфера применения которого ограничена. А все остальное – треста. В идеале треста должна применяться для производства целлюлозы, композитных материалов, прессованных плит, кормов для животных,  удобрений и многого другого. Важная разработка института – это метод котонизации короткого льняного волокна, благодаря чему из него может производиться ткань, близкая по свойствам к хлопку.

Однако все эти разработки долгое время не были востребованы в полной мере (лишь идея производства медицинской ваты из короткого льноволокна внедрена в Вологодской области и на Алтае). Дело в том, что льняной кластер по определению требует поддержки государства, серьезной координации и заинтересованности бизнеса.

Сейчас внимание власти есть, причем на самом верху. Напомним, о необходимости развития отрасли заявил Президент России Владимир Путин на совещании с руководителями предприятий легкой промышленности в августе текущего года. Даны и соответствующие поручения. Есть заинтересованность со стороны предпринимателей («Мануфактура Балина»), научные наработки. Так что все должно совпасть.

Создание межрегионального межотраслевого кластера предполагает кооперацию предприятий по выращиванию и переработке льна, продвижению готовой продукции из натуральных волокон.

В сельском хозяйстве без господдержки (по крайней мере, в первые годы) не обойтись. Авторы концепции предложили, в частности, такие меры как субсидирование процентной ставки по банковским кредитам до 5% годовых; субсидирование закупок семян; а также производства льняного волокна.

В завершение «круглого стола» представители 14 сельскохозяйственных и швейных предприятий из пяти регионов Центрального федерального округа РФ заключили соглашение о создании межрегионального кластера по выращиванию и глубокой переработке льноволокна. Участники проекта рассчитывают, что кластер позволит снизить зависимость текстильных предприятий из Тверской, Ивановской, Калужской, Владимирской и Костромской областей от закупок сырья у иностранных поставщиков.

Предполагается, что в перспективе кластер будет производить до 100 тыс. тонн льноволокна в год. Реализация пилотного проекта в период с 2018 по 2022 год, по предварительным расчетам, позволит создать 2500 рабочих мест в сельском хозяйстве и легкой промышленности, объем текстильной продукции составит 8,2 млрд рублей в год, объем экспорта продукции глубокой переработки – 4,8 млрд рублей в год, объем импортозамещения - 1,1 млрд рублей в год.

По мнению Павла Харитонова, первые результаты в сельском хозяйстве будут получены уже в следующем году.

Руководитель профильного отдела Минпромторга Евгений Кореньков, отметил, что в министерстве видят реальную возможность вытеснить до 30% импортной хлопковой пряжи с отечественного рынка, заменив ее российским льном. Поэтому концепция льняного кластера, безусловно, получит поддержку государства.
Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин предложил использовать для презентации программы по обеспечению легпрома натуральным сырьем традиционную площадку «Текстильной недели» Союзлегпрома в марте 2018 года.

Видение будущего

Также в рамках форума «Золотое кольцо» были представлены результаты форсайт-кэмпа по рынку FashionNet (тема до сих пор вызывает много споров).

Напомним, Ивановская область стала одним из регионов, которые получили право на проведение у себя форсайт-навигации НТИ. В конце августа в Плесе собирались предприниматели, студенты, эксперты в области моды, представители власти, чтобы попытаться спрогнозировать будущее рынка моды, и, опираясь на этот прогноз, представить проекты, которые должны быть успешными в этих условиях. Всего на форсайте было отработано порядка 30 проектов.

Модный рынок рассматривался достаточно широко – в контексте не только одежды, но и дизайна интерьеров и даже городской среды.

Общая тенденция, которую отметили эксперты – движение к цифровизации. Речь идет о том, что особенности каждого потребителя рано или поздно будут изучены и оцифрованы. И тогда, как отметил генеральный директор Alfer Group Антон Алфер, вегетарианцу не будет приходить реклама мясных продуктов, аллергику не предложат опасных для него лекарств, ну а в модной индустрии станет возможной максимальная индивидуализация заказа. Так что получится одеть в соответствии с их пожеланиями представителей 350 субкультур, которые есть в России (такой пример привела гендиректор Инжинирингового центра текстильной и легкой промышленности Надежда Корнилова, Иваново). Кроме того, по мнению Надежды Львовны, в производстве одежды фокус сместится с внешнего вида на функционал.

Один из наиболее перспективных проектов, предложенных в рамках форсайт-кэмпа, - это фэшн-хаб, или бизнес-инкубатор для начинающих дизайнеров. Концепция предполагает создание в Иванове лекционного зала, коворкинга для дизайнеров, включающего производственный цех, площадку для показов и фотосессий, место встречи дизайнеров с производителями, а также магазина готовой продукции. Как рассказал гендиректор компании FREEDOM TEAM Дмитрий Тимуршин, такие проекты уже реализованы компанией в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. И, соответственно, изделия ивановских дизайнеров попадут также в фэшн-хабы этих городов.

Также в рамках форсайт-кэмпа обсуждался проект создания в Фурмановском районе Ивановской области фабрики компании «Фаберлик». Как рассказал fashion-директор ОАО «Фаберлик» Андрей Бурматиков, в ходе обсуждения всплыли полезные идеи. Первый этап фабрики будет запущен в течение двух лет, затем – еще несколько этапов. В перспективе фабрика станет «цифровой».

Участники «круглого стола» были едины: массовое производство в перспективе будет преобразовано в единичное или малосерийное на базе IТ-решений. Это приведет к развитию технологий цифрового дизайна и производства, появлению «умных» материалов и продуктов, раскрытию новых свойств натуральных материалов.

Особую роль в формировании нового рынка играет модернизация системы образования. По мнению спикеров, базовой компетенцией должен стать креатив, причем учить креативу необходимо с детства. В эту задачу укладывается создание детского технопарка «Кванториум» в Иванове.

Часть наработок форсайт-кэмпа ляжет в основу российской «дорожной карты» рынка FashionNet. Также представители ивановского бизнеса войдут в Межведомственную рабочую группу по модернизации экономики и инновационному развитию, которую возглавляет помощник Президента РФ Андрей Белоусов.

«Безусловно, «дорожная карта» – очень серьезный документ, который требует тщательной проработки. Мы наметили концепцию, основные векторы развития, по которым необходимо двигаться, чтобы не стать отстающими в быстро изменяющейся индустрии. Нам еще предстоит большая работа, тем не менее, уже сейчас многие проекты, созданные на форсайте, начинают реализовываться. Правительство региона готово оказать им поддержку», – отметил директор департамента экономического развития и торговли Ивановской области Александр Лодышкин.

Частью форума стали и мероприятия, посвященные туризму. Для профессионалов туриндустрии в Ивановской области приготовили насыщенную программу - мастер-класс по ресторанному делу и гостеприимству, пресс-тур по региону, а также круглый стол «Лучшие практики в сфере внутреннего туризма», в котором приняли участие более 100 представителей туриндустрии из Ивановской, Владимирской, Тульской, Московской, Вологодской, Ярославской, Костромской и Нижегородской областей

Также в номере:
Оборудование
Попробуйте швейцарский ZUND!
Швейцарский сыр, шоколад, часы, банки... Именно эти ассоциации приходят нам в голову  при  упоминании  Швейцарии.  А еще -  высокий уровень жизни,  качественные товары, новейшие  технологии.  Да, в  маленькой Швейцарии  немало компаний, создающих эти новые технологии,  в том числе и  для текстильной  и легкой промышленности. Так, целый кантон Санкт-Галлен ориентирован  на текстильную, швейную, обувную и мебельную  отрасли. Именно здесь и   находится компания  ZUND  - мировой лидер  по созданию режущих систем, и мне посчастливилось побывать  на этом уникальном предприятии  в рамках «Experience Days» (19-21 сентября 2017).  Читать далее »
Оборудование
СТЕНСАРТ: ВСЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ ПО ОБИВОЧНЫМ ТКАНЯМ, ДОМАШНЕМУ ТЕКСТИЛЮ.
Какой дом или офис можно представить себе без текстильных материалов в его интерьере? Наш взгляд избалован разнообразием. Конкуренция на этом рынке очень высока, производители стремятся завоевать внимание взыскательных покупателей, акценты делаются на качестве и неординарности тканей и аксессуаров, уникальном и эксклюзивном дизайне. Оснащение производства современным высококачественным оборудованием для выпуска конкурентоспособной продукции можно доверить российской компании «СТЕНСАРТ». Читать далее »