Этот материал вышел в № 01 за 2012 год
К вам пришли

История началась с того, что в 2009 году собственники ЗАО «Рождественская мануфактура» решили проверить деятельность генерального директора предприятия Анны Никулиной. Проведенные аудиторские проверки выявили целый ряд нарушений. В том числе и очень серьезных, касающихся переоформления части объектов недвижимости, принадлежащих предприятию.
В результате директор была не только уволена, но и осуждена за мошенничество (по данным заместителя начальника Управления организации оперативно-разыскной деятельности УМВД по Тверской области Д.В. Гонтарева). Не желая смириться с таким поворотом событий, экс-директор и ее окружение организовали группу в составе 50-60 человек, которая пыталась кардинальным образом изменить ситуацию.
В общей сложности было предпринято три попытки проникнуть на фабрику. В июне 2011 года группа нападавших ворвалась на предприятие и захватила контрольно-пропускные пункты. Выдворить их оттуда удалось только вызванной службой безопасности предприятия полиции.
В начале сентября атака повторилась. Те же люди назвались представителями владельцев фабрики, причем вместе с ними на предприятие прибыл и участковый УМВД г. Твери. ЧОП ЗАО «Рождественская мануфактура» не пропустило их на предприятие. Захватчики даже попытались проникнуть на территорию фабрики через стройку, но были окружены сотрудниками службы охраны и удалились.
В октябре ситуация накалилась до предела. Неизвестные люди с вооруженной охраной подъехали ко входу на предприятие и сообщили о том, что они представляют собственников здания ТД «Вагжановский», который входит в состав недвижимости ЗАО «Рождественская мануфактура». Служба безопасности предприятия обратилась в полицию и прокуратуру. Но захвата одного из помещений ТД «Вагжановский», окна которого выходят на открытую территорию ЗАО, избежать не удалось. Туда ворвались люди, вооруженные автоматами Калашникова, и забаррикадировались. Вооруженные люди, сменяя друг друга, продолжали дежурить у дверей фабрики до 19 ноября. Причем представлялись они сотрудниками ФГУП «Охрана» МВД России.
Конфликты, потасовки, обращения в полицию и прокуратуру следовали одни за другими. Не изменил ситуацию и приезд из Москвы генерального директора предприятия. Руководство ЗАО «Рождественская мануфактура» приняло решение обратиться к Министру внутренних дел Российской Федерации Рашиду Нургалиеву. Реакция министра последовала незамедлительно: в Тверь прибыла федеральная комиссия по расследованию данного дела, после чего вооруженные люди покинули объект.
Впрочем, дела, которые «наворотила» бывший директор, руководству предприятия приходится разгребать до сих пор. Как рассказывает генеральный директор ЗАО «Рождественская мануфактура» Максим Козлов, вопросы собственности на объекты, которыми пыталась распорядиться бывшая директор, сейчас решаются в судах. Уже одержано несколько побед.

Главное – модернизация

Вряд ли кто-то будет спорить, что в этой истории были моменты, когда судьба предприятия была под большим вопросом. Причем дело касалось не только нескольких собственников, но и всего коллектива, и даже города в целом. Ведь одним из планов рейдеров было устройство на территории предприятия автостоянки. Это более быстрые деньги, чем может дать производство. Раз – и одним махом не стало бы предприятия со 160-летней историей!
Но сегодня руководство предприятия относится к событиям лета и осени как к перевернутой странице. По словам Максима Козлова, главное сейчас – это модернизация предприятия, поскольку при нынешнем уровне оснащения «Рождественская мануфактура» является убыточной. Это общая российская проблема: за несколько последних лет была упущена стратегия развития целого сектора экономики – легкой промышленности.
«Предприятие должно получить второе дыхание, - говорит гендиректор. - И сейчас совместно с японской корпорацией Marubeni и с итальянским концерном Marzotto мы приступили к полному обновлению циклов прядения и ткачества, обработки и производства изделий.
Произойдет автоматизация производства, которая позволит снизить физические нагрузки на персонал и стабилизировать качество продукции. Кроме того, у нас есть предварительное соглашение с группой компаний Marzotto о том, что они будут размещать у нас заказы на хлопчатобумажные ткани. Группе Marzotto принадлежат такие марки как Valentino, Dolche & Gabbana, Hugo Boss. Так что сотрудничество обещает быть интересным. Мы провели рабочую встречу в Италии в городе Кьямпо с руководителем одного из департаментов компании – Фердинандо Бусинаро. В январе итальянская делегация собирается приехать к нам, чтобы посмотреть наши мощности. Группа Marzotto, как и наша фабрика, обладает богатой историей, и поэтому нам с ними очень приятно общаться».
Кстати, привлекая иностранные компании в качестве подрядчиков и заказчиков, руководство «Рождественской мануфактуры» занимает принципиальную позицию: инвестиции в производство должны быть российскими. Иначе можно потерять отрасль.
Частью процесса модернизации станет строительство газотурбинной станции, которая позволит снизить стоимость пара и электроэнергии. По предварительным оценкам, в результате введения в строй этого объекта себестоимость 1 КВт энергии удастся снизить с пяти рублей до двух. Подрядчиком в данном случае выступит либо швейцарская компания Turbomax, либо японская Kavasaki.Сейчас инженерная группа «Рождественской мануфактуры», насчитывающая около 50 человек, ведет расчет необходимых мощностей.
Ну а основная цель предприятия на сегодня - создание вертикально-интегрированного комплекса (от выращивания сырья до производства готовых изделий). В частности, для решения проблемы сырья «Рождественская мануфактура» ведет переговоры с Таджикистаном о создании совместного предприятия, а также с научными структурами, которые сейчас работают над проблемой выращивания хлопка в Астраханской области.
В перспективе предприятие должно выйти на показатель - 2800 тонн переработки хлопка в месяц или 31000 тонн в год.

Не только за себя

Одно из принципиальных решений руководства «Рождественской мануфактуры» - инициатива по созданию новой общественной организации, работа которой будет направлена на подъем легкой промышленности страны в целом - Российского текстильного союза. «Непосредственное участие в его создании принимает известный российский модельер Валентин Юдашкин, а также председатель ЗАО «Моссельпром» Вадим Золотарев, - говорит Максим Козлов. - Основная задача союза – изменить ситуацию в отрасли, помочь предприятиям, которые прошли проверку на прочность хлопковым кризисом. Нас поддерживает Правительство РФ, в частности, Минпромторг. Это абсолютно социальный проект, создаваемый для нужд производителей, которые испытывают сейчас колоссальные сложности. В целом в российской легкой промышленности многое упущено, но точки невозврата мы пока еще не прошли. Так что еще есть возможность принять меры для исправления ситуации. Вот через семь-десять лет, когда мы окончательно потеряем специалистов отрасли, будет поздно».
К вопросам, над которыми должен работать Союз, Максим Козлов относит низкую информированность руководства многих предприятий о мерах государственной поддержки, которые существуют в России, необходимость восстановления системы профессионального образования и наставничества, потребность в общежитиях и социальном жилье для рабочих. Все эти вопросы предприятия не могут решить в одиночку. Хотя та же «Рождественская мануфактура» включает строительство дешевого жилья в свои инвестиционные планы.
«Без создания эффективных программ по привлечению специалистов мы не сможем двигаться вперед, - уверен Максим Козлов. – Причем, я имею в виду даже не инженерный состав, а рабочих, которые обеспечивают непосредственное функционирование предприятия, обслуживают оборудование, начиная от прядильщиц и наладчиков. Я всегда говорю, что успех предприятия лишь на 15-20% зависит от менеджмента. Все остальное – это заслуга рабочих и инженерного состава».

Не надо бояться ВТО

Сейчас руководство многих отечественных предприятий замерло в страхе перед грядущим вступлением России в ВТО. Максим Козлов полагает, что оценивать, как повлияет это событие на развитие отечественного легпрома, пока рано. С одной стороны, будет сложнее в виду снижения таможенных барьеров и увеличения экспорта, с другой стороны, для российских производителей откроются дополнительные возможности. В любом случае первые результаты будут очевидны к концу 2012 года.
«На данном этапе, изучив работу наших коллег, мы поняли, что если мы будем работать над снижением себестоимости нашей продукции, то даже в условиях открытых экономических границ будем достаточно эффективными, - подчеркивает Максим Козлов. - Другое дело, снижать себестоимость не так-то просто. О чем говорить, если в Италии электроэнергия доступнее, чем в Твери. А газ для промышленных предприятий в Италии и у нас стоит одинаково. На мой взгляд, правительству пора определиться – поддерживать ли энергетиков с их сверхприбылями или развивать производство.
По моему мнению, перспектива у предприятий есть. В нашей продукции остро нуждается и Европа, и государство, и, конечно же, население».

Также в номере:

О МИГРАЦИИ ВОЛОКОН ИЗ НЕТКАНЫХ УТЕПЛИТЕЛЕЙ

Мы завершаем цикл статей, посвященных российскому рынку нетканых утеплителей, в которых автор дает полную и подробную информацию о свойствах, характеристиках и в целом о качестве тех или иных типов утеплителей, приводит основные критерии, призванные помочь швейникам сориентироваться при выборе необходимых материалов.
Читать далее »

РАСКРОЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ GEMSY: 10 ЛЕТ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

В этом году можно отметить десятилетний юбилей выхода оборудования марки GEMSY на российский рынок – в 2002 году были произведены первые массовые поставки в Россию. И все эти годы эксклюзивным поставщиком продукции GEMSY на российский рынок является ООО «Фирма «Швеймаш». За прошедшее десятилетие оборудование GEMSY успешно прошло «проверку временем» на наших предприятиях . Этой статьей мы открываем целый цикл публикаций ,посвященных наиболее значимым и интересным достижениям GEMSY в швейной и трикотажной отраслях легкой промышленности.
Читать далее »

Горбатого могила исправит

Российский легпром напоминает ваньку-встаньку: его бьют, толкают, швыряют, и вроде вот-вот развалится — но все равно каким-то образом держится. Правда, стоит он все равно очень неустойчиво и, того и гляди, вновь перевернется.
Читать далее »