Этот материал вышел в № 07 за 2017 год
Пролистать PDF

- Валерий Николаевич, вы тоже были на форуме, расскажите о ваших впечатлениях. На какие мысли навели прозвучавшие доклады?

- На форуме было озвучено много интересной информации, которая касается будущего развития отрасли (причем как на ближайшие год-два, так и на 20-летнюю перспективу). Хотя сегодня трудно делать долгосрочные прогнозы, жизнь слишком быстро меняется, как внутри страны, так и за ее пределами.

Три основных тренда – переход на искусственные материалы и на современные виды заказа продукции, внедрение цифровых технологий (модернизация оборудования и системы управления производством).

Глобальный тренд, который сегодня очевиден, и о котором говорили на форуме, - это увеличение доли потребления искусственных волокон (главным образом, полиэфира). Синтетические ткани во всем мире вытесняют натуральные. Юго-Восточные страны - производители натурального сырья и обладатели дешевой рабочей силы (Китай, Турция, Бангладеш, Вьетнам, Индия) уже много лет доминируют на российском рынке натуральной ткани и готовых изделий из нее. В ближайшее время к ним присоединятся и более близкие к нам Узбекистан и Казахстан, которые активно налаживают переработку своего сырья у себя, для поставки за рубеж готовой продукции. В этих странах запущены государственные программы по поддержке и развитию легпрома. Путь России, исходя из ее нефтегазовых ресурсов и научного потенциала, - производство синтетических тканей и изделий из них. Ткани из искусственных волокон с каждым годом совершенствуются. Над этим работают ученые по всему миру. Уже сейчас искусственные ткани по своим свойствам приближаются к натуральным, а по некоторым параметрам и превосходят их. В ближайшее время нас ждет эволюция по переходу на искусственные ткани. И производители должны быть к этому готовы.

Еще один очевидный тренд – это переход от массового производства одежды и ткани к индивидуализации. Требование рынка - выпускать различную продукцию малыми партиями. Процессы аналогичны тем, что произошли в полиграфии. Если в советское время газеты и журналы печатали миллионными тиражами, то сейчас такие объемы не востребованы. Издательств стало гораздо больше, но тиражи у всех значительно ниже.

В связи с запросом на индивидуальность и быстро меняющимся спросом, с каждым годом растёт роль дизайнерских студий. Запросы и потребности покупателей лучше всего понимают дизайнеры. Они - мост между производителями и покупателями. В России, по примеру многих стран, быстро развиваются дизайнерские мастерские и формируются дизайнерские кластеры.

Тренд на внедрение цифровых технологий вытекает из первых двух. Производство искусственных тканей и дальнейшая их обработка требуют новых технологий, а для выполнения современных требований в заказах (как из натуральных, так и из искусственных тканей) необходимо гибкое производство, быстро перестраиваемое на выпуск различных видов изделий и малыми, и крупными партиями.   

- Как производители должны учитывать эти тренды в своей работе?

- Крупные текстильные и трикотажные предприятия уже задумались над модернизацией своего производства для работы с большим количеством малых и средних заказов, перехода на выпуск искусственных тканей и готовой продукции из них. Конечно, натуральные ткани не уйдут. Но процент их потребления будет уменьшаться. Многие предприятия это понимают и просчитывают свои возможности.

Если говорить об отделке ткани, в России, как и в большинстве Юго-Восточных стран, предприятия исторически спроектированы для массового выпуска изделий. Для крупных заказов используется аналоговая техника - громоздкая, энергетически и трудозатратная. Технологический процесс печати подразумевает изготовление шаблонов, перенастройка занимает много времени, качество печати достигло своих пределов. Сейчас такая техника мало соответствует вызовам рынка. Отсюда и движение к так называемой «цифре». Современная техника (плюсовки, печатные машины, зрельники, мойки, сушки и т.д.) более компактная и менее затратная, она очень быстро перенастраивается, например, каждые 30-40 сантиметров ткани можно печатать с разным рисунком. Это оптимально для малых и средних объемов продукции.

Но и объемы растут. Хороший пример – итальянский городок Комо, где на современном оборудовании производится до 80% всех заказов Fashion-индустрии в мире.

- Несколько лет назад говорили о том, что цифровая печать — это хорошо, но дорого. А сейчас технология стала доступна. Что изменилось?

- Оборудование и технологии совершенствуются каждый год. В цифровой печати два основных направления – это сублимационная печать (когда рисунок сначала наносится на сублимационную бумагу, а затем переносится на ткань) и прямая печать по ткани. Сублимационная печать – это самая доступная по бюджету (от 80 т. евро) технология, требуется печатная машина с сушкой и каландр. Ее минус – печать только по искусственным тканям (и смесовым, содержащим до 40% натурального волокна). Плюс прямой печати – возможность работы с любыми видами ткани. Минус - бюджет от 300 т. евро, так как требуется оборудование для так называемых «мокрых» процессов (пропитка, зрельник, мойка, сушка), для подготовки ткани к печати и ее послепечатной обработки.

Прямая печать – это наиболее перспективный путь. И именно в этом направлении работают основные производители оборудования и красок. Одна из задач – «упрощение» технологии для любых видов ткани за счет ухода от подготовки и обработки ткани. Причем решение лежит не в «железе», а в химии. Также ведется постоянная работа над общим снижением себестоимости печати, чтобы «цифра» могла конкурировать с аналоговой печатью на больших тиражах. И успехи уже есть.

- Кстати, о химии. Несколько лет назад развитие цифровой печати сдерживала дороговизна красок. Что происходит сейчас?  Совершенствуются ли краски?

- Постоянно. Многие известные бренды, которые производят краску для аналоговой печати, выпускают и краску для цифровых печатных машин. Кроме того, практически все производители оборудования для цифровой печати имеют собственные химические заводы по производству красок. Для достижения наилучшего результата необходима оптимальная совместимость оборудования, краски и головок для печати (их выпускают, в основном, известные японские производители). Именно в этом направлении лежат новые возможности.

- Консультируете ли вы клиентов о возможностях новых технологий?

- Практически каждый день консультируем по телефону; на выставках демонстрируем оборудование; устраиваем семинары и выезды на производства – как российские, так и ведущие европейские. Хотя клиент клиенту рознь. Некоторые могут многому научить нас в области общих производственных процессов. Например, крупные предприятия с большим опытом. Но есть и те, кому необходим ликбез. Многие приходят к идее открытия производства из торговли и из крупных дизайнерских компаний. Когда есть стабильно большие объемы заказов, отлаженная система сбыта, почему бы не заработать еще и на производстве? Впрочем, до реализации этой идеи доходят не все: кто-то ограничен в бюджете, кто-то в площадях, кто-то в кадрах.

- Можно ли выделить наиболее востребованные позиции из того оборудования, что вы поставляете?

- Как и в любом деле, все пляшут «от печки». А «печка» в нашем случае – это печатная машина. Это и есть самая востребованная позиция. Мы официальные дистрибуторы в России и в странах бывшего СНГ известных мировых производителей печатных машин - ALEPH s.r.l., D.GEN, MHM. А также дистрибуторы известных мировых брендов оборудования по подготовке и послепечатной обработке ткани (Unitech, SETeMa, Klieverik, Elitex Finiching, Beneks).

- Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сказал на пленарном заседании форума, что текстильная промышленность поднимается. Ощущаете ли вы это на своей работе?

- Подъем есть, хотя и не такой большой и повсеместный. В большей степени перемены касаются того, что свою работу перестраивают крупные текстильные комбинаты. В том числе, они обращаются и к цифровым технологиям печати, стараются интегрировать эти технологии в свои производственные процессы. Один из наших крупных клиентов уже два года  использует цифровую печатную машину, у предприятия появилось много коротких и средних заказов. Сейчас их цифровая печатная линия загружена, и они задумываются о покупке второй.

Развитие зависит, в том числе, от помощи государства, и здесь правительство идет производителям навстречу, освобождая от НДС закупаемое оборудование, предоставляя «дешевые и длинные» деньги через целевые отраслевые кредиты и лизинг, создавая заслон на пути «серых» и «черных»  поставок текстиля и готовой продукции в Россию. 

Для справки:

«Stensart» - направление компании «НИССА Дистрибуция». Компания специализируется на комплексном решении задач специальных видов печати и выступает системным интегратором при организации печатных производств, как классических аналоговых, так и цифровых в текстильном и трикотажном производствах.

Направлению «Stensart» более 20 лет. Компания является официальным дистрибутором на российском рынке всемирно известных производителей: промышленного цифрового оборудования для печати по текстилю; промышленного оборудования для допечатной и после печатной обработки ткани (сушильно-ширильные машины, аппараты для «мокрых процессов», зрельники, плюсовки и т.п.) и промышленного трафаретного оборудования.

 

 

 

Читать предыдущую

I am IMA, I am innovation…

Также в номере:

«Меланж-Текстиль» - выгодно и надежно

«Меланж-Текстиль» является одним из  известных производителей ткани для спецодежды. За годы своей деятельности компания заработала надежную репутацию, как у покупателей, так и поставщиков. Мы побеседовали с директором этой интересной российской компании, Фролычевым Романом Анатольевичем.
Читать далее »

I am IMA, I am innovation…

«I am smart, I am ingenious, I am cosmopolitan…» - можно дальше продолжить перечисление достоинств компании   IMA, они появлялись вспышками на стене нового  здания фирмы  вовремя  светового вечернего  шоу, посвященного 40-летнему юбилею. Все эти фразы очень точно характеризуют компанию, которая встретила свой юбилей  в полном расцвете сил и преподнесла  сюрприз -  Typhoon. Но обо всем  по порядку.  
Читать далее »

Компания SportTex: между Востоком и Западом

Стенд группы компаний SportTex привлек всеобщее внимание на IV Всероссийском Форуме легкой промышленности, организованном Минпромторгом. Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров также заинтересовался представленным на стенде оборудованием российского производства для безниточной герметизации швов. И даже попробовал поработать на таком станке. О том, что же это за технология, мы говорим с генеральным директором компании SportTex Игорем Кимом.
Читать далее »