ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: +7 812 380-9475, +7 812 764-5529
На главную страницуНаши изданияЖурнал Легкая Промышленность, Курьер

Российский легпром: окно возможностей открыто!

- Добрый день, Виктор Леонидович! Совсем недавно завершился Форум в рамках Недели текстильной и легкой промышленности, на котором были подведены  окончательные итоги работы отрасли за 2017 год.  Не могу не спросить, довольны ли вы в целом итогами? Какие основные достижения ушедшего года вы бы отметили?

Могу сказать, что последние три года для отрасли стали довольно успешными. Нам удалось вывести отрасль на позитивную динамику.  По итогам 2017 года по сравнению с 2016-м производство текстильных изделий выросло на 7,1%; производство одежды – на 3,8%; производство кожи, изделий из кожи – на 4,3%.

Лидерами стали: производство синтетических тканей – темп роста +24,9%, производство трикотажных изделий +13,9% и производство обуви +11,4%. Этот год мы также начали позитивно: за 2 месяца 2018 года  производство текстильных изделий выросло на  8,7%, одежды  - на 20,5%, кожи-обуви – на 0,7%.

 

- Какова ситуация в отрасли с импортозамещением?

 

- Легкая промышленность полностью воспользовалась окном возможностей в рамках импортозамещения. Несмотря на то, что импорт готовой продукции продолжает расти, и на потребительском рынке его доля остается высокой, импортозамещение произошло в сегментах производства  спецодежды, специальных тканей и спецобуви. Это наглядно подтверждает, что при сохранении общего объема потребления этой продукции практически на том же уровне произошел существенный рост объемов производства отечественной продукции, то есть темпы роста говорят о замещении импортных товаров российскими.

За сравнительно небольшой период произошел мощный рывок в создании высокотехнологичной спортивной экипировки и товаров для активного отдыха, спецодежды и спецобуви.

И мы не только насыщаем свой рынок, но и постепенно наращиваем экспортный потенциал. Экспорт продукции легпрома по данным ФТС за 2017 год по отношению к предыдущему году составил 1,4 млрд долл. и увеличился на 17%.

Отрасль получила поддержку на самом высоком уровне. Президент высоко оценил достижения легпрома и дал поручение сохранить меры поддержки отрасли на предстоящие три года как доказавшие свою эффективность.

Нам надо не только удержать эту планку, но и начать активнее работать как на своем рынке, так и выходить за рубеж, развивая и продвигая российские бренды, формируя потребительский спрос именно на российские товары как качественные, доступные, модные и безопасные.

 

— Мы часто слышим, что легкая промышленность является стратегической отраслью, вопросы ее развития обсуждаются на совещаниях у президента. В чем именно заключается стратегическое значение отрасли для страны?

— Это одна из крупнейших отраслей, которая обес­печивает продукцией потребительский рынок и тем самым дает серьезный импульс развитию розничной и оптовой торговли. Рынок товаров легкой промышленности — один из самых больших среди непродовольственных товаров: по итогам 2016 года, согласно данным Росстата, объем продаж легпрома на территории Российской Федерации составил 2,7 трлн руб­лей. За последние три года в отрасли развились конкурентоспособные компетенции в части высокотехнологичных тканей, которые успешно применяются в смежных отраслях — автомобилестроении, авиастроении, строительстве, медицине, сельском хозяйстве, спортивной одежде и, конечно, в части обеспечения нужд обороны страны.

-    Какие меры по финансовой поддержке  легпрома  вы бы назвали главными и решающими?

- Два года подряд главным драйвером оживления отрасли являлась комплексная программа поддержки с использованием монетарных и регуляторных мер.

Наиболее эффективными мерами господдержки  по прежнему остаются субсидирование процентов по кредитам на сырье, текущую деятельность и техническое перевооружение. Успешно себя зарекомендовала субсидия на производство тканей для школьной формы. Благодаря этой мере производство камвольных тканей в 2016 году увеличилось почти в 3 раза, а стоимость комплекта формы снизилась на 40%.

Это очень востребованная мера поддержки со стороны швейных предприятий, к тому же она имеет высокую социальную направленность, повышая доступность и обеспечивая качество российской школьной формы.

Учитывая экономический и социальный эффект данного инструмента, в 2017 году мы распространили его действие и на производителей отечественных поливискозных тканей.

В 2017 году полностью реализовала себя программа льготного лизинга для предприятий легкой промышленности. При поддержке со стороны государства в 700 млн рублей будет реализовано 9  проектов на общую сумму 2,4 млрд рублей. Это предприятия из разных подотраслей промышленности. И что особенно хочется отметить, в продолжение нашей совместной работы с фондом развития промышленности, который поддержал 13 проектов легпрома на общую сумму 3,4 млрд. рублей, фонд также принял участие в программе льготного лизинга и поддержал два крупнейших проекта из Ивановского региона. Так что с инвестиционным развитием в отрасли дела обстоят неплохо.

 

- Несмотря на позитивные тенденции  по отдельным предприятиям, fashion  industry по-прежнему довольно сложно конкурировать с  зарубежными компаниями. В модной индустрии остались настоящие энтузиасты своего дела. В этом можно было убедиться на Международном форуме моды, впервые прошедшем в 2017 году в Санкт-Петербурге. Какую поддержку вы считаете  необходимой  нашим швейникам?  

- Давайте разберемся, о какой поддержке идет речь. Многие задают нам вопросы о поддержке дизайнеров. Еще раз хочу подчеркнуть, что работа Минпромторга в первую очередь нацелена на работу с промышленностью. Мы не можем и, более того, считаем не в праве навязывать дизайнерам, модельерам свое мнение. Это представители творческих профессий, результат труда которых может быть оценен исключительно потребителем. Из этого важно делать выводы и работать на конечный продукт.

Что касается швейной индустрии, вопросы дизайна продукции, выпускаемой на наших фабриках, не могут находиться в ведении Министерства. Не исследуя тренды в мире моды, не исследуя рынок спроса и предложения, любой производитель может остаться в последних рядах и стать полностью неконкурентоспособным. Продвижение своего бренда, своей продукции на рынок – важнейшая задача любого производителя. ( врезка)

Швейным предприятиям нужно учиться не только выполнять производственные объемы, но и уметь их грамотно реализовать, находя новые перспективные рынки сбыта как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.

Другой вопрос - в каналах сбыта этой самой продукции. Это проблема любого производственного бизнеса. Мы, как кураторы торговой отрасли, также стараемся оказывать всевозможные меры поддержки для развития каналов сбыта для производимых в России товаров, в том числе легпрома.

— Насколько конкурентна продукция российской легкой промышленности на внут­реннем потребительском рынке? Каковы ее доли на рынке одежды, обуви и динамика данных показателей?

— Доля отечественной продукции на внутреннем потребительском рынке составляет всего 26%. Но мы на регулярной основе проводим встречи с крупными ритейлерами, и стоит отметить, что у многих из них по итогам прошлого года объем российских товаров вырос на 10%, что существенно. Большой успех имеют российские производители одежды для спорта и отдыха. Успешно развиваются бренды столового и постельного белья. Выпускаются высококачественные текстильные изделия для путешествий, отдыха и спорта. Хороших результатов добились обувные компании, особенно в части производства детской кожаной обуви.

В сегодняшних реалиях можно уверенно заявлять, что мы научились работать не хуже европейских и китайских конкурентов. И подтверждение тому — прошедшие осенью прошлого года  ярмарки одежды, обуви и текстиля. Первая наша ярмарка прошла в самом центре Санкт-Петербурга, вторая в Нижнем Новгороде. Сейчас мы планируем провести третью ярмарку в Санкт-Петербурге, на которой будет представлена продукция из 27 регионов России. Такой ярмарочный формат торговли в первую очередь призван продемонстрировать российские товары.

Рад отметить, что продукция, производимая на российских предприятиях, начинает выходить на европейский рынок. Ритейлер Zara, входящий в испанскую группу Inditex, впервые заключил контракты на поставки в Испанию одежды и обуви, произведенной в России. В числе компаний группы, заключивших договоры с российскими фабриками, - Inditex S.A., Zara, Zara Home, Massimo Dutti, Oysho.


  -  Проблема  отсутствия  собственного сырья с каждым днем становится все острее. А ведь потенциал  по всем видам сырья  в нашей стране огромен. Если говорить о натуральном сырье, то ситуация не менее сложная. Сможем ли мы в течение ближайших  лет заместить хотя бы на 30 % импортный хлопок своим, выращенным в Астраханской и Волгоградской областях?

— После того как не стало Советского Союза, мы потеряли хлопок как сырье, сейчас мы закупаем его в республиках бывшего СССР. Был проведен эксперимент по выращиванию хлопка в двух наших областях —Астраханской и Волгоградской. Эксперимент проходил в течение нескольких лет и признан удачным. Сейчас очевидно, что климатические условия позволяют выращивать хлопок в России. В принципе, уже имеются хорошие наработки по семеноводству и выращиванию, но на данный момент серьезной проблемой является уборка. Это значит, надо оптимально подобрать технику и отработать технологию сбора. Что касается производства льна, то, как я уже говорил, принято решение создать межрегиональный кластер. В качестве пилотных регионов рассматриваются Тверская, Смоленская, Ивановская, Вологодская, Костромская области. Конечно, выращивание сырья — это компетенция Минсельхоза, но мы считаем, что основная задача в том, чтобы меры поддержки, которые они оказывают производителям льна, были увязаны с обязательной поставкой качественного сырья на российские текстильные предприятия. Еще одно важное направление — производство шерсти. В России наблюдается серьезный дефицит качественной тонкорунной шерсти. И здесь должен быть такой же подход со стороны Минсельхоза к субсидированию производителей тонкорунной шерсти и поставки ее на российские перерабатывающие предприятия. И, наконец, шкуры. Понятно, что это касается в первую очередь роста поголовья крупного рогатого скота. Шкур действительно не хватает. Поэтому необходимо увеличить производство шкур и повысить их качество путем возобновления программы по прививкам от гиподерматоза (подкожного овода). Причем, эта мера важна как для качества шкур, так и для качества мяса и молока

  - Не могу не спросить  про льняную  программу. Планируется создание льняного кластера.  Инициатива   исходила   от предпринимателей и была поддержана наверху. Что нужно сделать, чтобы  проект был успешным  и доведен до конца?

- Для восстановления и реновации отечественной льняной отрасли при поддержке Минпромторга России в Ивановской области создается межрегиональный кластер по выращиванию и глубокой переработке лубяных волокон. Якорные предприятия – «Мануфактура Балина», «ТДЛ текстиль», «Шуйские ситцы». В Смоленской области планируется реализация проекта по строительству  льнокомбината и фабрики пряжи.

Уже с этого года планируются к заключению долгосрочные контракты между сельхозпроизводителями и текстильными предприятиями кластера на поставку льноволокна.

Налажен продуктивный диалог с лидерами льняной индустрии Франции в части локализации в Российской Федерации производства заготовок для льняных композитов и льноуборочной техники.  

Для популяризации льняной продукции и повышения престижа работы в льняной отрасли планируется проведения фестивалей льна.

Межотраслевой кластер включает в себя как выращивание, так и глубокую переработку льняного сырья. Поэтому поддержка его участников должна осуществляться одновременно по двум направлениям - как со стороны Минсельхоза России, так и со стороны Минпромторга России.

— В настоящее время в легкой промышленности идет процесс комплексной модернизации. Каковы приоритетные направления?

— За последние несколько лет в отрасли освоено производство геотекстиля для строительства автодорог и танковых полигонов в Ивановской, Владимирской и Курской областях, композиционных нетканых материалов для медицинской промышленности в Тверской и Ивановской обла­стях, современных утеплителей для строительства домов и производства одежды в Московской области, налажен выпуск высокотехнологичных тканей со специальными защитными свойствами для пошива спецодежды в Тульской области, Пермском крае, в том числе для производства вещевого имущества в интересах Минобороны — в Ростовской области.

В целом мировая, в том числе и российская, легкая промышленность в перспективе ближайших 10–15 лет может претерпеть значительные технологические преобразования с внедрением различных инновационных технологий, таких как 3D-печать, технология сканирования корпуса, автоматизация проектирования (CAD) и производства, технология производства «умных изделий». Например, создание обуви и одежды, дополненной электронными и цифровыми возможностями: с датчиками, которые показывают состояние здоровья и измеряют пройденные расстояния.

- Благодарю за интересную беседу! 

Также в номере:
Оборудование
Zünd: легкий раскрой сложных тканей .
Компания ZündSystemtechnik AG более 30 лет производит цифровые универсальные режущие плоттеры Zünd. Говорят, что хорошая машина должна быть надежной. Это в полной мере относится к плоттерам Zünd. Многофункциональное оборудование, работающее на высоких скоростях, полностью автоматизирует процесс производства, повышая эффективность и производительность.  Читать далее »
Оборудование
Новый взгляд на печать по текстилю в широком формате
из самых крупных печатающих компаний, работающих в сфере производства наружной и интерьерной рекламы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, выходит на  рынок  fashion-индустрии, тканей для профессиональной одежды и домашнего текстиля. С чем это связано? Мы поговорили об этом с исполнительным  директором компании  «АРИАЛ» Ольгой Болгар. Читать далее »
Оборудование
Некоторые практические аспекты производства спецодежды
Сегодня производство специальной и рабочей одежды – очень активно развивающийся сегмент. Данная сфера очень разнообразна и обширна: для каждой отрасли, и даже для конкретных производств существуют свои требования, диктующие соблюдение норм и учет специфики и условий работы. Сюда же следует добавить, что многие виды изделий брендируют и покрывают принтами, создавая корпоративный стиль. Все это стимулирует производителей искать и предлагать оптимальные решения. Читать далее »