Этот материал вышел в № 06 за 2012 год

В последнее время многие специалисты в области текстиля заговорили о буме цифровой печати. И хотя доля рынка, которую занимает на сегодняшний день цифровая печать по ткани, не велика (по сравнению с традиционными способами отделки), интерес к модернизации со стороны производителей налицо. Чего же ждать в ближайшем будущем? Каковы перспективы отделки текстиля? Наш собеседник – Роберто Боб Марчесотти, торговый представитель австрийской компании Zimmer в России.

- Давайте начнем с мировых тенденций использования цифровой печати. Как бы вы охарактеризовали процессы, происходящие в текстильной индустрии? ( С учетом недавней выставке Citma в Шанхае).

- Что касается тенденций, конечно, все сейчас движется в сторону цифрования. В обозримом будущем цифровая печать еще не сможет заменить классическую, особенно в массовом производстве. Там по-прежнему будет использоваться трафаретная печать. А вот в специализированной печати на различных носителях и печати малыми партиями уже сформировался совершенно четкий тренд: цифровая технология печати выходит на первый план.

- Какие возможности дает цифровая печать с точки зрения сокращения цикла подготовки новых дизайнов, изготовления небольших партий ткани и развития производства в целом?

- Одно из серьезных ограничений аналоговой печати - необходимость изготовления шаблонов. Это не только серьезно удлиняет процесс подготовки нового дизайна, но и влечет за собой значительные затраты. Отдельный шаблон (или трафарет) изготавливается для каждого цвета, который используется в рисунке. То есть для тех дизайнов, в которых используется много цветов, необходимо несколько трафаретов. Тем самым требуются серьезные первоначальные затраты, вне зависимости от объемов ткани, которые вы в итоге напечатаете. Стоимость каждого шаблона (то есть каждого отдельного цвета на рисунке) составляет от 1000 до 2500 евро. На один дизайн нужно от пяти до десяти шаблонов. То есть подготовка десятицветного дизайна будет стоить около 2,5 тысяч евро. Такие затраты имеют смысл только при изготовлении больших партий. А что касается цифровой печати, она не требует таких вложений. Стоимость печати складывается только из цены чернил, энергии и рабочей силы, и, естественно, амортизации оборудования. Она колеблется в диапазоне от 80 центов до 1,20 евро (в зависимости от устойчивости чернил и некоторых других параметров). Именно поэтому при изготовлении малых партий у цифровой печати появляется неоспоримое преимущество.

Изготовление небольших партий ткани сегодня актуально для изготовления не только одежды, но и аксессуаров, предметов роскоши, в которых необходимы определенные цветовые сочетания.

Не случайно цифровая печать в настоящее время представляет собой наиболее быстро растущий сегмент рынка. Впрочем, сегодня на нее приходится лишь около 2% от общих объемов производства.

Конечно, мы в Zimmer понимаем, что интерес к цифровой печати принципиально возрастет после того, как снизится стоимость чернил. Этот процесс идет уже сейчас. Например, наша фирма имеет возможность обеспечить снижение цены на расходные материалы. Европейские производители устанавливают стоимость чернил в районе 50 евро за литр, а у нас она составляет 34 евро. Это не попытка субсидировать покупку нашего оборудования за счет дешевизны чернил. Этой цены нам удается добиться за счет того, что мы продаем достаточно большое количество цифровых систем печати по текстилю Colaris. Производительность этой машины гораздо выше, чем у любых других принтеров. Тем самым, объем потребляемых нашими клиентами расходных материалов довольно высок. Именно это позволяет нам договариваться с производителями чернил о снижении цены. Эту цену и платит покупатель, мы ничего не добавляем к ней. Мы не зарабатываем на продаже чернил, мы зарабатываем на продаже машин.

- Вы говорите, что сегодня доля цифровой печати – около 2%. А какую долю рынка цифровая печать сможет занять в обозримом будущем?

- Я думаю, что речь может идти о 12-15% в течение последующих 10 лет. У этого сегмента большой потенциал.

- Считается, что сейчас Азия является центром аналоговой печати, а Европа развивает передовые цифровые технологии. Это так?

- Да. Индия, Пакистан, Китай, Бангладеш активно развивают аналоговую печать. Хотя цифровая печать имеет тенденцию к росту и там. В том же Китае установлено немало цифрового оборудования. Откровенно говоря, его там даже больше, чем в Италии, которая считается лидером в цифровой печати по ткани. Но в Китае пока используются дешевые принтеры. Китайские производители еще не вышли на индустриальные объемы цифровой печати, хотя процесс модернизации там набирает темпы.

Европа – безусловный лидер в этом отношении. И особенно сильные позиции у цифровой печати в Италии. Объясняется это, главным образом, тем, что в этой стране очень развиты fashion-рынок, производство изделий из шелка, аксессуаров. Все это требует печати на сложных носителях. Например, коже для сумок. Это та продукция, которая должна следовать моде и иметь малые тиражи. При этом дорогостоящий материал, который используется в производстве, делает потери недопустимыми. Все – от первого до последнего метра – должно быть использовано с максимальной пользой. А это идеальная ситуация для цифровой печати. Именно в этом сегменте цифровая печать проявила себя в полную силу, и после этого ее «волны» стали расходиться в других направлениях.

- Россия находится между Европой и Азией. Как у нас обстоят дела с развитием цифровой печати? Насколько готовы российские предприятия к модернизации?

- Поскольку цифровая печать по определению придает ткани дополнительную добавленную стоимость, эта технология бурно развивается там, где есть достаточное количество состоятельных людей, сформированный средний класс. В России средний класс довольно быстро растет, растут и его потребности, а значит, здесь появляется больше перспектив для развития технологии цифровой печати на ткани.

Что касается готовности к модернизации, ситуация в России такая же как и в других странах. Есть компании, которые уже готовы к переменам. Но роста сегмента цифровой печати стоит ожидать скорее не от существующих предприятий, которые могли бы модернизировать старое производство, а от тех компаний, которые рассматривают установку цифрового оборудования как возможность начать новый бизнес. Я думаю, когда бизнес наберет обороты, мы будем продавать в России пять-семь машин Colaris в год.

- На какой процент цифровой печати может выйти Россия?

- Я думаю, что Россия скорее тяготеет к верхней границе – 12-15%. Пока этот сегмент у вас почти не развит, но это скорее плюс. Китай сейчас не может провести перевооружение отчасти из-за того, что там много цифровых машин прошлого поколения. И производителям трудно решиться на их замену. А в России речь идет не о том, чтобы заменить старое оборудование, а о том, чтобы купить новое. Это похоже на ситуацию с компьютеризацией. Если в Европе долгое время сохранялись 286-е и 486-е компьютеры, то Россия, где до этого не было почти ничего, сразу начала с «Пентиумов».

Поэтому мы высоко оцениваем потенциал России. Цифровая печать - это возможность совершить технологический прорыв в российском текстиле. Сохраняя аналоговую печать, Россия не сможет конкурировать с Азией. А импортировать ткани с цифровой печатью из Азии – вообще тупиковый путь. Преимущество цифровой печати – это возможность работать под заказ, гибко реагировать на запросы рынка. И это преимущество почти полностью теряется из-за проблем с логистикой, сроками поставок, которыми известны азиатские производители. К примеру, срок поставки ткани из Азии в Европу составляет 40-45 дней.

- Технологии меняются очень быстро. Какие иновации в цифровой печати сейчас на слуху? И что предлагает ваша компания?

- На мой взгляд, в ближайшее время инновации коснутся, прежде всего, разработки новых видов чернил. Цифровая печать начинала свое развитие как маленький сегмент. Использовались чернила одного вида. Сейчас в ходу несколько видов красителей – реактивные, дисперсные, кислотные чернила, пигментная печать. В этом направлении вполне возможно дальнейшее развитие.

Но актуально и такое направление развития, как совершенствование самих машин (увеличение скорости работы, гибкости настройки). По моим прогнозам, более разнообразными станут поточные линии по производству ткани. Создание таких линий в различных вариациях и является одной из основных целей Zimmer. Возможно, это не приоритет для производства модной продукции. Но для автомобильной промышленности, производства обивочных тканей для мебели, домашнего текстиля, махровых тканей – это хороший вариант. И здесь Zimmer как раз и обладает серьезными преимуществами.

- Насколько быстро могут окупиться проекты по модернизации производства, направленные на установку оборудования для цифровой печати?

- Сегодня окупаемость проектов составляет год-полтора.

- Пути экономии инвестиций при модернизации.

- Если мы говорим о нашей фирме, мы никогда не настаиваем, чтобы клиент приобретал всю поточную линию. Одно из наших преимуществ как раз и состоит в том, что наше оборудование может быть интегрировано в существующую линию. Это модульная система, которая может быть выстроена в зависимости от потребностей заказчика. Тем самым заказчик может снизить свои инвестиционные расходы.

Также среди путей экономии - меньший расход воды (на смыв ткани ее требуется меньше, а необходимости промывать трафареты, на каждый из которых уходит 250-300 литров воды, нет вовсе). Для установки оборудования требуется меньше места: при обычной печати длина линии составляет 30 метров, при цифровой – 15. Не требуется помещение для красковарки и склад для трафаретов. Обычно у производителей накапливается от 2 до 3 тысяч трафаретов за год. И расставаться с ними (учитывая расходы на их разработку) люди не спешат. Есть производители, которые хранят по 20-30 тысяч трафаретов. Представьте, сколько места им нужно!

- Расскажите о проектах, над которыми вы сегодня работаете в России.

- Первый наш клиент – это компания «Вологодский текстиль». Там устанавливается поточная линия с предварительной обработкой ткани. Это поможет компании расширить ассортимент производимых тканей. Они смогут работать с любыми типами материала. Вероятно, они уже обозначают для себя какой-то сегмент рынка, где собираются занять лидирующие позиции. Наши потенциальные клиенты – предприятия мебельной промышленности, производители штор, модных изделий.

- Вы наверняка изучали состояние текстильной отрасли России. Ваш прогноз: как она будет развиваться?

- Есть продукция, которая характерна для России. Это плотные хлопчатобумажные ткани для домашнего текстиля, российский лен. Эти ткани обладают серьезным экспортным потенциалом, имеют успех на международном рынке. Возможности для России кроются в использовании передовых технологий, которые сразу дадут стране преимущества. Тем более что на азиатском рынке тоже не дремлют, там проявляют все больше гибкости.

- Скажется ли каким-либо образом на российской легкой промышленности вступление страны в ВТО?

- Любой протекционистский рынок связан с определенными ограничениями. Именно таким был до сих пор рынок России. Так что воздействие будет, поскольку снизятся ввозные пошлины на значительную номенклатуру изделий. И я понимаю опасения многих производителей. Но нельзя не учитывать того, что для российских предприятий также будет открыть мировой рынок. Для России – это потенциал для роста уже в международной среде.

    Для справки:

Австрийская компания Zimmer является одним из мировых лидеров в производстве ротационных трафаретных линий. В 2010 году заявила о себе как производитель индустриальных цифровых печатных машин. Созданная ею машина Colaris обеспечивала производительность до 480 квадратных метров в час.

В России оборудование Zimmer представляет компания «Нисса».

Также в номере:

PFAFF 3590 - надежный процесс шитья в швейном поле до 850 x 500 мм

Швейные установки нового поколения PFAFF 3590 – это мощные машины „Made in Germany“. Ноу-хау и опыт в сочетании с новейшими технологиями в машиностроении, технике привода и управления покоряют новые вершины в области надежности процесса шитья.
Читать далее »

Молодые вещи из бабушкиных сундуков

Историк моды и известный телеведущий Александр Васильев представил в Риге свою выставку, посвященную югендстилю в одежде (или модерну). Дословно югендстиль переводится как «молодой стиль». Он и в самом деле был свежей струей в моде конца XIX – начала ХХ века. Его отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям и прикладному искусству, сочетание художественных и утилитарных функций вещей. Аромат эпохи – вот что чувствуют сегодня посетители выставки, едва входя в зал.
Читать далее »

Поздно пить Боржоми?!

Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вступил в силу 22 августа. Россия стала 156-м членом ВТО. К этому дню страна шла 18 лет. И как минимум десять лет ведутся дискуссии: к чему же, собственно, приведет вступление в ВТО? Сегодня мы находимся в классической ситуации, о которой можно сказать: «Поздно пить боржоми». Остается только предлагать меры, позволяющие минимизировать издержки. Эта проблема крайне актуальна для Ивановской области, где сосредоточена значительная часть текстильного и швейного производства страны. Пакет предложений в Правительство РФ был подготовлен совместно региональным правительством, членами Совета Федерации от Ивановской области и руководителями текстильных предприятий региона. В конце июля авторы собрались в Ивановской областной думе, чтобы откорректировать предложения перед передачей в Госдуму.
Читать далее »