С наибольшим размахом «льняные» мероприятия в Вологде проходили в 2011 году, когда там был организован первый фестиваль льна, объединивший ряд масштабных и зрелищных событий. Например, в рамках фестиваля был установлен рекорд по кружевоплетению, занесенный в книгу рекордов Гиннеса. Сотни мастериц-кружевниц из разных стран мира на центральной площади у Кремля разместились «солнышком», каждая сплела свою часть кружева, которое затем объединили в общее полотно. В этом действе приняла участие и супруга тогдашнего президента России Дмитрия Медведева, для которой провели мастер-класс по кружевоплетению.
В этом году в Вологде состоялась традиционная ярмарка льняных изделий, «круглый стол» по проблемам текстильной отрасли, а также конкурс одного костюма для студентов российских вузов.
Проблемы похожи
Разговор за «круглым столом» шел о том, как дать льняной подотрасли новый импульс к развитию. Депутат Государственной думы РФ Вячеслав Позгалев отметил, что пока на уровне Правительства Российской Федерации недостаточно понимания того, что же нужно сделать для поддержки отечественной промышленности (и не только легкой). Главным противоречием он назвал то, что Россия держит средства резервного фонда за рубежом, а предприятия при этом вынуждены брать кредиты в зарубежных банках (или в российских банках, которые, в свою очередь, берут деньги у зарубежных партнеров, что еще больше удлиняет цепочку). Тем самым для промышленников деньги «дороги», а кредитовать производителей напрямую Правительство РФ не хочет. К тому же, по мнению Вячеслава Позгалева, по итогам последних лет становится понятно, что России не хватает структуры типа Госплана. При всех недостатках «плановой экономики», выясняется, что без общего видения развития страны тоже никак. Лен – типичный пример, когда развитие отрасли зависит от двух составляющих (промышленности и сельского хозяйства), у каждой из которых свои интересы.
В Вологде отношения между производителями сырья и текстильщиками были выстроены усилиями местных властей. Но это решение для «отдельно взятого региона». В остальных случаях договориться селянам и производственникам непросто.
А в результате, как отметил Вячеслав Позгалев, на постсоветском пространстве осталось только два крупных производителя льняной ткани – Оршанский льнокомбинат и «Вологодский текстиль». А было таких производителей 80.
Работать для людей
Президент Группы «ЛИНУМ» (в структуру которой и входит «Вологодский текстиль») Николай Алексов, отметил, что отставание России в производстве льняных тканей началось не вчера.
«В советское время в этой сфере основной акцент делался на выпуск технического текстиля, брезента и так далее, - отмечает Николай Алексов. – На эти цели работало 2/3 отрасли. На продукцию народного потребления оставалась 1/3 объемов. Да и то это были самые простые холсты для полотенец, скатертей, простыней. Производством тканей для одежды, для человека, повышением качества этих тканей никто «не заморачивался». И сейчас эта ситуация нас «догнала». Мы на предприятии только начинаем налаживать это производство. Сейчас мы с улыбкой смотрим на те ткани, которые выпускали два года назад. А через два года, уверен, будем считать очень наивным то, что делаем сейчас».
Напомним, «Вологодский текстиль» в последние годы очень серьезно обновил парк оборудования . При этом в первую очередь обновление проходило на участке отделки, который руководство Группы «ЛИНУМ» считает наиболее «узким» местом производства. Сейчас на предприятии работают новые линии по отбеливанию и умягчению тканей, по цифровой печати, которая позволяет готовить малые партии тканей. В момент, когда мы были на предприятии, на цифровой машине производства австрийской фирмы Zimmer (одного из ведущих производителей этого вида оборудования) печатались ткани для палантинов. Воображение журналистов, которых вели по маршруту Владимира Путина, приезжавшего ранее на комбинат, поразило несколько вещей. Во-первых, это необычайная тонкость и мягкость ткани. Во-вторых, актуальность расцветок – сразу же захотелось бежать в фирменный магазин «Вологодского текстиля» за палантином. И, наконец, этот пример наглядно демонстрировал возможности цифровой печати: на одном куске ткани без каких бы то ни было проблем разместились последовательно несколько рисунков. Огромный плюс для производителя!
«Я уверен, что развитие рынка оборудования и, главное, чернил для цифровой печати приведет к постепенному снижению себестоимости этого вида отделки, - отметил Николай Алексов. - И тогда цифровая печать изрядно потеснит традиционную».
Нынешние достижения компании, по мнению Николая Алексова, - только начало пути. В ближайшее время компании предстоит освоить новые виды смешанных тканей (спектр волокон, с которыми сочетается лен, здесь постоянно расширяют), актуальные варианты финишной обработки, а также серьезно увеличить объемы производства. В настоящее время предприятие выпускает порядка 7 млн квадратных метров ткани в год. Уже сегодня в Вологде производится каждый четвертый метр льняной ткани в России и практически весь объем плательных тканей. В ближайший год планируется выйти на показатель 10 млн квадратных метров, а затем достичь отметок в 12 и 18 млн квадратных метров ткани. Оборудование, скомплектованное на предприятии, позволяет выпускать и 25 млн квадратных метров ткани в год.
Планируется, что увеличение объемов произойдет по всем группам тканей.
«Мы интенсивно и целенаправленно работаем по всем направлениям, - сказал Николай Алексов. – У нас много инноваций в области столового и постельного белья, интерьерных тканей. Но, конечно, наш приоритет – это костюмно-плательные ткани. И естественно, мы должны повышать их функциональность, работать над теми характеристиками, которые сегодня мешают продвижению льна. Например, это его повышенная сминаемость. Я думаю, в ближайшие полгода-год мы решим эту проблему, причем найдем интересные и экологичные решения».
Продукцию нужно продвигать
Уже не первый год группа «Линум» и управляющая компания «Доминион» ведут разговоры о том, что продукцию изо льна нужно продвигать, рассказывать о ее свойствах потенциальным потребителям.
«Вся семья Михалковых спит на льняных простынях, как и вся семья Черномырдиных,- говорит Николай Алексов. – Но им о свойствах льна я рассказывал лично. До каждого покупателя мы так не дойдем, так что нужна серьезная программа продвижения. Пока в этом отношении гораздо успешнее Ивановская область с их фестивалем «Плес на Волге. Льняная палитра». Губернатор Ивановской области рассказывает об этом, где только может. Создается впечатление, что столица льна именно в Иванове, а мы плетемся в хвосте событий».
Объединяться!
Кстати, участники «круглого стола» отметили, что сейчас уже не время делиться по областям, пора объединяться. Особенно на это обратила внимание президент Российского союза производителей одежды Светлана Беляева. Иначе внимания Правительства РФ текстильщикам на себя не обратить. «Круглый стол» в Вологде – наглядное тому доказательство. Изначально планировалось, что туда приедет министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Потом ждали хотя бы заместителя или начальника профильного департамента. Не дождались. И это при том, что «Вологодский текстиль» пару лет назад посетил Путин, дал по его поводу поручения министерствам. Сейчас на предприятии даже экскурсии водят «по маршруту Владимира Владимировича Путина»…
Но и это не помогло. Дозваться не могут и представителей Минсельхоза. Подобная ситуация не редкость и в других российских регионах. В том же Иванове, например.
Ставка на молодых
Элементом продвижения льна в Вологде считают и конкурс одного костюма, инициатором проведения и организатором которого является Группа «ЛИНУМ». В нем принимают участие студенты со всей страны, задача которых – сшить одну модель из льняных тканей, бесплатно предоставляемых студентам Группой «ЛИНУМ». В этом году в конкурсе приняли участие 120 человек. Лучшие модели были продемонстрированы в рамках показа на празднования Дня города Вологды. А впоследствии модели станут экспонатами выставочного центра «Вологодского текстиля».
Подпись под фото:
На комбинате «Вологодский текстиль»
Врезки
При всех недостатках «плановой экономики», выясняется, что без общего видения развития страны тоже никак. Лен – типичный пример, когда развитие отрасли зависит от двух составляющих (промышленности и сельского хозяйства), у каждой из которых свои интересы. В Вологде отношения между производителями сырья и текстильщиками были выстроены усилиями местных властей. Но это решение для «отдельно взятого региона».
В советское время основной акцент в производстве льняных тканей делался на выпуск технического текстиля. На эти цели работало 2/3 отрасли. На продукцию народного потребления оставалась 1/3 объемов. Да и то это были самые простые холсты для полотенец, скатертей, простыней. Производством тканей для одежды, для человека, повышением качества этих тканей никто «не заморачивался». И сейчас эта ситуация нас «догнала».
С 1 сентября в силу вступает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому «к компетенции образовательной организации отнесено установление требований к одежде обучающихся. Общий вид одежды учащихся, ее цвет, фасон определяются органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими).
Читать далее »
С 10 по 13 июня во Франкфурте-на-Майне состоялась очередная международная выставка технического текстиля, нетканых материалов и защитной одежды «Тесhtextil & Texprocess». Как всегда, эти две выставки не обманули ожиданий и представили экспонентам и посетителям много новых идей и их интересных воплощений в жизнь.
Читать далее »
Стагнация промышленного производства в России разломала текстильную промышленность и убила ее проектные институты. Однако Россия – страна холодная, одежда нужна всем, а потому подрастающее новое поколение текстильщиков и швейников нуждается в оборудовании и новых «проектантах-поставщиках».
Читать далее »