- Василий Евгеньевич, как вы оцениваете ситуацию в стране?
- Все познается в сравнении, поэтому текущую ситуацию лучше всего сравнить с тем, что страна пережила в 1992-1995-м, 1998-2000-м и 2008-2009-м годах. На мой взгляд, то, что происходит сейчас больше всего похоже на кризис начала 1990-х годов, когда остро проявилась структурная диспропорция экономики. В начале 1990-х в стране была массивная обрабатывающая промышленность и неразвитая сфера услуг, что было не очень адекватно моменту. Сейчас налицо очевидный перекос в сторону энергетического и финансового секторов экономики, а также поддержки импорта и той же сферы услуг (например в ВРП Ивановской области за 2014 год доля торговли стала выше доли промышленности).
Только развитие промышленности, ее укрепление по широкому кругу отраслей способно создать устойчивый базис для нашего общества и государства. Развивать нужно как традиционные отрасли (производство, торговлю, сферу услуг, банковский сектор), так и отрасли, которые закладывают основу следующего технологического уклада (биоинженерия, нанотехнологии, цифровые отрасли). Страна должна начать движение в сторону укрепления индустрии. И наш проект вполне укладывается в этот тренд.
- В какую сторону должна развиваться текстильная отрасль?
- Первое, что мы должны сделать – создать сырьевую базу для развития современного текстиля. Ключевая роль принадлежит техническому текстилю. Конкуренцию Азии за бытовой текстиль и одежду мы проиграли. Ничего хорошего нам как потребителям это не даст. Мы будем видеть в магазинах одну и ту же продукцию под разными марками, почувствуем, что изменилась посадка одежды, поскольку антропометрические параметры в каждой стране свои. Но с точки зрения экономических параметров – себестоимости и цены – нам этому противопоставить нечего. С такой демографией трудоемкие отрасли с низкой оплатой труда России не удержать. Технический текстиль остается единственным направлением, которое вообще стоит развивать в стране.
Затяжной кризис, который нас ожидает и который начнется, как и все кризисы, с существенного падения уровня жизни, должен заставить нас задуматься, понять, что нужно менять структуру текстильной промышленности.
- Давайте поговорим о планах по строительству комбината.
- Мы предполагаем создать в регионе принципиально новую промышленность, сориентированную на другие рынки, другую технологию и сырье, нежели традиционный текстиль. Наиболее известный элемент этого плана – проект строительства мощностей по производству полиэфирного волокна и гранулята. Но, кроме этого, мы намечаем создание в Иваново технопарка, производств по выпуску конечной продукции – нетканого и тканого текстиля, в том числе будет использоваться мультиаксиальный станок для 3D ткачества. Также в технопарке предполагается размещение центра непрерывной профессиональной подготовки, различных институтов поддержки бизнеса (бизнес-инкубатор, бизнес-акселератор), лабораторий, созданных совместно с вузами и НИИ. Это все – развитие «вверх». Но будет и развитие «вниз». Мы сегодня бьемся за то, чтобы на зеленой площадке рядом с заводом был построен индустриальный парк. У нас разработаны «коробочные проекты», ориентированные на выпуск из продукции комбината товаров для внутреннего рынка. Для этих проектов мы будем искать инвесторов.
Еще одна важная задача – создание системы, которая позволила бы снизить риски инвесторов. Идея, которую сейчас «пробивает» наш губернатор – это кластерный фонд развития текстиля.
Эта система замышляется широко. Но вся она выстраивается вокруг комбината синтетического волокна. И его появление будет стимулировать развитие в регионе как науки и образования, так и переработки, выпуска продукции на другие рынки.
Сегодня я четко понимаю, что в этот план кризис никаких изменений внести не мог и не может. Фундаментальное понимание того, что без усложнения экономики страна не выживет, остается.
- До кризиса у компании были договоренности по привлечению инвестора, кредитных ресурсов. Они в силе?
- В позицию инвестора кризис никаких корректив не внес. В его понимании это не инвестиция в строительство мощностей. Это инвестиция в покупку всего рынка текстильного сырья России.
Технология будет использоваться зарубежная. К сожалению, российские компании не владеют технологиями поликонденсации. Нам придется приобретать основное технологическое оборудование в Германии. У нас есть предложения немецких банков, которые готовы предложить нам финансирование на всю стоимость завода, если мы все остальное оборудование тоже закупим в Германии и выберем услуги западной строительной компании. Но мы все же хотели бы кредитоваться в России. Мы намерены привлечь российских подрядчиков, по максимуму использовать российское вспомогательное оборудование, металл и т.д.
Поэтому сегодня мы ведем переговоры с российскими банками – как с коммерческими, так и с ВЭБ, как институтом развития.
- Складывается впечатление, что разговоры идут по кругу. Вы уже вели переговоры с банками.
- Нет, впечатление ошибочное. Этот тактика такая. Изначально мы заявили, что планируем строить завод, проинформировали банки о том, как мы все это видим, дали предварительные параметры проекта, параллельно проводя работу по инжинирингу и проектированию завода. Сегодня у нас на руках проектная документация, оценка сметной стоимости, бизнес-план. И уже с полным пониманием экономических параметров этого бизнеса (доходности, окупаемости и т.д.) мы начали раунд конкретных переговоров по кредитованию. Все это время банки мониторили ситуацию, отслеживали продвижение вперед. Такой проект «потянет» далеко не каждый банк. Для нас в приоритете крупные российские банки. С несколькими мы и ведем диалог. Конечно, с банками разговаривать сложно. Тем более что еще никто в Ивановской области такие деньги не «поднимал».
- Можно ли сказать, что проект подорожал?
- Да, конечно. Вся импортная составляющая стала в полтора раза дороже. Но это инвестора не напугало. Те резоны, которые лежат в основе его инвестиционного решения, никак не поменялись.
- Два слова о проекте.
- Комбинат спроектирован с учетом самой современной общемировой тенденции производства полиэфирных штапельных волокон методом прямого формования непосредственно из расплава полимера.
Предусматривается использование современного и эффективного оборудования ведущих мировых производителей, призванного снизить капитальные, эксплуатационные и энергетические затраты; обеспечить высокую гибкость при переходе на разные типы выпускаемой продукции и изменении мощности установки; повысить норму выработки конечной продукции и уменьшить долю отходов. Ассортимент продукции ориентирован на импортозамещение и экспорт в Евросоюз.
- А что происходит на земле – в Вичугском районе?
- Главная задача сейчас – договориться с местной общественностью, убедить их в экологической безопасности и нужности этого производства для муниципалитета. Те фантастические страшилки, которые публикуют о комбинате, вообще не имеют связи с реальностью. Разговоры о зараженном воздухе, воде, земле, там, где есть эти производства, – это бред бредовый. Площадка полностью соответствует самым жестким требованиям экологических стандартов России. В настоящее время запущен процесс общественных слушаний, надеюсь, что негативное отношение сменится на позитивное. Речь именно об общественности, с властью у нас есть понимание. Этот конкретный муниципалитет выгод получит больше всех. Там появится целый куст производств, будут развиваться все сферы – включая торговлю, сферу услуг, транспорт. Вот об этих выгодах люди почему-то не думают.
График реализации проекта также остается прежним. Начало строительства запланировано на III квартал 2015 года, ввод комбината в эксплуатацию и достижение проектных мощностей - до конца 2017 года.
В 2006 году компания «КОМТЕНС» вышла на отечественный рынок с автоматизированными настилочно-раскройными комплексами (АНРК) итальянской фирмы FKgroup. Компания FKgroup по всему миру имеет более 2600 установок настилочного и раскройного оборудования для тканей, текстиля и композитных материалов. В нашей стране - более 35 внедрений этого оборудования в различных отраслях: на производствах купальников, домашнего текстиля, детских автокресел, рабочей и военной экипировки, одноразовой медицинской одежды, нижнего белья, женской одежды из шёлка, верхней одежды и трикотажа, мягкой мебели.
Читать далее »
У российской текстильной и легкой промышленности из-за сложившейся экономической ситуации появился реальный шанс не только пережить трудности, но и заложить прочную основу для будущего роста .Курс на импортозамещение ,заданный Правительством Российской Федерации позволит увеличить долю отечественной продукции . Впрочем среди предприятий легпрома есть уникальные производства , которые давно и успешно занимаются импортозамещением. Одно из первых - завод «Термопол»
Читать далее »
Итальянская компания MACPI GROUP известна более пятидесяти лет, и за это время приобрела репутацию успешного и стабильно развивающегося производителя. Развитие в современных условиях предполагает оснащениепроизводства высокотехнологичным, экономичным и производительным оборудованием.Компания решает эти задачи, производя такое оборудование для различных сфер лёгкой и других отраслей промышленности.
Читать далее »