Российский нетканый феномен
С первых лет развития проекта его организаторы заявляют, что Холлофайбер® — это технология, основанная на результатах многочисленных и многолетних исследований и испытаний. На данный момент нет ни одного сертифицированного российского центра по испытаниям нетканых материалов, где бы не изучались различные свойства, особенности, качества и эксплуатационные характеристики Холлофайбер®. Ведущие зарубежные научные и исследовательские лаборатории провели с 2005 года десятки испытаний «российского нетканого феномена», который получил федеральное признание в таких наградных и премиальных формулировках как «уникальный продукт для армии», «стратегическая инновация», «стандарт отрасли», «эталонная продукция» и многих других.
Анализируя роль и место нетканых материалов Холлофайбер® в контексте более чем десятилетия развития рынка нетканых утеплителей в РФ, можно утверждать, что во многом этот рынок сформировался благодаря прогрессивным инновациям «Термопол», которые опирались в первую очередь на научно-исследовательскую базу, результаты исследований и испытаний. Сегодня совершенно очевидно, что именно научная аргументация и те данные, которые первоначально формулировались теоретически, а затем получали подтверждение путём лабораторного тестирования и исследований, по крупице закладывали фундамент, на котором в наши дни базируются ключевые выводы в области применения и дальнейшего развития технического текстиля в РФ, признанного драйверным экономическим направлением и включенным в «Стратегию развития лёгкой промышленности до 2020 г.».
Например, синтетические утеплители в утеплённой зимней одежде стали возможны как факт, а не как эксперимент именно в связи с инновационной деятельностью единственного на тот момент производителя высокотехнологичных нетканых материалов. Повсеместно заменить шерстяные, ватные, пухо-перовые и текстильные утеплители в одежде на синтетические впервые рискованно и смело предложили разработчики утеплителей и учёные, которые провели первые испытания. Результаты наглядно продемонстрировали, что новые материалы не только не уступают изделиям из привычных натуральных, но и по ряду параметров превосходят их, являются более экологичными, практичными, безопасными, долговечными, комфортными.
Более чем 10-летний опыт предприятия «Термопол» наглядно показывает: если в первые годы научные исследования и испытания требовались преимущественно для комплексного выявления и подтверждения базовых свойств и качеств, то в наши дни наука подталкивает нетканку к открытиям новых продуктов на уже сформировавшемся прочном фундаменте существующих внедрений. Сегодня уже нет необходимости доказывать очевидное: например, что синтетический утеплитель может применяться в одежде для глубокого минуса; что нетканый наполнитель превосходно подходит для детской текстильной продукции, что он может и должен применяться в энергосберегающем строительстве и т. д. и т. п. А ведь ещё несколько лет назад требовались не только объяснения, что такие применения возможны, но и многоаспектные научные обоснования. И, разумеется, они появлялись. Практически на два десятилетия фундаментальная наука «выпала» из сферы интересов и возможностей нетканой отрасли, до сих пор мы все расчищаем завалы научной, технологической и производственной разрухи 90-х. Государственный механизм поддержки запущен только сейчас, спустя более чем десятилетие после настоятельных призывов проекта «Термопол» «…ужесточать требования к качеству, вводить «правила игры» на рынке нетканых материалов, опираться на научные исследования и лабораторной тестирование материалов и конечной продукции!»
Де-факто проект «Термопол» за годы производственной, внедренческой и исследовательской деятельности «вырастил рынок», подготовил целую плеяду специалистов, готовых развивать направление технического текстиля в РФ на принципиально новом уровне.
Бизнес-проект, а не «сувенир»
Конечно, нетканые материалы до появления Холлофайбер® были и активно продавались. Синтепон уже к началу 2000-х закрепился в потребительском сознании. Однако вспомним, в каком контексте он закрепился: как некачественный материал, дешевый, ненадежный, неиспытанный. Это общее определение ассоциировалось с «плохим материалом», утильной набивкой (от англ. padding polyester – «набивка полиэстеровая»). Синтепон был дешёвым аналогом натуральных наполнителей. Многоаспектно исследовать синтепоны не решались производители – у них просто не было таких задач: минусы и недостатки, увы, были очевидны и без научных исследований. В таком контексте появление принципиально новых материалов Холлофайбер®, с новым подходом к анализу и выявлению свойств было предопределено негативным фоном, на котором, как на плодородной почве, расцвёл инновационный продукт.
Как любой продукт, находящийся в производственно-экономической системе, Холлофайбер® не стал «сувениром на рынке». Все проведенные ранее и запланированные исследования имеют сугубо экономические предпосылки и не проводятся с позиций «чистая наука ради чистой науки». Холлофайбер® - это не только производственно-технологический, но и бизнес-проект. В этом контексте взаимосвязь науки с производством носит исключительно внедренческий характер.
«Принцип ступеней», избранный для модификации продуктовых линеек Холлофайбер®, базируется на системном и комплексном научном подходе. Сегодня выпускается более 1000 разновидностей материалов для практически всех отраслей промышленности. Появление каждой отдельной разновидности оказывалось возможным после исследований и испытаний для серийного внедрения. Причем каждое испытание проводилось по инициативе и за счёт проекта «Термопол». И в этом, кстати, тоже заключается особая, «миссионная роль» проекта в целом, которая ещё, надеемся, будет правильно оценена научным и экономическим сообществом, государством, потребителями.
Быть и оставаться первым
Передовые и проактивные методы анализа и выявления свойств и качеств Холлофайбер® не раз приводили к утверждению нормативов. В 2007 г. в Брюсселе были подтверждены уникальные свойства Холлофайбер® по международной классификации EN 533 (нераспространение пламени и сохранение свойств после многочисленных стирок при t0С свыше 750С), а в 2006 году в Германии были впервые проведены испытания на абсолютную экологическую и гигиеническую безопасность Холлофайбер®. Связи проекта «Термопол» с западным научным и исследовательским миром привели в итоге к формированию целого исследовательского норматива и допусков нетканых материалов по свойствам, качествам и ключевым характеристикам для применения в самых ответственных сферах применения.
Это был первый в РФ нетканый материал, получивший Сертификат международного признания Oeko-Tex standard 100 class 1 по показателям абсолютной гигиеничности и безопасности; первый отечественный утеплитель, который прошел европейскую сертификацию EN 533; первый нетканый материал, который получил парадоксальный знак «Лучшая ткань года»; первый материал, комплексно исследованный, испытанный и рекомендованный практически всеми ведущими лабораториями и центрами (ЦНИИ швейной промышленности, НИИ медицины труда, НИИ нетканых материалов, НИИ строительной физики, ВПКТИМ «Испытательный центр мебели» и др.); первый утеплитель и наполнитель, рекомендованный в продукцию для новорожденных с возможностью применения даже в прямом соприкосновении с кожей; первый материал, рекомендованный для особой климатической зоны (1Б, IV «Арктика») и даже для применения при температуре до –600С. Это также первый материал, который превзошел по свойствам и качествам все поставляемые в РФ лучшие зарубежные разработки с ценой в 2–10 раз выше утеплителя Холлофайбер®; первый материал, который одобрили для применения силовые ведомства и нефтегазовые компании, предъявляющие повышенные требования к безопасности человека; первый материал в РФ, изменивший представление о синтепоне и вообще о том, каким должен быть синтетический утеплитель и наполнитель в конечной продукции; первый материал, ставший основой для разработок пламястойких российских утеплителей Холлофайбер®-ТЭК; первый материал, альтернативно пришедший на смену поролону, кокосу, синтепону, ватину, шерсти; первый отечественный утеплитель, вытеснивший сомнительную зарубежную синтетику. Таким образом, быть и оставаться первым — это технологическое и маркетинговое лидерство Холлофайбер®, заявленное, наверное, в каждом информационном посыле «Термопол»: быть на шаг впереди, не опаздывать, быть раньше других в новых технологических решениях.
Нетканые материалы Холлофайбер® испытывались не только камеральными и теоретическими методами (как некоторые другие материалы), а на волонтерах и лабораторных животных в рамках токсикологической экспертизы. Результат испытаний — безопасность и безвредность современной инновационной синтетики Холлофайбер®.
При отборе нетканых материалов Холлофайбер® для применения в космической отрасли на Международной орбитальной станции МКС продукция завода «Термопол» оказалась уникальным безвредным и безопасным материалом, который полностью соответствует высочайшим требованиям отбора материалов для применения в аэрокосмической промышленности. КБ, разрабатывавшее и внедрявшее изделия с материалами Холлофайбер®, выразило благодарность заводу «Термопол» за внедрение отечественного продукта с такими высокими гигиеническими и экологическими свойствами и показателями практичности, а также лёгким весом.
Аналогов – нет!
За многие годы специалисты «Термопол» в сотрудничестве с учёными и исследователями создали действительно лучший российский нетканый материал. На данный момент ему нет аналогов в стране ни по свойствам и качествам, ни по цене, позволяющей существенно снизить затраты на производство готовых изделий отечественных товаропроизводителей. В России нет нетканых утеплителей и наполнителей, которые прошли бы такую многолетнюю и многоаспектную серию испытаний, исследований, тестов. По многим качественным, физико-механическим и эксплуатационным показателям Холлофайбер® превзошел лучшие зарубежные разработки и даже лёг в основу для многочисленных «импортных реплик» (пр-ва Германии, Китая, Беларуси и др.).
Следует заметить, что значительная часть продукции на рынке нетканых материалов сегодня реализуется без опытных и лабораторных предварительных испытаний. Дело в том, что нетканые материалы — это такой класс продукции, который по российскому законодательству не требует обязательной сертификации от производителей и поставщиков. Этим пользуются недобросовестные участники рынка, декларируя несуществующие в их продукции свойства и качества. В связи с тем, что нетканые материалы почти всегда находятся внутри изделий (мебель, одежда, строительные конструкции и т. п.), качество проявляет себя в процессе эксплуатации и, увы, зачастую разочаровывает потребителя, ставшего жертвой обмана. В рекламных декларациях недобросовестных компаний появляются контрафактные заявления, в основе которых лежат пиратски заимствованные описания сертифицированных нетканых материалов Холлофайбер®.
Технологические особенности производства «Термопол» уникальны. Все появляющиеся заявления о материалах «типа холлофайбер», «аналог холлофайбера», «заменитель холлофайбер» являются безосновательными и, как правило, строятся на каком-либо одном подобранном или случайно совпадающем свойстве, а не на комплексе свойств, качеств и эксплуатационных характеристик, которые гарантирует производитель материалов Холлофайбер®.
Сегодня «Термопол» взаимодействует на договорной или проектной основе с МГУ имени М. В. Ломоносова, РГУ имени А. Н. Косыгина, Институтом бизнеса и дизайна, Костромским государственным университетом, Казанским технологическим университетом, Военным клиническим госпиталем имени Н. Н. Бурденко, НИИ нетканых материалов, ЦНИИ швейной промышленности, НИИ медицины труда, СКС «ШЕЛК», центром «Газпромбезопасность», «Центральной нормативно-технической лабораторией Федеральной службы исполнения наказаний» и многими другими российскими и зарубежными научными, исследовательскими и испытательными центрами.
На фоне явных успехов сотрудничества проекта «Термопол» с научной, исследовательской и образовательной средой, есть множество проблем. Главные из них – сложности коммуникации и осмысления задач. Увы, наука слабо решает современные прикладные задачи. Очевидно, что это не прямая задача науки, но производственники хотят видеть решения, способные повлиять на экономические показатели, и это вполне естественное стремление.
Но хотелось бы верить, что все-таки найдется «рецептура счастья» для отечественных производителей нетканых материалов!
www.termopol.ru
Компания КОМТЕНС 25 лет вносит свой вклад в швейное производство, разрабатывает и поставляет программные и технические средства, системы автоматизированного проектирования (САПР). КОМТЕНС создала конкурентный продукт , позволяющий в значительной степени снизить трудозатраты раскроя и повысить его точность. КОМТЕНС всегда готова предложить программно-технические решения для любых производств, в том числе оборудование FKGROUP
Читать далее »
Компания «Текстима» не нуждается в особом представлении: специалистам текстильной отрасли России, стран СНГ и Балтии она знакома еще с 60-х годов прошлого века, когда крупнейшим рынком сбыта машин компании являлся бывший СССР. И сейчас «Текстима» продолжает многолетние традиции успешного сотрудничества, предлагая надежное оборудование и готовые технологические решения от лидеров европейского машиностроения. Об успехах компании мы побеседовали с главой московского представительства «Текстима Экспорт Импорт ГмбХ» Михаэлем Райхелем.
Читать далее »
С 9 по 12 мая 2017 года во Франкфурте-на-Майне проходят сразу две важные выставки для мирового текстильного сообщества – Techtextil и Texprocess. Руководители и специалисты российских предприятий стараются не пропускать это важное событие, ведь ни для кого не секрет что на предприятиях в основном установлено импортное оборудование О том, с какими целями и результатами посещают иностранные выставки специалисты Группы компаний «Энергоконтракт», рассказала Алла Павлова, директор по закупкам и планированию ЗАО «ФПГ ЭНЕРГОКОНТРАКТ».
Читать далее »