Качественные накопления в элементной базе, в разработке и создании печатных головок, и чернил и других элементов цифровых печатных устройств привели к огромным количественным изменениям в скоростях печати и ее себестоимости.
Сами печатные устройства только на нижней границе (150-200 м2/час) можно назвать принтерами. На верхней границе (до 75 м2/мин) однопроходные машины вплотную подбираются к трафаретным ротациям. Это привело к отрыву при формировании линий от вспомогательных устройств для принтеров, но не привело к классическому оборудованию по цене последнего, по экономичности, по размерам, потреблению ресурсов. Это усложнило формирование печатных линий и технологий, но позволило более глубоко вторгнуться на рынок тканей для швейной промышленности.
Можно по назначению и способам работы с тканями крайне условно разделить ихна несколько сегментов.
Рабочая одежда
Тяжелая рабочая одежда – для работающих в суровых условиях: нефтяников, пожарных, газовиков, сварщиков, строителей и т. д.
Состав материалов – обычно 100% хлопок, иногда 98%-99% хлопок и 2 %-1% углерод или металлическая нить (антистатика) для нефтяников и газовиков. Сплетение – саржа, сатин. Плотность – 200-500г/м2. Ширина – 1,2-1,5 м. Отделка – огнестойкая. Используются арамидные ткани (мета- и пара- и их смеси между собой и с другими материалами в разных пропорциях). Применяется хлопковый трикотаж (нательное белье, ворот/манжеты) плотностью 200-450 г/м2. Ширина 1,2-1,5 м. Отделка –огнестойкая. Сплетение - интерлок, односторонний флис.
Для работы с описываемыми тканями обязательно требуется стентер (сушильно-ширильная машина), как правило имеющий не менее пяти сушильных полей и плюсовку. Импрегнация производится в плюсовке, после чего ткань накалывается на иголки, рама раздвигается, и в таком положении производится сушка с поддержанием в полях разной температуры согласно рекомендациям производителя пропитки.
Для снижения себестоимости продукции производители часто закупают отбеленную ткань и сами производят окрашивание. Для этого можно использовать ту же плюсовку, но однопроходные плюсовки стентеров за время прохождения материала через раствор не обеспечивают его достаточное насыщение красящим раствором, как и равномерность крашения. Для получения насыщенного и равномерного цвета используют аппараты циклического крашения – джиггеры. В них ткань многократно циклически проходит через ванну с раствором, для намотки/размотки используя валы с обеих сторон устройства. Лучшие результаты дает метод холодной вылежки. По этой технологии ткань проходит через плюсовку с плавающими валами, наматывается на А-Фрейм и накрывается полиэтиленовым покрытием. Медленно вращается определенное время. После чего в обоих вариантах пропускается через отжимные валы плюсовки стентера и высушивается.
Легкая рабочая одежда - для медиков, сферы обслуживания, работы внутри помещений. Причем, ТиСи и Сатори – основные виды тканей, которые используются при пошиве медицинской одежды. Грета, Оксфорд и Таффета – наиболее распространенные ткани для пошива остальной рабочей одежды. Как правило, ткани поставляются белыми или уже окрашенными. Но в последнее время у швейных предприятий появился интерес к самостоятельной окраске ткани, а в области медицинской одежды - к самостоятельной печати на рулонах ткани. Обычная плотность ткани порядка 120 г/м2. Ширина - 150 см. Используются водоотталкивающие (гидрофобные) или кровеотталкивающиепропитки.
Повседневная одежда
Одежда для взрослых: лакшери, среднего сегмента, эконом-класса.
В группу элитных можно выделить высококачественные и дорогие ткани, которые сложно производить, имеющие большую стоимость сырья, а сейчас сюда же относятся и ткани с уникальными авторскими принтами, выпуск которых крайне ограничен или вообще уникален и далее не тиражируется. Такую возможность предоставляет только цифровая технология печати. Например, несколько лет тому назад очень высокую оценку знаменитого модельера Вячеслава Зайцева получила дипломная работа Елены Бакакиной (Ивановская государственная текстильная академия). Это льняная одежда с копиями картин Марка Шагала, каждая вещь выполнена в одном экземпляре.
Элитная одежда с цифровой печатью из Италии успешно продвигается фирмой «КАРО».
В свое время на рынке цифровой эксклюзивной печати работала «ДиджиталПрайм».
Большой подъем цифровой печати наблюдается в Китае. Там производится и все необходимое оборудование, и происходит печать, а вот рынком сбыта уже является Россия, например, для эксклюзивных принтов по шелку.
Однако, эксклюзивной можно сделать и повседневную одежду. И это относительно не трудно. Например «СТЕНСАРТ» на некоторых выставках печатала на ткани, затем зрелила и промывала рулоны. Ночью кроили и шили, и на следующий день сотрудницы в платьях из тканей с выставочными принтами стояли возле принтеров, которые печатали то же изображение.
Рис. 7 Рис.8
Сам процесс печати для оператора довольно прост и в современных принтерах автоматизирован до предела. В компьютер загружаются требуемые изображения, формируется очередь заданий и отправляется на печать.
Рис. 9 Рис.10
Современные принтеры позволяют печатать практически по любым видам тканей шириной до 320 см и любой практически значимой плотности (на практике чаще всего от 100 до 300 г/м2). Ширина рулонов ткани как правило 140-160 см.
Материалы, используемые в швейной промышленности, получают двумя способами - вязаным и тканым. Тканые материалы часто можно запечатывать на устройствах с цилиндровой проводкой, для трикотажа требуются принтеры с липкой транспортной лентой – кирзой. В общем случае печать с кирзой требуется и для тканых материалов. Цилиндровая проводка рекомендуется только для прямой печати по полиэстеру и по сублимационной бумаге.
Остальные способы применения запечатанных тканей
Многое из вышесказанного о печати на ткани для швейного производства актуально и для производства детской одежды. Но при этом принимаются во внимание особенности возрастных групп детей, назначение одежды, ее практичность и экономичность, оформление и отделка.
Рис. 11 Рис. 12
При изготовлении спортивной одежды используются и натуральные ткани, и синтетические, и смесовые. Используется как сублимация, так и прямая цифровая печать.
Рис.13 Рис. 14
Запечатанные ткани широко используют при производстве обуви и текстильных вставок в нее. Применяются разнообразные по свойствам как натуральные, так и синтетические материалы. Используются различные пропитки, прежде всего гидрофобные.
Рис.15 Рис.16
Можно еще много говорить о новых сферах применениях цифровой печати, но имеется одна ее особенность, позволившая, посути, создать новый рынок, а именно – рынок постельного белья с фотопечатью.
Рис. 17 Рис.18
Такое постельное белье производится из высококачественной ткани, чаще всего из сатина, 100% хлопка. Может использоваться 3D эффект, что еще улучшает визуальное восприятие. Такое белье является дорогим, так как при его производстве используется дорогостоящее оборудование, и оноявляется хорошим вариантом для подарка.
Некоторые технологические особенности
Цифровая печать перечисленных изделий производится активными красителями. Поэтому, кроме печатного устройства, используются устройства пропитки ткани, сушки, зреления и мойки. Если печать производится по трикотажу, то используется трикотаж с проклеенными или укрепленными бейкой кромками, или, неизбежно – стентер (сушильно-ширильная машина). Кроме того, в последнем случае желательно использовать завесной стимер. При печати по шелку могут использоваться как кислотные, так и активные чернила. Если портфель заказов на шелк велик и позволяет все рабочее время печатать именно по этому материалу, то имеет смысл первоначально заливать именно кислотные чернила. Если печать по шелку будет производиться эпизодически, то с точки зрения экономичности имеет смысл использовать универсальные активные чернила, т.к. перемывать головки нельзя.
Запечатанный рулон после финишной обработки имеет смысл обработать на контрольно-мерильном оборудовании, выявить и пометить дефекты, если имеются, а также определить точную длину рулона.
Теперь наступает очередь раскроя ткани. Раскрой материалов на швейных предприятиях выполняют настилами. Настилом называют несколько полотен материала определенной длины, уложенных одно на другое слоями (в пачку), предназначенных для одновременного раскраивания. Если принт на ткани не имеет каких либо особенностей, кроме (в цифровой печати – не обязательно) повторяющихся раппортов, то можно раскрой выполнять настилами. Однако, в цифре как раз и появляются особенности в виде коротких перемежающихся дизайнов, отдельных изображений фотографического качества и т.п. – то есть настилами кроить нельзя. В этом случае кроят в один слой либо вращающимся ножом, либо (самый передовой способ) лазером.«СТЕНСАРТ» предлагает оборудование мирового лидера – английской фирмы CadCamTechnology (CCT). Крой может осуществляться как по напечатанным меткам, так и без них с использованиемвидеораспознающей системы.
Ткань укладывается на движущийся стол, лазер производит рез по лекалу, заложенному в память компьютера. Скорость продвижения определяется свойствами ткани и мощностью лазера, скорость реза может достигать 1000 мм/с. После работы лазера крой можно передавать на швейное производство.
«СТЕНСАРТ» проектирует и поставляет линии печати по тканям (до 320 см ширины) любой сложности и производительности.
Воронин С.
Мы продолжаем публикацию, начатую в предыдущем номере и посвященную знаменитой компании JUKI, которая в этом году отпразднует свой 80-летний юбилей.В этой статье мы расскажем о том, какие инновационные решения как в области производства швейных машин, так и целых производственных системJUKI предлагает на сегодняшний день.
Читать далее »
22 января 2018 года в рамках выставки SportCasualMoscow прошел круглый стол «Опыт и перспективы взаимодействия российских производителей с ведущими российскими марками СИЗ», посвященный перспективам сотрудничества и совместным разработкам российских outdoor-производителей и производителей СИЗ. Диалог получился крайне интересным и результативным, были затронуты проблемы, с которыми приходится сталкиваться в работе, в частности проблема стандартизации и обновления ГОСТов.
Читать далее »
В Иванове прошел конкурс текстильного рисунка «Крок-2018». Работы художников оценивались профессиональным жюри, но, кроме того, были доступны широкой публике – выставка проходила в Ивановском областном художественном музее. Инициатором мероприятия стало региональное отделение «Союза дизайнеров России».
Читать далее »