В ноябре в Санкт-Петербурге в девятый раз пройдет Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.». Темой фестиваля в этом году станет 200-летие Мариуса Петипа. IX Международный фестиваль «Дягилев. P.S.» включен в официальную программу Года Петипа, его специальная балетная программа представит лучшие хореографические версии балетов Петипа XX-XXI веков в исполнении российских и зарубежных трупп
Балетная программа фестиваля откроется на сцене Александринского театра 21 ноября балетом «Баядерка. Пространство иллюзии» (La Bayadère – Nation of Illusion) японской труппы Noism, основанной в 2004 году в городе Ниигата. Название труппы обращает внимание на то, что искусство порой слишком зациклено на создании нового метода (“-изма”). Основатель труппы и хореограф спектакля Йо Канамори, ученик Мориса Бежара, наоборот, не стремится к изобретению нового -изма (отсюда и название “no-ism”), а изучает уже существующие методы. Качество постановки ставится здесь гораздо выше ее принципиальной жанровой оригинальности.
Хореограф определяет жанр спектакля «Баядерка», как драматический балет, делая акцент на равнозначности драматической игры балетных артистов, сценографии, декораций и костюмов. Режиссером спектакля стал Хирата Ориза. Музыка спектакля основана на оригинальной партитуре Людвига Минкуса, с добавлением музыкального материала, созданного японским композитором Ясухиро Кадамтасу.
«Я не стремился продемонстрировать распад на сцене; скорее я пытался показать момент, когда что-то разрушается во внутреннем мире человека, когда обрушиваются старые ценности. Я надеюсь, зрители посмотрят на сегодняшнее общество сквозь призму такой актуальной истории, породившей пространство иллюзии» — из интервью с хореографом Йо Канамори, TheatreTimes
22 ноября, после спектакля в Александринском театре пройдет хореография от японской труппы Noism. На мастер-классе будет продемонстрирован Noism Method, — оригинальный метод обучения танцоров, разработанный основателем и художественным руководителем труппы Йо Канамори. В основе этого метода лежит так называемое «ощущение позитивного напряжения». Мастер-класс проводят Йо Канамори (художественный руководитель Noism) и Савако Исеки (вице-арт-директор Noism).
22 ноября в школе Masters пройдет public-talk Гюляры Садых-заде с композитором Юрием Красавиным. Как пишется музыка к балету; как соотносится танцевальное движение и музыкальная фраза; что такое «рекомпозиция» и почему работать с чужими музыкальными матрицами и формулами – такое увлекательное занятие? Об этом и многом другом поговорят бывшие сокурсники, композитор Юрий Красавин, автор музыки к обновленному балетуПетипа\Вихарева\Самодурова «Пахита» и музыкальный критик Гюляра Садых-заде.
22 ноября на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» зрители увидят два балета.
Один из них – новая постановка хореографа Татьяны Багановой из Екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» – «Девушка с фарфоровыми глазами» («Коппелия»), со-продюсером которой выступает Фестиваль. «Провинциальные танцы» – один из первых театров современной хореографии в России, существующий с 1990 года. Тринадцать раз театр был номинирован на Национальную театральную премию «Золотая Маска». На сегодняшний день в активе театра шесть «Масок».
Во втором отделении будет представлен один из четырех балетов спектакля «Неспящая красавица» Национального балета Норвегии – “Epic Short” хореографа Мелиссы Хоу на музыку Первого концерта Чайковского. “Epic Short” – ироничное размышление об образе классической балерины в современном мире. Спектакль впервые был представлен публике в апреле этого года и получил приз Critic's Choice как лучшая премьера по версии Dance Europe Magazine.
23 ноября на сцене Большого драматического театра им. Товстоногова Урал Опера Балет (Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета) покажет спектакль «Пахита» Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова. По нотации из Гарвардского университета авторы спектакля восстановили хореографию 1881 года, – но поместили ее внутрь нового спектакля: на коллизии старинного сценария зрителю предлагается взглянуть с высоты разнообразного культурного опыта ХХ века.
23 ноября в Здании Двенадцати коллегий, Петровский зал СПБГУ Богдан Королек проведет лекцию «Юбилей авантюриста: кто создал русский балет». Классический балет – гордость России, Мариус Петипа – гордость русского балета: его именем подписана каждая третья балетная афиша в стране. Можно ли сегодня где-то увидеть подлинного Петипа – и много ли мы знаем о нем самом? Бежав от французского правосудия с поддельной метрикой, в России он всю жизнь указывал фальшивый год рождения; его поздним мемуарам мало доверия; легенда гласит, что в Петербурге ждали другого Петипа. О юбиляре 2018 года и «основателе классического русского балета» рассказывает Богдан Королек, балетный критик, куратор, помощник художественного руководителя Урал Балета (Екатеринбург).
25 ноября и 27 ноября в кинотеатре Англетер фестиваль представит фильмы-балеты знаменитого хореографа Матса Эка, вдохновленные сюжетами Петипа: «Жизель» и «Спящая красавица».
27 ноября после кинопросмотра состоится public-talk с Матсом Эком и его музой – танцовщицей Аной Лагуной, который проведет исследователь современного танца Вита Хлопова.
В Государственной Академической Капелле 25 ноября пройдет концерт барочной музыки, посвященный 250-летию певицы Прасковьи Жемчуговой, в исполнении барочного ансамбля Quantum Satis под управлением Сергея Фильченко.
Контр-тенор Юрий Миненко (Украина) стал первым контр-тенором финалистом международного конкурса оперных певцов «Певец Мира» в Кардиффе (Великобритания, 2009).
Сопрано Анна Горбачева-Огилви (Екатеринбург) – выпускница оперной студии при Королевской академии музыки (Royal Academy Opera), Королевского колледжа музыки в Лондоне, а также факультета международных отношений Уральского государственного университета имени А.М. Горького.
Фестиваль завершится в Александринском театре 27 ноября вечером балета «Петипа. Метаморфозы. XXI век», который отразит всю палитру интереса выдающихся мастеров современного танца к творческому наследию мастера — его главным шедеврам: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель»…
27 ноября, вторник в Александринском театре программу фестиваля дополнят международные научные события, входящие также в официальную программу Петербургского Международного культурного форума:
17-18 ноября в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства пройдет международная научная конференция «Мариус Петипа на мировой балетной сцене», которая соберет театроведов, исследователей балета и хореографов-реконструкторов исторических постановок Петипа. Среди спикеров конференции: Надин Мейснер (Великобритания), Анна Миддэльбоэ Кристенсен (Дания), Кейко Сайто (Япония), Сергей Конаев (Москва). В рамках конференции состоится презентация книги «Мариус Петипа. «Мемуары» и документы» (НАВОНА, 2018). Издание мемуаров, с факсимиле и французским автографом, подготовил историк балета Сергеи Конаев при участии Паскаль Мелани.
24 ноября состоится круглый стол «Вокруг Пиковой дамы» с премьерным показом документального фильма Манаса Сираканяна «Серебро и золото Пиковой дамы». Предметом дискуссии станет противоречивый и загадочный образ Пиковой дамы в литературе и театре, и личность и судьба ее исторического прототипа — графини Натальи Петровны Голицыной. Участники круглого стола — историки, режиссеры, актеры, литературоведы. Круглый стол ведет Сергей Николаевич («Сноб»)
Также в рамках Фестиваля будет представлена международная выставка «Петипа. Танцемания» в Музее театрального и музыкального искусства. Выставка продемонстрирует уникальные, ранее не экспонировавшиеся артефакты премьерных спектаклей Петипа из коллекции Музея театрального и музыкального искусства, во всем блеске представит «воцарение» балетов Петипа на национальных сценах Парижа, Лондона и Санкт-Петербурга и расскажет о влиянии наследия Петипа на последующее развитие хореографического искусства в XX-XXI веках. Впервые в Петербурге будут показаны роскошные костюмы по эскизам Льва Бакста к балету «Спящая принцесса» 1921 года антрепризы Дягилева «Русский балет». К выставке будет выпущен одноименный энциклопедический альбом в двух томах на трех языках о балетах эпохи Петипа и жизни на мировой балетной сцене в XX-XXI вв. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства Пл. Островского, 6.
Подробнее - https://www.diaghilev-ps.ru/