Все большее число отраслей и предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, оказались в патовой ситуации вследствие коронавируса и падения рубля. Но такая ситуация, на мой взгляд, следствие не только этих факторов, но и сложившейся системы взаимоотношений государства и бизнеса, в которой преобладают, пока преобладают, сугубо фискальные государственные цели, что изначально таит угрозу для выживания предпринимательства при внезапных внутри- и внешнеэкономических эксцессах.
Считаю, что набор последовательных, взаимосвязанных друг с другом антикризисных мер, разрабатываемых госструктурами, должен опираться, прежде всего, на предложения отраслевых бизнес-сообществ. Точнее, саморегулируемых организаций, судя по опыту многих стран. Но требуется решить целый ряд вопросов не только, и даже не столько по статусу российских СРО, сколько по выстраиванию системы равнозначного, равноправного взаимодействия таких организаций с государством.
Что же касается первоочередных антикризисных мер в современной ситуации, они частично уже применяются в ряде субъектов Федерации и в отношении некоторых отраслей. Но, на мой взгляд, нужен комплекс мер не по принципу «всем сестрам — по серьгам». А именно комплекс адресных мер, то есть учитывающий производственную и экономическую специфику конкретных отраслей и бизнес-сегментов.
Эффективными решениями являются, например, отсрочка уплаты арендных платежей за землю и/или за пользование муниципальным имуществом. Это и отсрочка уплаты процентов по займам/кредитам, а также отсрочка погашения основного долга по займу. С реструктуризацией графика платежей. Разумеется, без начисления пени и штрафов. Требуется также, на мой взгляд, запрет на пересмотр условий по кредитам, и без того проблемных, в худшую для предприятий сторону.
Не исключено, что буду востребованы, скажем, и гранты для МСБ по оплате арендуемой недвижимости. А также временный мораторий на кадастровые платежи; налоговые каникулы для предприятий, наиболее пострадавших от кризисной ситуации. В идеале, для них целесообразно временно снизить ставку НДС.
Решения такого рода уже применяются во многих странах.
Понятно, что упомянутые и смежные меры зависят от общеэкономических факторов. Особенно от динамики курса рубля. Но эти факторы - прерогатива государственной финансово-экономической политики.
Андрей РАЗБРОДИН президент СОЮЗЛЕГПРОМа, член Общественной палаты РФ