Малый бизнес - движущая сила экономики России

Традиционно один из дней ПМЭФ был посвящен малому и среднему предпринимательству. В этом году тема пленарной сессии «ПРОдвижение качественного роста: стратегии и инструменты для МСП» - общая для всех отраслей. Среди участников заседании представители бизнеса, коопераций, власти, общественных организаций, банков.  Обсуждаемые вопросы- небольшая доля МСП в производственных отраслях, нехватка квалифицированных кадров, недостаточная  господдержка, сложности с развитием.  

Открывая заседание, министр экономического развития РФ Максим Решетников сказал: «Сейчас для всей команды Минэкономразвития ответственный момент - формируются национальные проекты. Не секрет, что идет острая конкуренция за ресурсы. Наша задача доказать всем, что МСП - то, что реально движет и меняет экономику, что позволяет противостоять инфляции. 

Роль предпринимательства должна была понятна всем и видна, в следующий цикл мы взяли все то, что нам помогало последние 4 года – это: частная собственность, предпринимательская инициатива, не злоупотребление регулированием цен. Ставка на предпринимательскую инициативу нам очень важна. Более того, мы понимаем, что все технологические прорывы и все те вещи в отрасли, которые возникли, они возникли не в лоне государственного сектора».

Лидер Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин сделал акцент на   изменении отношения россиян к малому бизнесу в лучшую сторону. 

«Президент России Владимир Путин в 2018 году "майским" указом обозначил национальные цели, и по малому бизнесу была установлена задача — 25 млн российских граждан должны легально работать в малом и среднем бизнесе. И совместными усилиями за шесть лет мы смогли ее выполнить даже раньше, чем было предусмотрено контрольными цифрами. Малый бизнес за это время не просто вырос, самое главное — как к нему стало относиться общество. И ВЦИОМ, и другие социологические опросы говорят о том, что отношение российского гражданина к малому бизнесу радикально улучшилось за это время. Россия шаг за шагом становится страной предпринимательского типа». 

«У нас 97% в структуре МСП составляет микробизнес,  2,5% - это малый бизнес и 0,5% - это средний бизнес. Сейчас поставлена Президентом России Владимиром Путиным другая задача: сделать так, чтобы доходность работы малого бизнеса росла быстрее, чем ВВП страны. Это значит, что малый бизнес должен развиваться быстрее, чем в среднем экономика страны. Это непростая задача».

Говоря о роли МСП в новой экономике Максим Решетников подчеркнул.: 

«Мы исходим из того, что роль МСП будет ключевая. Нам надо решить вопрос, в котором, как ни странно, помогут налоговые изменения – это, конечно, создание бесшовной системы роста МСП, потому что все последние годы мы бились с тем, что статус МСП стал каким-то ограничителем для развития, потому что выйти за этот периметр было сложно и экономически ощутимо. Сейчас наша задача – чтобы компании из МП вырастали и выходили на IPO компании, на биржу, капитализация, и мы видим, что этот путь проходим.» 

Глава Минэкономразвития также сообщил, что Законопроект о поддержке компаний, преодолевших критерии малого и среднего бизнеса, и находящихся на этапе масштабирования в крупнейшие компании (так называемые МСП+) планируется принять до конца года.  Законопроект об МСП+ уже находится в правительстве.

 Каждому предприятию - свой специалист по научной организации труда  

В вопросе о повышении производительности труда в секторе МСП и господдержке Александр Калинин предложил научный подход.  

«Нам нужно масштабировать систему повышения производительности труда по всей стране. Готовить специалистов по научной организации труда. На каждом предприятии должна быть возможность нанять такого специалиста - тогда не придется брать кредиты. Издержки бизнеса сократятся. Это вопрос конкурентоспособности и нехватки кадров. 

Повышение производительности труда - точно- вопрос малого бизнеса. Давайте добиваться того, чтобы в новом национальном проекте малый бизнес — я имею ввиду малый бизнес, не микробизнес — имел доступ к государственной системе поддержки мероприятий по повышению производительности труда». 

Глава Минэкономразвития РФ поддержал такой запрос в нацпроект. 

«По МСП нам надо найти решение, потому что действительно МСП надо обучать производительности. Надо, наверное, брать платформенные решения, обучать».

О  привлечении инвестиций  

«Подавляющее большинство инвестиций делается за счет дохода - резюмировал Александр  Калинин. И насколько доходным будет малый бизнес, таким и количество инвестиций. Кроме того, одна из национальных целей — это удвоение фондового рынка. Очень внимательно нужно пересмотреть и источники инвестиций, и меры поддержки инвестиций». 

Точка зрения заместителя председателя ПАО «Промсвязьбанк» Константина Басманова неоднозначна. «Повышение доступности инструментов фондового рынка для растущих компаний малого и среднего бизнеса — это большой вопрос. Как сделать так, чтобы можно было привлекать публично деньги на свои проекты, делиться будущей прибылью с инвесторами, не будучи компанией с выручкой 10 млрд рублей?». 

Акцент на предпринимательскую  инициативу и российские бренды

По словам Александра Калинина, важно правильно сформировать национальные проекты, не упустить те достижения, которые были сделаны в малом бизнесе. «Ведь сейчас не только обсуждается, сколько будет федеральных проектов в национальном проекте "Конкурентная и эффективная экономика", а распределяются деньги. Малому бизнесу нечего краснеть. Эффективность вложений в малый бизнес кратна бюджетным затратам. Мы показываем очень высокую эффективность. Вклад МСП в ВВП России увеличился с 18 до 30 трлн рублей».

Мнение главного управляющего директора ВЭБ.РФ, директора по специальным проектам АСИ Михаила Хомича.«Поддержка брендов должна вестись на национальном уровне и охватывать не десятки, а тысячи брендов. И конкурс «Знай наших»  (проводится АСИ и Росконгрессом при поддержке ВЭБ.РФ), в котором в этом году приняло участие более 12 тыс. человек со всех регионов России. должен превратиться во что-то значительно большее», 

Представитель текстильного бизнеса, успешный основатель брендов Everena, Fleola, Estevika из города Киржач Денис Спирин считает, что «сейчас в России самое идеальное время, чтобы начинать бизнес по сравнению со всей современной историей России. - После того как мы начали работать над созданием своих брендов и их продвижением, в том числе через маркетплейсы, началось резкое развитие бизнеса. Использование цифровых платформ помогло нам вырасти за последние 4 года в 20 раз, при среднем темпе роста 215% в год». Денис Спирин отметил также, что важно быть в бизнес-сообществах – это мотивирует на развитие предпринимательства. 

Итог дискуссий - увеличение вклада МСП в российскую экономику, переход от количественного роста сектора к качественному - общая задача власти и бизнес-объединений в ближайшей перспективе.

Автор: Людмила Трофимова

Новости партнеров

TEXTILE&HOME представляет новую концепцию Тренд-зоны выставки – «Лесной Царь / Дом Лесного Царя»
Новая концепция Тренд-зоны выставки стала результатом целого комплекса изысканий, основанных на путешествии к источникам русских промыслов и посещении российских текстильных предприятий, которую организовала дирекция TEXTILE&HOME с целью погрузиться в производственный процесс, узнать основы и тонкости создания изделий, окунуться в историю мануфактур, и на основе полученных знаний интегрировать коллекции производителей в единое визуальное пространство тренд-спэйса – анонсировать новинки, представить небольшую музейную экспозицию, но главное – создать капсульную коллекцию под эгидой СОЮЗЛЕГПРОМа. 
Инженером «Смарт-Т» установлен лазерный раскройный станок Photonim P1812 Scan Pro в компании SPORTSFACTORY (Крым)
В компании SPORTSFACTORY из Симферополя инженером краснодарского представительства «Смарт-Т» установлен лазерный раскройный станок Photonim P1812 Scan Pro. Предприятие является одним из крупнейших в Крыму производителей одежды для профессионального спорта и любительских тренировок. Более тысячи товаров для детей и взрослых здесь выпускается ежедневно в самых различных фасонах и дизайнах. Для массовых продаж в большом ассортименте представлены костюмы для летних и зимних видов спорта, худи, футболки, шорты, трико, различные аксессуары. А также продукция производится на заказ – для общероссийских и региональных спортивных федераций России, школ и команд различного уровня.
В МОСКВЕ СОСТОЯЛСЯ 42-й СЕЗОН ВЫСТАВКИ МОДЫ CPM
С 26 по 29 августа в Москве прошла международная выставка индустрии моды CPM — Collection Première Moscow в ЦВК Экспоцентр. 950 брендов одежды, белья и аксессуаров представили коллекции весна-лето 2025 из 33 стран. За четыре дня событие посетило более 19 000 байеров из десятков регионов России и ЕАЭС.