Можно продолжать отрицательно относиться к маркировке товаров легкой промышленности, но игнорировать ее точно не получится. Тем более что, несмотря на все вопросы и временные сбои, она реально помогает честным производителям отстаивать свое достойное имя в борьбе с мошенниками.
20 октября 2020 года Департамент системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации провел в онлайн-режиме совещание, где обсуждали расширение списка товаров легкой промышленности, для которых будет обязательным применение маркировки средствами идентификации.
К участию были приглашены представители рабочей группы по маркировке товаров легкой промышленности, а также производители, импортеры и торговые сети. Во главе повестки встречи встало обсуждение проекта дорожной карты по расширению перечня маркируемых товаров и добавления новых товарных групп. Стоит отметить, что в документе учтены предложения, рекомендованные специалистами Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (СОЮЗЛЕГПРОМ).
Согласно обновленному варианту дорожной карты, введение маркировки для новых групп товаров будет поэтапным. Предлагаемые сроки позволят компаниям, ранее не работавшим с маркированной продукцией, вовремя включиться и освоить процесс постепенно.
Так, старт обязательной маркировки для товаров I группы (рубашки, блузки, одежда из искусственного меха, пальто, куртки, плащи трикотажные, одежда из фетра и нетканых материалов) планируется 1 сентября 2022 года. Для товаров II группы (костюмы спортивные, комплекты, брюки, юбки, платья, комбинезоны, свитеры, пуловеры и т. п.) – 1 марта 2023 года, а для товаров III группы (платки, шарфы и т. п.) – 1 ноября 2022 года. При этом сроки завершения ввода остатков в оборот для I, II и III групп зафиксированы 1 февраля, 15 мая и 1 октября 2023 года соответственно.
Надежда Самойленко, первый вице-президент СОЮЗЛЕГПРОМа, обратила внимание участников заседания на необходимость усиления контрольно-надзорной деятельности. Важно ориентировать контрольные органы на проблемные сегменты рынка товаров легкой промышленности, оперативно реагировать на сообщения о контрафактной продукции и принимать соответствующие меры. В противном случае система маркировки, призванная сделать рынок прозрачным, не приведет к желаемым результатам, а основной груз ответственности ляжет на добросовестных участников рынка.
Также на совещании отмечалось, что для получения полной картины по объемам реализации в разрезе каждой товарной позиции необходимо провести работу по гармонизации системы кодов ОКВЭД и ТН ВЭД ЕАЭС.