Несмотря на рекордно низкий уровень безработицы - 2.6 %, в России наблюдается дефицит кадров в ключевых отраслях экономики. Основной задачей для решения этой проблемы является повышение производительности труда при учете текущих трудовых ресурсов, а также более активная работа с молодыми кадрами с целью их более полной интеграции в производственные процессы.
Как решается вопрос кадрового голода обсуждалось в рамках ПМЭФ на панельной сессия «Кадры решают».
В своем выступлении в начале дискуссии первый вице-премьер Денис Мантуров отметил, что потребности промышленности в кадрах к 2026 году составят 240 тысяч человек, из них примерно 1/3- инженеры, конструкторы и 2/3- рабочие специальности.
Среди основных работодателей он назвал обрабатывающую промышленность, где работает около 10 млн человек, но, по-прежнему происходит переток кадров в предприятия ОПК.
«Тенденция последних полутора лет – это сильный переток кадров из гражданских отраслей в предприятия ОПК. Мы не можем точно сказать, насколько это временное явление. Мы привлекли меньше, чем за полтора года 520 тыс. специалистов в ОПК, но еще сохраняется потребность примерно в 160 тыс. человек».
При этом Мантуров подчеркнул, что набирают преимущественно квалифицированных работников. «Нам нужны специалисты высокого класса для выполнения задачи по наращиванию объемов производства в ОПК и технологическому суверенитету».
По словам Мантурова, наиболее острая проблема – это подготовка специалистов рабочих профессий. В обучении помогает программа «Профессионалитет», в соответствии с которой Министерство просвещения оказывает финансовую поддержку тем или иным образовательным (профессионально-техническим) учреждениям для подготовки специалистов, подбирает им индустриальных партнеров.
Как технические институты взаимодействуют с предприятиями, первый вице-премьер рассказал на примере Челябинского трубопрокатного завода, где более 10 лет назад запустили отдельный проект, привлекая ребят к рабочим профессиям.
«Там, фактически создали первый частный колледж с новым оборудованием и подготовкой преподавателей по новым программам. И в том числе привлекались специалисты, руководители непосредственно с предприятий-заказчиков. Кстати, это происходит по сей день» - сказал он.
Особое внимание Мантуров обратил на профессию инженера, которая должна быть в приоритете.
«Это не просто должность или профессия. Это звание. Я бы к этому стремился и возвращал бы звание «инженер» в изначальных понятиях, как-то высокообразованный, компетентный специалист, который занимается изобретением и совершенствованием технических сооружений и механизмов.
Рассказал о поставленной президентом задачи – до 2030 года должны быть создано еще 100 инженерных школ дополнительно к тем, которые уже сегодня работают.
«Там будут готовить обучать инженеров совершенно другого уровня, опять же, с другими программами обучения».
Это касается и подготовки рабочим профессиям.
«Сегодня человек работает у станка, представляющего собой сложный обрабатывающий центр с элементами аддитивных технологий, для управления им требуются специалисты высокого класса».
Кадровый резерв первый вице-премьер видит в участниках СВО, по завершении которой начнется приток профессиональных кадров в промышленность. Он рассказал, что по результатам его общения с участниками программы «Время героев», более 75% ребят выразили желание в перспективе вернуться в реальный сектор. Они также будут проходить обучение, получать дополнительную квалификацию для работы на предприятии.
Опыт передовых компаний
Показательна информация о том, как справляются с кадровым голодом компании, применяющие методы бенчмаркинга (многогранный метод анализа, позволяющий достигнуть высоких результатов).
Председатель правления компании СИБУР (лидера российской нефтехимии) Михаил Карисалов рассказал о развитии собственного профессионального образования.
Начиная с 2018 года компания вложила 8 млрд рублей в строительство и запуск инновационного Центра «Сибуринтех», где сегодня могут пройти подготовку и переподготовку специалисты отечественной нефтехимической отрасли, студенты профильных вузов - получить практические навыки. В компании также работают со школами - курируют 110 химических старших классов более, чем в 20 регионах нашей страны, популяризируя отрасль.
Председатель совета директоров «Северсталь» (лидера среди сталелитейных компаний) Алексей Мордашов говорил о стратегии своего производства, удержании квалифицированных специалистов.
«Мы находимся в войне за таланты, как любая другая организация. И это ставит перед нами задачу, в первую очередь, удержать тех специалистов, которые работают в нашей компании».
Главные факторы удержания- конкурентоспособная зарплата, создание социально-бытовых условий (наличие столовых, раздевалок, душевых), медицинское обслуживание, обеспечение жильем, материальное участие в организации досуга, как то, предоставить сотруднику возможность пойти в фитнес- клуб, записать ребенка в секцию и т.д. В целом, планируют потратить на эти цели 15 млрд руб.
«У нас есть первый опыт использования искусственного интеллекта (ИИ) в оптимизации техпроцесса на одном из важных агрегатов, благодаря чему мы смогли поднять на 5 % производительность труда - поделился Алексей Мордашов. Потратили порядка 2 тыс. долларов, но получили эффект на много больше.
Рассчитываем, что минимум на 10%, только за счет цифровизации производства, мы сможем повысить производительность труда к 2029 году. Думаю, все вместе это дает нам хороший потенциал для удержания наших сотрудников и обеспечения роста производительность труда».
Командный дух - во главу угла
В комментарии к сказанному выше Мантуров подчеркнул:
«Мы в том числе должны внедрять систему автоматизации и робототехнической продукции, но это не панацея. Мы, конечно, не сократим в 2 раза численность сотрудников на производствах, которые занимаются рутинной работой».
Первый вице-премьер сообщил, что есть нацпроект «Средства производства и автоматизация», где отдельный большой раздел посвящен робототехнике, в том числе и мотивации для потребителя, который с вниманием относится к сотрудникам, создает необходимые условия и социальные-бытовые в том числе.
«Сегодня много социально ориентированных компаний. Если в 90- годы и нулевые предприятие избавлялось от социальной нагрузки, сегодня наоборот, все возвращается на круги своя - отметил Мантуров. Создаются собственные колледжи, строятся оздоровительные комплексы, санатории, пансионаты, ДК. Это все объединяет. Мы возвращаемся к тому, что было очень популярно в советское время - командный дух. мотивация работать в коллективе. И, конечно, создание условий».
О маркетинговой стратегии продаж отрасли
Руководитель центра молодежных инициатив АСИ Александр Вайно отметил три основные причины, по которым профессия инженера не является привлекательной для молодежи.
Низкий уровень имиджа инженерной профессии – остается стереотип не перспективности (плохие условия труда, низкая зарплата и т.д.). Информационный вакуум о потенциале работы в сфере промышленности. Нет системной работы с кадрами, с профориентацией на уровне школы, в том числе, и на уровне высшего образования.
«Выпускается примерно 300 тысяч человек по инженерной профессии, и только 1/6 идет работать по специальности - привел статистику докладчик. В основном, молодые люди выбирают наиболее «перспективные» направления, в первую очередь, работа в офисе, предпринимательство».
Коснулся вопроса пиара предприятий.
«Сейчас на рынке труда сложилась такая ситуация, что необходимо продавать предприятию себя. То есть, молодой человек из большого количества предложений выбирает наиболее заинтересовавшее.
С этой точки зрения важно повышение уровня маркетинговой стратегии продажи отрасли. В широком смысле, это задача в первую очередь государства, и в узком смысле - профильного конкретного предприятия, ключевого для региона. Основное - продажа студентам (будущим сотрудникам) себя как потенциала, в том числе карьерного».
В противовес аргументам Александра Вайно, Мантуров рассказал об инжиниринговых центрах, которые функционируют в стране (всего 80). Основная их идея - приобщать к профессии студентов со 2-3-4 курсов. Первый инжиниринговый центр (по робототехнике) был создан более 10 лет назад в МГТУ им. Баумана, есть уже второй. Все они эффективно работают.
«Только за прошлый год выручка инжиниринговых центров составила более 20 млрд руб. Это структура, в которой работает 10-15 человек, из них- часть студентов, часть аспирантов и преподавателей. Они получают заказы от реального сектора и выполняют задачи».
Мантуров привел пример, который также свидетельствует об уровне подготовки работников этих структур.
«В 2022 году после введения санкций с помощью инжиниринговых центров, имея там суперсовременное оборудование, стало возможным воссоздавать ту компоненту, которую перестали поставлять иностранцы. То есть, центры прививают желание работать по профессии у студентов».
Михаил Гордин, ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана говорил о необходимости ускорения практической подготовки инженеров, которые в своей деятельности опираются на прикладные науки.
«Образование через практику-этот принцип русской инженерной школы, которой уже 200 лет, развивается и продолжается.
Конечно, важна роль инжиниринговых центров, важен опыт практической работы. Если мы раньше, на последних курсах введем практическую подготовку, это, конечно, позволит ускорить получение новых профессиональных кадров».
Образовательная модель дает плоды
Во время дискуссии также обсуждался вопрос переподготовки кадров. Предлагалось поставить его на основу регулируемого.
Прозвучало, что по программе «Профессионалитет» обучается около 900 тысяч человек, и в этом году, впервые в современной России количество закончивших «Специалитет» будет больше, чем выпускников вузов. 174 тысячи специалистов придут на предприятия как подготовленные совместно с индустриями. В том числе, инженеры, прошедшие практику.
Также на сессии говорилось о релокации сотрудников, планируемом экспорте отечественного среднего профобразования в другие регионы, в том числе за рубеж.
Вопрос кадров остается открытым.
Автор: Людмила Трофимова