Пробка - чудо природы

История успеха португальской пробки

Истоки хозяйственного использования коры пробкового дуба теряются в далеком прошлом. Первые бытовые предметы из пробки появились за тысячи лет до нашей эры.  Уже во времена египетских фараонов она широко применялась в судостроении и рыболовстве, в быту и даже в качестве стелек для сандалий. Так же как и много лет назад, пробка передает ощущение особого комфорта при ходьбе.

Древние римляне добавили к сферам применения (известным египтянам) такие, как укупорка амфор для жидкости и гидроизоляция крыш и потолков в домах. Тогда же внимание людей привлекли ее теплоизоляционные свойства и уже в Средние века ею стали обивать стены в монастырях для сохранения тепла внутри помещений.

В эпоху Великих географических открытий пробка применялась на португальских каравеллах и галеонах, бороздивших моря и океаны в поисках новых земель. Во время 2-й мировой войны она использовалась в военном снаряжении. Сегодня она гордо дефилирует по дорожкам показов мод Парижа и Милана, украшает авторские работы архитекторов, неизменно присутствует в деталях и узлах авиакосмического оборудования, продолжая будоражить воображение все новыми и новыми возможностями ее использования. Кто может сказать, где еще она окажется завтра?

   Очень емкое определение пробки дано в статье «The Chemistry of Cork», опубликованной в журнале «National Geographic»: «Для материала, используемого со времен Античности, универсальность пробки, подобная многоликости хамелеона, поистине поражает своей способностью бесконечно обновляться и приспосабливаться к новым технологическим требованиям».

ВЫСОКАЯ МОДА И ВЫСТАВКА В НЬЮ-ЙОРКЕ

Ведущие западные державы уже оценили по достоинству поистине безграничные возможности применения пробки. Огромный портфолио изделий из нее производит фурор в самых посещаемых музеях мира.

От Атлантического до Тихого океана пробка приумножает список своих наград и восторженных отзывов, покоряя самые разные вкусы и культуры. В Китае отделанный ею павильон Португалии стал одной из главных достопримечательностей Шанхайской Всемирной выставки. В Барселоне она использовалась в отделке Храма Святого Семейства, построенного по проекту Антони Гауди. В Милане ее можно увидеть в музее Леонардо да Винчи, а в Токио – в музее Незу.  Знаменитый нью-йоркский Музей современного искусства посвятил ей выставку «Design Store: Destination Portugal», которая дает представление об огромном разнообразии изделий класса люкс, изготовленных из пробки: зонтов, ремешков для часов, кошельков, портмоне, кроссовок, курток и блейзеров, тетрадей с обложками из пробки, визитных карточек... и этот список можно продолжать до бесконечности.

Большая заслуга в распространении этого универсального материала принадлежит таким мастерам дизайна, как Джаспер Моррисон, Инга Семпе, братья Ронан и Эрван Буруллеки, а также дизайнерским компаниям «Vitra» и «Established & Sons».

Такие модные дома, как Ив Сен Лоран, Прада, Стелла Маккартни, Диор, Маноло Бланик, «Costume National», Дольче и Габбана, Гуччи используют ее в своих коллекциях ювелирных украшений, одежды и обуви, в работах авангардного направления.

Лондонская галерея современного искусства «Серпентайн» с 2000 года ежегодно привлекает архитекторов и дизайнеров с мировым именем для проектирования временного павильона на своей территории. Павильон 2012 года стал настоящей выставкой португальской пробки, выбранной в качестве основного материала для отделки и убранства помещений. Пробковая экспозиция была в полном составе приобретена всемирно известной супружеской парой коллекционеров Ушей и Лакшми Н. Митталами.  

Если и есть материал, к которому можно отнести английское выражение sky is the limit (выше этого только небо), то это пробка, и она доказывает это на протяжении всей истории человечества.

ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ШАМПАНСКИМ И НАСА?

Не догадываетесь? На самом деле, это пробка и Португалия, которая является ее  главным производителем в мире. Пробка, получаемая из коры пробкового дуба, в изобилии произрастающего в Португалии,  настолько совершенна, что до сих пор все попытки придумать технологии, способные создать что-либо равноценное оказывались безуспешными. Сфер ее применения — великое множество: это и авиастроение, строительство, легкая промышленность, энергетика и многие другие, ну и конечно, без натуральной пробки трудно себе представить бутылку столового вина или шампанского. В наше время, даже ткани, листья и волокна пробкового дуба участвуют в поиске новых областей применения этого чудо-материала. НАСА и ЕКА (Европейское космическое агентство) выбрали пробку в качестве основного материала в производстве теплозащитных экранов для своей космической техники.  

Пробке отдают предпочтение в работе многие авторитетные архитектурные бюро. Так, для швейцарского архитектурного бюро «Херцог и де Мёрон», спроектировавшего в 2012 г. временный павильон лондонской художественной галереи «Серпентайн»,

ШЕДЕВР... ПРИРОДЫ

Пробку получают из коры пробкового дуба (Quercus Suber L.). Это растительная ткань, состоящая из микроскопических клеток, наполненных газом, похожим на воздух, и расположенных в форме ячеек улья.  Эти клетки покрыты оболочкой из суберина и лигнина и включают также такие соединения, как полисахариды, липофусцины и танины. В одном кубическом сантиметре пробковой коры насчитывается до 40 миллионов клеток. В одной только бутылочной пробке их около 800 миллионов

Съем пробковой коры производится каждые 9 лет, не нанося сколь-нибудь заметного вреда дереву. Даже наоборот, происходит регенерация коры – явление, уникальное в растительном мире –, которая с каждым новым съемом улучшает ее структуру.

Первый раз кору снимают примерно на 25-м году жизни дерева. Первые два съема, а также кору, снимаемую у основания дерева, используют в строительстве, энергетике, дизайне, аэрокосмической отрасли и т.д. Только начиная с третьего съема, т.е. с 43-летнего возраста дерева, пробковая кора, теперь называемая «амадия», приобретает качества благородной древесины, требуемые для изготовления винной пробки.   

Съем производится в разгар вегетационного периода с мая по август специалистами, способными делать эту работу, не причиняя вреда дереву.  Пробковый дуб живет в среднем примерно 200 лет, т.е. кору с него можно снимать 19 раз.  

Основные свойства, редко встречающиеся одновременно в одном материале: 

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ, НАТУРАЛЬНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ

ЛЕГКОСТЬ

Поскольку пробка на 50% состоит из воздуха, ее удельный вес составляет всего 0,16 г/см3. Отсюда неудивительно, что она не тонет и поэтому исстари широко применялась в судостроении.

УПРУГОСТЬ  И СЖИМАЕМОСТЬ

Это единственное твердое вещество, в котором при сжатии с одной стороны не происходит переноса объема на другую, что говорит об отсутствии деформации или увеличения объема в другом месте. Но это не все: пробка обладает «эластичной памятью», позволяющей ей приспосабливаться к экстремальным изменениям температуры и давления благодаря газовой смеси, находящейся между клетками. Именно поэтому она может быть сжата до половины своего объема, после чего она возвращается в свое первоначальное состояние.   

НЕПРОНИЦАЕМОСТЬ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ПРИ СОХРАНЕНИИ СВОИХ СВОЙСТВ

Благодаря суберину и липофусцинам, присутствующим в ее клетках, пробка непроницаема как для жидкостей, так и для газов, К тому же необычайная влагостойкость позволяет ей стареть, не испытывая процессов гниения. 

ПРЕКРАСНЫЕ ТЕПЛО- И ЗВУКОИЗОЛЯЦИОННЫЕ СВОЙСТВА

Пробка обладает низкой тепло-, звуко- и вибропроводимостью, т.к. ее газовые элементы заключены в маленькие непроницаемые камеры, изолированные друг от друга.  

МЕДЛЕННОЕ И “ЧИСТОЕ” ГОРЕНИЕ

Пробка не поддается действию огня, не воспламеняется и не выделяет ядовитых газов при горении.

ОЩУЩЕНИЕ КОМФОРТА

Наличие микроскопических газовых подушек в составе клеток пробки делает ее приятной на ощупь и податливой в обработке. Благодаря температуре, близкой к температуре человеческого тела, пробка передает ощущение комфорта, редко встречающееся у других материалов.

ПОЛЬЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Пробка не впитывает пыль и поэтому является хорошей защитой от аллергии.

Способность смягчать удары, обусловленная высоким сопротивлением трению, уменьшает давление на тело при столкновениях и защищает суставы и позвоночник. Этим объясняется все более широкое использование пробки в транспортных средствах.  

МЯГКОСТЬ И ТОНКОСТЬ ЗАПАХА

Пробка очень мягка на ощупь, с тонким, сладковатым, но не неприятным  запахом.

ЭКОЛОГИЯ И ЭСТЕТИКА

О ее эстетических достинствах говорит тот факт, что ее теплые тона, напоминающие натуральную кожу, сделали ее одним из излюбленных материалов многих международных архитектурных бюро.

ВИНО + ПРОБКА = ЛЕГЕНДАРНЫЙ, ИДЕАЛЬНЫЙ СОЮЗ

Несмотря на свою редкую универсальность, самой известной сферой применения пробки была и остается укупорка винных бутылок. Все началось в III в. до н.э, когда ей стали закрывать амфоры, в которых хранилось вино. Однако, заслуга изобретения современной винной пробки по праву принадлежит жившему в XVII в. французскому монаху дому Периньону.  Стремясь улучшить условия хранения своего шампанского, он занялся поисками замены для применявшихся в то время крайне ненадежных деревянных пробок, обматывавшихся промасленной пенькой. Его мысль использовать для этой цели кору пробкового дуба, идеально соответствовавшую его требованиям, произвела настоящую революцию в виноделии. И по сей день пробка остается излюбленным укупорочным материалом для ведущих мировых производителей столовых и игристых вин.   

Португальская компания Corticeira Amorim, являющаяся крупнейшим производителем пробки в мире, находится в постоянном развитии и в поиске новых, все более удобных решений в использовании уникальных свойств этого материала. Так, недавно ею представлена новая революционная винная пробка, достоинства которой в том что, во-первых, ей не требуется штопор и, во-вторых, она является многоразовой. Эта новинка – ответ на растущие потребности общества в простых и быстрых решениях. Суперпробка Helix – результат четырех лет совместных исследований «Amorim» и американской компании «Owens Illinois», в которые вложено четыре миллиона евро. Helix быстро завоевывает популярность во всем мире и обещает вскоре придти в наши дома, чтобы усовершенствовать ритуал открытия бутылок, придав ему скорость света!

Новости партнеров

Сублимационный принтер TRUJET M3 установлен в Нико Сайбьери.
Сублимационный принтер TRUJET M3 установлен в Нико Сайбьери. «Мануфактурная лавка Нико Сайбьери» работает в столичном регионе уже несколько лет. Основной вид деятельности – цифровая печать по тканям. Компания оказывает услуги как в сегменте В2В, так и в рознице.
Компания «Смарт-Т» запустила раскройщик настила iECHO GLSA-2520 на фабрике «Нимфа» из Чебоксар
На производстве швейной фабрики «Нимфа» из г. Чебоксары инженером компании «Смарт-Т» выполнена инсталляция раскройного комплекса для настила iECHO GLSA-2520. Сразу по окончании настроек новый станок приступил к производству кроя будущих изделий.
Компания «КОВЧЕГ» установила принтер ARK-JET SUB 1902 на фабрике ZABERITE во Владимире
На фабрике домашнего текстиля ZABERITE из г. Владимира инженером компании «КОВЧЕГ» установлен сублимационный принтер ARK-JET SUB 1902. На этом предприятии уже полтора десятка лет производят широкий ассортимент текстильных товаров для дома и кухонных принадлежностей (фартуки, прихватки, скатерти, наборы полотенец и другие аксессуары). Особенно интересны декоративные подушки этого предприятия, украшенные необычными дизайнами – от орнаментов до изображений с представителями животного мира и эстетичными пейзажами. Компания популярна среди организаций HoReCa, для оснащения которых она поставляет свою текстильную продукцию.