5 июня на площадке ПМЭФ прошел форум Малого и среднего предпринимательства, на котором обсуждались насущные вопросы.
Национальным проектом поставлены амбициозные задачи по вовлечению в предпринимательскую деятельность граждан России. Число занятых в МСП к 2024 году должно вырасти почти на 6 млн. человек. На реализацию мероприятий национального проекта выделено более 400 млрд. руб. Значительная часть средств будет направлена в субъекты РФ и должна быть эффективно использована. Реализация уже началась.
В докладах звучало о том, что в рамках федерального проекта «Популяризация предпринимательства» уделяется значительное внимание поддержке предпринимательской активности молодых людей, а том числе школьников и студентов. Именно работа с молодежью имеет наибольший потенциал для развития малого и среднего бизнеса в стране. Создание благоприятной среды, в которой начинающие предприниматели могут получать необходимую поддержку - одно из важнейших условий для решения поставленных задач. Наибольший вклад в развитие экономики, промышленности и сельского хозяйства, а также науки, образования культуры и социальной сферы, актуальные бизнес-решения , «лайфхаки» дореволюционных предпринимателей – все это неиспользованный ресурс для развития и популяризации современного предпринимательства в России.
Об этом, в частности, говорили участники дискуссии «История бизнес-прорывов: «лайфхаки» от дореволюционных предпринимателей». Публике также был продемонстрирован короткий фильм о наиболее известных из них. Главный вопрос после просмотра - почему у нас сегодня мало людей, подобных братьям Третьяковым (кстати, основателям льняной мануфактуры в Костроме), Мамонтову, Морозову, Ряпушинскому, Верещагину? Конкретного ответа не было. Над этим как-то не задумывались до сих пор. Одной из проблем назвали недостаток информации о том, кто такой современный предприниматель, и кем был несколько десятилетий назад. Не многие знают, с чего начать бизнес. Нет классических примеров для подражания, отсутствует передача знаний и опыта. У населения живут стереотипы 90-х годов, что предприниматели это люди, у которых кроме задачи заработать деньги, никакой другой цели они не ставят. И заработать не всегда честно, не всегда своими интеллектуальными предпринимательскими способностями.
Модератор дискуссии телеведущий, тележурналист Аркадий Мамонтов сделал акцент на том, что все эти великие люди, «о которых мы вспоминаем спустя 100 лет», творили в российской империи, где деловой климат был «теплым».
«Вряд ли Третьяков, если бы он подвергался каким-то нападкам, рекитирствам и прочим неприятностям, вкладывал бы деньги в Третьяковскую галерею. Все они, кроме предпринимательства, оставили свой след в истории. Благодаря их наследию мы сегодня этим питаемся. Может сегодня климата не хватает, теплоты в бизнесе, чтобы это все продолжалось» – задался вопросом модератор?
Выступающие предприниматели, конечно, сетовали на сложные условия для осуществления благотворительных акций, несовершенное налоговое законодательство, отсутствие доверия к бизнесу.
На эту тему также порассуждал замминистра экономического развития РФ Вадим Живулин. \
-«Мы сегодня много уделяем внимания предпринимательству. Но вот в корни развития этого направления, можно сказывать, и не заглядывали. Мы говорили недавно о поддержке предпринимателей, но не говорили, кто эти люди и благодаря кому у нас дух предпринимательства живет. В какой-то момент ослабло внимание к предпринимательству, не говорилось об их влиянии и вкладе в экономику. Сегодня мы видим, как они переживают ренессанс- возрождение духа предпринимательства. И отрадно, что сегодня у нас есть примеры. предпринимателей, меценатов, которые вкладывают средства в общественное благосостояние. Есть масса частных примеров, галерей итд.»
Говоря про «климат», чиновник заметил, что за прошедшие годы столько решений по облегчению бизнеса было принято, сколько не принималось десятилетиями.
-«Все, что было сделано за последние 20 лет, в корне изменило отношение к предпринимателям, готовность предпринимателей заниматься своим делом. Один из примеров - ситуация с контролем и надзором, наведению порядка на рынке дает свои плоды. Эта работа продолжается, и сейчас готовится большой пакет законопроектов по наведению порядка в контрольно-надзорной отрасли. Еще пример по участию предпринимателей в разработке нормативных актов документов, которые регулируются. Сегодня есть обязательное требование каждому министерству и ведомству, которое разрабатывает нормативные акты — размещать их на спецресурсе, чтобы предприниматели могли ознакомиться с документами заранее.
Также показателен пример льготного кредитования. Сплошь и рядом мы слышим комментарии про то, что негде получать кредит в банке, те отказывают по надуманным основаниям. Мы постарались повлиять на эту ситуацию и сейчас перезапускаем программу льготного кредитования, банками заявлено свыше 300 млрд руб на получение субсидий.
Новый проект властей «Регуляторная гильотина» направлен на проведение реформ для упрощения регуляции бизнеса. Механизм регуляторной гильотины предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно- правовых актов.
Сегодня предпринимательство - действительно один из приоритетов деятельности всех без исключения государственных органов власти, и министерства экономики особенно».
Чиновник также сообщил, что 2020 год планируется объявить годом предпринимательства. И все текущую повестку посвятить его развитию.
В завершение Вадим Живулин сказал: «Сегодня крайне важно обращаться к корням, смотреть, как было организовано предпринимательство раньше. Кто те люди, которые помогали нашей стране быть великой. И как мы можем это сделать сегодня. Мы не должны упустить эту возможность - внимание всех институтов, государственных общественных и СМИ к предпринимательству - для того, чтобы совершить рывок».
Л.Трофимова