С 1 января 2021 года вся продукция ОАО ХБК "Шуйские ситы" присутствует на рынке в маркированном виде.
Работы по техническому и программному обеспечению процесса маркировки велись весь прошлый год. Необходимое оборудование закуплено и установлено, настроен электронный документооборот по процессу. Тестовые поставки маркированной продукции в торговые сети были проведены в октябре-ноябре 2020 года.
- Обязательная маркировка – это не просто наклеивание новой марки на каждую единицу продукции, как поняли процесс некоторые поставщики, - рассказывает директор по развитию компании «Шуйские ситцы» Марина Лобачевская. – Почти год (сначала «вручную», затем в автоматизированных системах) мы заносили продукцию комбината в Национальный каталог, это тысячи карточек с описанием товарных позиций. Чтобы товарная единица смогла участвовать в обороте информационной системы маркированной продукции, необходимо заказать код маркировки, напечатать марку, нанести на товар, ввести ее в оборот в системе Честный знак. Наклеенная на товар марка должна дать покупателю полную информацию о подлинности товара, актуальном статусе кода маркировки (эмитирован выдан, в обороте, выведен из оборота), а также информацию о производителе и собственнике данного товара. Отладка и оптимизация этого процесса заняла много времени и сил. Процесс новый для всех, недостаточно отлаженный, системы не всегда работают стабильно.
В условиях массового выпуска продукции на таком крупном предприятии, как наше, понадобилось привлечение дополнительного персонала на всей цепочке производства до склада готовой продукции. Промаркированы остатки на складах всех 33 региональных филиалов компании.
Но даже полная готовность производителей не означает, что система маркировки с января 2021 года будет принята рынком без проблем. Да, наши крупные клиенты, в частности, федеральные и международные сети – IКЕА, «Лента», METRO, «Детский мир» и др. - уже с конца прошлого года принимают маркированную продукцию и готовы ею торговать. Остатки продукции на своих складах они маркируют своими силами. А вот малый бизнес (значительная часть наших мелкооптовых клиентов) не готов обеспечить выполнение требований к обороту маркированной продукции и стать полноценным его участником. Было бы целесообразно при внедрении обязательной маркировки предусмотреть субсидирование предприятиям затрат на приобретение и модернизацию оборудования для обеспечения процесса маркировки, дать им отсрочку в наступлении ответственности за нарушение новых правил оборота продукции. Пока же крупные производства, серьезно вложившиеся во внедрение обязательной маркировки, готовятся нести убытки из-за срыва запланированных поставок по многочисленным договорам с субъектами малого предпринимательства.
Обязательная маркировка сделает прозрачным рынок текстиля. На таком рынке будет комфортно и выгодно работать честному бизнесу – это все понимают. Но чтобы эти времена настали, всем придется набраться терпения и немало потрудиться.
ФОТО Кирилл Диденко