Долгая дружба, душевные разговоры и яркие эмоции — так можно описать тренды нового российского комфорта, отражением которого стала выставка «Мебель-2025», прошедшая в МВЦ «Крокус Экспо». Разбираем их вместе с экспертами.
Вместе надолго
Масштабы выставки доказали, что импортозамещение в мебельной отрасли — не вынужденная мера, а стратегический выбор компаний. Ценно, что российские компании активно улучшают продукты, придерживаясь философии «уважение к качеству и инновациям». Это помогает победить предубеждение: «отечественный продукт всегда должен быть дешевле импортного».
«Наш покупатель устал бороться с запланированным старением. В тренде долговечность, — поясняет Илья Кострыкин, генеральный директор Design Invest. — Современный пользователь хоть и понимает силу натурального продукта, но всё чаще выбирает качественную имитацию, например высокотехнологичные композиты с высокими эксплуатационными характеристиками». Доказательством, в частности, служит снижение роста сегмента шпонированных мебельных фасадов, в то время как HPL-производители наращивают объемы.
Здоровье души и тела
Концепция Wellness всё более отчетливо проглядывает в решениях, представленных на выставке. Гибридный формат работы повышает востребованность эргономичной мебели, которая теперь нужна и дома. «Работодатели, проектируя на базе опенспейса “рабочее место под задачу”, сфокусированы на комфорте сотрудников. Концепция требует разнообразия зон — для концентрации, отдыха, коллабораций, звонков, — разбирает следующий тренд Юлия Буданова, директор по маркетингу и стратегическому развитию компании Sloplast, первого российского производителя HPL-панелей. — При этом им нужны качественные условия для видеозвонков с удаленными коллегами. Компании инвестируют в акустический комфорт для заботы о здоровье персонала, и в офисах появляются фокус-зоны и приватные переговорные». В пример эксперт приводит акустические боксы, обеспечивающие необходимую звукоизоляцию для разговоров с коллегами.
Милая березонька
Биофильный дизайн отражает присущую русскому человеку связь с природой. Он предполагает использование натуральных и экологичных материалов, органичных форм и текстур. Производители всё чаще обращаются к деревянному дизайну, ротангу, бамбуку, джуту, сохраняя естественную фактуру и цвет материалов. Дизайнеры используют кресла, повторяющие плавные линии природных объектов, и стеллажи, напоминающие древесные ветви.
Проявляется биофильный дизайн и через интеграцию живых растений в конструкции: столы со встроенными кашпо, стеллажи с вертикальным озеленением, диваны с модулями для зелени. Цветовая палитра такой мебели тяготеет к натуральным оттенкам: терракотовым, песочным, различным тонам зелени и древесины. Этот тренд не только создает эстетически привлекательные интерьеры, но и помогает улучшить самочувствие людей, снизить стресс и повысить продуктивность, что подтверждают многочисленные исследования в области экологической психологии.
Яркая «занозонька»
Отражением нового дизайн-вектора стало появление аутентичного русского стиля в дизайне. «Раньше наши производители стремились воспроизвести увиденное на международных выставках. Сегодня мы, безусловно, учитываем мировые тенденции, но все чаще обращаемся к своей самобытности. Делая акцент на национальной культуре и внедряя ее в свою продукцию, мы создаем уникальные и аутентичные решения», — считает Екатерина Алексеева, руководитель отдела дизайна компании Schattdecor.
Наши же производители не только создают отдельные фактурные элементы нового русского стиля, но и системно подходят к его созданию, считает Юлия Буданова: «Он закладывается в капсульные коллекции, которые становятся “страховкой качества”: производитель, как куратор, предлагает в готовой капсуле экспертные сочетания материалов. Проверенные на долговечность сочетаний материалы не “спорят” друг с другом, не выходят из моды разновременно, сохраняют гармонию в перспективе 5–7 лет, что поддерживает тренд на моральную долговечность созданных пространств».