Инновационному текстилю не страшны морская соль и нефть!

Исследователи из Донского государственного технического университета изучили влияние морской соли и нефти на текстильные материалы. Изучение касалось вопросов качества, безопасности и эксплуатационной надежности тканей, применяемых для защитной спецодежды на объектах морской добычи и транспорта нефти и нефтепродуктов.
 Анализировались ткани на хлопчатобумажной основе, тканей из смешанных волокон, а также волокнистые объемные нетканые материал «Холлофайбер». Учитывалась проницаемость жидкостей в глубину пакета изделия, а также в волокна, некоторые из которых (вискоза, хлопок, шерсть — поглощают влагу, увеличиваясь в объеме до 120 (!) %).
 В исследовании отмечено, что морская соль является неотъемлемой частью морской воды и накапливается в структуре одежды. А нефть включается в компоненты морской воды. Это, по мнению исследователей, приводит к изменению свойств текстильных материалов, которые зависят от концентрации агрессивных компонентов в их структуре. В связи с тем, что активную концентрацию агрессивных частиц в текстиле определяет его способность к поглощению жидкости, учеными были установлены особенности изменения объема различных текстильных волокон при взаимодействии с жидкостями.
 
 В результате систематизации современных данных о материалах для одежды, применяемой в морских технологиях, была сформирована информационная база ведущих современных волокнистых материалов для защитной одежды, и выделены опорные материалы для дальнейших исследований. Учёные установили, что наличие морской соли во влажной контактной среде с поверхностью специальной ткани на хлопчатобумажной основе для всех образцов материалов приводит к снижению их капиллярности. А пакеты материалов на основе тканей из смешанных волокон имеют показатели проницаемости по отношению к сырой нефти ниже хлопчатобумажных поверхностей одежды. 
Применение современных синтетических материалов позволяет прогнозировать и обеспечивать более высокий уровень стабильности исходных защитных свойств одежды, эксплуатируемой в условиях агрессивной морской среды. 
Например, использование в комплекте с указанными выше материалами утеплителей «Холлофайбер» снижает уровень насыщения одежды рассмотренными жидкостями, утверждают исследователи. Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки России.
 Первые результаты публиковались учёными в 2018 году. В настоящее время исследователи «Термопол», отечественных и зарубежных вузов, технологические акселераторы и стартапы продолжают комплексное изучение нетканых материалов «Холлофайбер». Внимание уделяется материалам для применения в Арктике. Внедрены инновационные изделия для Севморпути. Среди актуальных тем также: радиационная и низкотемпературная плазменная обработка, нанослойная металлизация, воздействие химической и высокотемпературной влажной обработки на огнестойкие нетканые материалы и др. В Год науки и технологий «Термопол" существенно расширил научно-исследовательский сектор и инновационные внедрения.
 Для справки: «Термопол» является разработчиком и производителем нетканых утеплителей «Холлофайбер» для специальной одежды нефтегазовой и  энергетической отраслей с 2006 года, в том числе утеплителей Холлофайбер ТЭК, поставляемый для утепленных изделий во все климатические пояса. А также уникальных материалов Холлофайбер ТЕРМО, протестированных на арктической морской ледостойкой платформе «Приразломная» и в ОАО «Ямал СПГ».
Источник: hollowfiber.ru, использованы материалы: elibrary.ru
 

Новости

На РФИД-2024 обсудили работу Центра материалов
За неполный год работы проекта Агентства креативных индустрий — платформы Центра материалов — число образцов тканей, трикотажа, пластика и фурнитуры на ней превысило 12 тысяч. Об этом заявил руководитель Департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин, выступая на пленарном заседании Российского форума индустрии дизайна (РФИД). 
Более 200 молодых дизайнеров подали заявки на участие в международном конкурсе ВСЕДИЗАЙН
242 дизайнера подали заявки на участие в Международном конкурсе #ВСЕДИЗАЙН. Лучшие работы презентуют 18 апреля, на молодежном дне Российского форума индустрии дизайна, соорганизатором которого выступает факультет дизайна и рекламы Университета «Синергия».