Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

06 декабря 2024 года

          Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

В Музее Академии художеств открылась новая масштабная выставка «Репин. Детали», которая объединила не только живописные произведения И. Е. Репина из российских музейных собраний, но и предметы декоративно-прикладного искусства, костюма и быта из собрания Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты». Редкая возможность продемонстрировать посетителям творческую «кухню» великого русского художника появилась в связи с закрытием дома Репина в «Пенатах» на реконструкцию.

По словам куратора выставки, хранителя фонда и экспозиции Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» Веры Ловягиной, задача данного мероприятия –фокусируясь на отдельных деталях, рассказать о тщательной и кропотливой подготовке И. Е. Репина к работе над различными живописными произведениями. «Мы очень редко выставляли вещи, которые хранились у Репина в доме, но при рассказе об исторических моментах и написании каких-то полотен, мы не так много обращали внимания на интереснейшие предметы декоративно-прикладного искусства, которые достойны отдельного рассмотрения».

На выставке наряду с русскими сарафанами, представлены свита («кобеняк с видлогою» — верхняя одежда запорожцев), торбан (бандура), фитильное ружье, изображенные на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», и расписанные от руки самим художником сапоги, которые можно видеть на живописном полотне «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1881 года».

Любимые рембрандтовские береты фигурируют не только на фотографиях с Репиным и в собрании музея-усадьбы «Пенаты», но и на портрете Н. Б. Нордман (берет скроен самим Репиным). Сохранились в собрании музея-усадьбы скатерти, плахты (национальные женские юбки), шапочка ручной работы с вышивкой, рыцарские доспехи, драпировки, которые также можно видеть на картинах и этюдах Репина. В экспозиции «Пенатов» находится знаменитое кресло с красной бархатной обивкой, которое изображено на многих репинских портретах (Портреты М. Андреевой, П. Самойлова, В. Бехтерева и др.).

Характерную особенность Репина «люблю писать с натуры» подтверждают представленные на выставке предметы, которые были с ним в течение всей жизни.

Кусок шелковой ткани (напоминает икат), с которой художник писал ковер на картине «Негритянка». Диванный валик на картине «Иван Грозный и сын его Иван», чехол от которого хранится бережно. На всех фото виден гобелен. И конечно, ваза работы М Врубеля.

Интересно, что костюм для портрета «Царевна Софья» создавали дома у Репина. Художник сам выбирал ткань по зарисовкам моделей эпохи Софьи, делал выкройки, и все в доме были заняты тем, что шили этот костюм.

На последней работе Репина «Гопак» (была написана им в 83 года) изображена колоритная фигура казака запорожца, одетого в штаны. На экспозиции рядом представлены те самые запорожские штаны (завязываются на поясе и внизу). Они были «добыты» историком Тарнавским специально для Репина, который одевал в них натурщиков. Здесь же можно видеть турецкое сунитское знамя, привезенное Репиным из поездки по Палестине. Известно, что, когда художник писал эту картину, оно всегда висело рядом с ней.

Как заметила Вера Ловягина «Репин настолько многогранная творческая личность, что его можно изучать бесконечно».

Выставка открыта до 29 марта 2025 года

Людмила ТРОФИМОВА

Новости партнеров

Второй раскройный комплекс iECHO установлен инженером «Смарт-Т» на фабрике спецодежды «Меридиан»
Спустя полгода после установки однослойного автоматизированного раскройного комплекса iECHO TK4S-2516 на швейном предприятии «Меридиан» в Нижнем Новгороде, инженеры «Смарт-Т» запустили на этом производстве многослойный раскройщик настила iECHO GLSC-1818. Оборудование будет использоваться для изготовления кроя будущей спецодежды, рабочей обуви и СИЗ, широко востребованных в строительстве и разных направлениях промышленности.