С 6 марта по 26 сентября в Зимнем дворце открыта выставка «Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III» из собрания Государственного Эрмитажа.
На выставке впервые представлен уникальный экспонат - сундук-трансформер- изобретение конца XIX века, заменяющее сразу несколько предметов. В данном изделии необычны не только конструкция, но и оригинальный подбор вещей, отвечающих почти всем запросам путешественника. Сундук мог выполнять функции кровати, плательного шкафа, бюро, туалетного столика, а также служил местом для хранения различных предметов. Конструкция снабжена хитроумной системой трансформации, рядом компактных полок, контейнеров и приспособлений для фиксации предметов при перевозке.
Содержимое сундука — складные стол и стулья, письменный прибор, гомеопатическая аптечка, постельные принадлежности, наборы посуды, столовые приборы, плита для приготовления пищи и.т. д. Сундук вмещает 233 предмета, которые заняли все витрины Синей спальной Зимнего Дворца.
На первый взгляд сложно понять, как они укладываются и вообще помещаются в сундуке, но в ходе обзорной экскурсии убеждаешься, что все гениальное просто, остается только восхищаться гением изобретателя.
Директор Эрмитажа М.Б. Пиатровский сравнил этот сундук с кукольным домиком.
Действительно, его как игрушку можно разбирать, собирать, заглядывать в потайные ящички и обнаруживать что-то новое для себя. В то же время это своеобразный «конструктор» только для взрослых, со специальной схемой укладки предметов, которые должны сочетаться по форме, размеру и пр. То есть, иметь точные расчеты. Рассчитана буквальная каждая деталь, чтобы та минимум места занимала, удобно было ею пользоваться, чтобы прочно и надежно предохранить содержимое. Вещи простые, но самые необходимые.
Практически все предметы из сундука и сегодня могут быть применимы в быту эстетами. Как, например, складной ручной фонарь (керосиновая лампа) изящного дизайна, компактная кухонная плита со съемными комфорками и баками для горючего и многое другое. Кстати, набор предметов сохранился полностью в комплектации задуманной автором-изобретателем.
По словам куратора выставки Людмилы Шатиловой, научного сотрудника Отдела истории западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, подобные предметы впервые оказываются в главном музее страны, что для него не совсем характерно. «Это же не ларец с драгоценностями, а сундук».
Сундуком Людмила Ивановна заинтересовалась во время его реставрации около 6 лет назад, и возможно, если бы не профессиональное любопытство хранителя музея, не стоял бы он в Синей спальне Зимнего дворца, и не увидели бы мы этого шедевра.
«Мне стало интересно, как он попал в Эрмитаж, и потом заинтересовала личность изобретателя. Благодаря реставрации и обнаруженным архивным документам удалось найти ответы на большую часть этих загадок и рассказать историю уникального экспоната. Выяснилось, что его автор необычный человек с необычной биографией».
В ходе научной реставрации 2016 – 2018 годов под обшивкой сундука были найдены две бумажные этикетки австро-венгерской фирмы по изготовлению и продаже дорожных товаров и сумок Яноша Фельбера и автографы мастеров: Адольфа Рузичева и помощника плотника Карла Папека. Автором идеи и самой конструкции сундука был капитан Огний Костович, о чем свидетельствует надпись на французском языке: «INVENTION du Capitane Kosztovits» («изобретение капитана Костовича») на откидной доске.
Огнислав Стефанович Костович, серб по национальности, попал в Россию после русско-турецкой войны 1877-1888 гг. Желая помочь русской армии, он на свои средства купил два парохода, сам переправлял их через Дунай, должен был перегнать до порта Галац. Но предприятие закончилось неуспешно, корабли были потоплены, сам он ранен, потерял левый глаз, а также «права Австро-Венгерского подданного… и патент Капитанский». После лечения Костович эмигрировал в Россию.
Огнислав Стефанович был изобретателем. В основном, он изобретал вещи военные и технического назначения. Он изобрел дирижабль, подводную лодку и подводное освещение, а также особый вид фанеры и клей «цемент».
Этот сундук, который сам автор наименовал «военно-походный чемодан», Костович решил преподнести наследнику престола великому князю Александру Александровичу, будущему императору Александру III.
Людмиле Ивановне посчастливилось найти в архиве письмо Костовича, где изобретатель писал: «к успешному окончанию работ по устройству чемодана, меня поощряла другая мысль, а именно: по выздоровлении от болезни поскорее отправиться в русскую главную квартиру, и мой труд принести в дар Тому, Который освободил моих братьев от турецкого ига …».
Но очень многие технические проекты ему не удалось довести до конца. Сундук, представленный на этой выставке - одно из немногих изобретений, которые получили свое материальное воплощение и сохранились до наших дней. Его предметы не отличаются изысканной красотой и роскошью отделки, предельно просты и функциональны. Тщательно выверены. Наряду с мебелью, кухонной утварью, туалетными и косметическими принадлежностями в набор входят удобные съемные полочки, разнообразные клеенки, подставки и даже справочник по гомеопатии в придачу к аптечке.
Будучи новатором, Костович не мог также не поместить в сундук последние изобретения того времени. К таковым относятся оцинкованная и эмалированная посуда и гуттаперча, из которой сделаны надувные подушки для стульев. Предполагается, что часть предметов (стол, стулья, полочки) была выполнена специально для этого сундука в мастерской Иоганна Фельбера, другая часть могла быть куплена в магазинах и лавках Будапешта. Судя по внешнему виду и клеймам, эти предметы были изготовлены разными мастерскими в середине – последней трети XIX века. Некоторые фирмы (Берндорфский завод металлических изделий или гомеопатическая аптека «Доктор Вильмар Швабе»), чьи клейма и марки стоят на предметах, продолжают работать до сих пор.
Дошедшее до наших дней произведение талантливого изобретателя Огнеслава Костовича, стало не только подарком, но и знаком «патриотического чувства и глубочайшей преданности» наследнику российского престола. Сундук сопровождал уже ставшего императором Александра III в двух дворцах – в Александровском дворце в Царском Селе и в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге, гостил в Придворно-конюшенном музее, а теперь, наконец, предстает в залах Эрмитажа, чтобы поведать свою удивительную историю.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог.