Мода – составная часть музейной культуры

В рамках форума «Содружество Моды», проходившего в ноябре в Санкт-Петербурге, состоялся круглый стол «Мода – составная часть музейной культуры». В мероприятии, организованном совместно с Министерством культуры РФ, приняли участие музеи Санкт-Петербурга, Москвы и Сахалина.

Хочется начать со слов одного из спикероа круглого стола, директора Государственного музея-заповедника «Царское село» Ольги Таратыновой: «Сегодня модой увлечены все, даже музеи, вне зависимости от их специализации, все хотят заниматься модой, коллекционировать ее, в том числе, современную моду. И судя по тому, как проходит этот форум, у российской моды наступает золотой век».

Царскосельский музей одним из первых обратился к традициям, реализуя проект «Ассоциации», в котором демонстрирует современный подход к наследию. Как правило, дизайнерам предлагается создать современные коллекции одежды, переработав исторические костюмы на заданную тему – «Война и Мир», «Русский стиль», «Англомания», «Высокая нота» и так далее. Проект достаточно популярен. В его рамках на территории дворцово-паркового ансамбля ежегодно проходят перформансы и спектакли с участием известных театральных режиссеров, в качестве моделей иногда выступают даже балерины Мариинского театра, оперные певицы.

«В следующем году проекту исполняется 15 лет. Мы думаем о дальнейшем его развитии. Наряду с постоянными участниками, собираемся пригласить молодых перспективных модельеров», – резюмировала Ольга Таратынова.

Модератор круглого стола Алла Манилова, директор «Государственного Русского музея», отметила, что у каждого музея своя стратегия. «Царское село» как музей-заповедник, организуя «Ассоциации», использует свой существенный козырь – дворцовую территорию, возможность показать моду в потрясающих интерьерах. Русский музей работает с темой моды в первую очередь на основе своих художественных коллекций.

Руководитель Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства (ВМДИ, Москва) Анастасия Крылова подчеркнула, что ВМДИ известен прекрасной коллекцией декоративно-прикладного искусства, а также единственной на сегодняшний момент музейной коллекцией предметного дизайна ХХ-XXI веков. Что касается наследия моды, фонды включают богатую коллекцию национальных костюмов, городской костюм, коллекции советских художников-модельеров и коллекции дизайнеров конца 1990-х годов.

По словам Анастасии Крыловой, на площадке ВМДИ «Центр моды и дизайна» был создан неслучайно. Он – преемник прекрасной традиции Кустарного музея конца XIX начала ХХ века. Большое значение для популяризации и развития народных художественных промыслов России имело участие Кустарного музея во Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где как раз был презентован русский стиль. Интересно и то, что Кустарный музей поддерживал московский градоначальник, местные меценаты и московское земство.

«Это был отраслевой орган по развитию национальной дизайн-политики, если говорить современными терминами. То есть, мы имеем наследие Кустарного музея, продолжаем развивать такую площадку для создания диалога, новых коллабораций, для продвижения лучшей экспертизы, для формирования прекрасной коллекции моды и дизайна», – сказала Анастасия Крылова.

ВМДИ – единственный музей, который представляет креативные индустрии. С 2018 года Центр проводит уникальный конкурс «Биенале – придумано и сделано в России». В следующем году в нем будут новые номинации – «Ювелирный дизайн» и «Циркулярный дизайн».

Основную тему – «Дизайн-дипломатия» – здесь развивают за счет укрепления международного сотрудничества, формирования международного жюри «Биенале». В этом году подтвердили участие Поппи Дарсон, президент Недели моды Индонезии и Прадъюмна Вьяс из Индии, новый президент Всемирной организации дизайна (ВОД). «И хотя дизайн-дипломатия развивается недавно, скажем так, как мягкая сила, но она активно использовалась как тяжелая сила в советский период с помощью выставочных проектов, – отметила Анастасия Крылова. – Прошло более 40 промышленных выставок советского дизайна за рубежом. Советский дизайнер Юрий Соловьев, единственный за всю историю России, в 1970-х годах был президентом Всемирной организации дизайна. И так как дизайн-политика и дизайн дипломатия только начинают вызывать интерес у представителей нашей отрасли, для нас очень важно составить Манифест, потому что, к сожалению, без нас подписали Всемирную декларацию дизайна в 2017 году в Монреале. Присутствовали практически все мировые лидеры индустрии дизайна. Это было при патронаже ООН, и Россию не пригласили».

Чтобы этот баланс восстановить, ВМДИ выступает инициатором создания Совета по дизайну стран СНГ – стратегической площадки по взаимодействию в области дизайна. «Мы готовы сотрудничать с разными странами, которые с нами хотят обмениваться опытом и формировать свой посыл в глобальной повестке развития дизайна и дизайн-дипломатии», – подытожила докладчик.

Представитель Российского Этнографического музея Мария Янес говорила о создании Центра ремесленных традиций и его основной миссии – популяризации традиционных ремесел и занятий народов Евразии: «Работа Центра рассчитана на взрослых посетителей, начиная со студенческой аудитории. Ведущие петербургские мастера проводят у нас мастер-классы, участвуют в музейных программах. Лучшие сотрудники музея читают замечательные лекции по различным направлениям ремесел, по костюму, отдельно по предметам одежды по всем регионам».

Елена Ниткук, заведующая отделом региональных художественных проектов Сахалинского областного художественного музея, рассказала, как музей пропагандирует традиционное искусство коренных народов Сахалина. Благодаря организации и проведению в многочисленных мастер-классов по различным видам ремесел культура коренных народов проникает в повседневную жизнь южно-сахалинцев.

Выездные выставки Музея состоялись также в Каргополе, Великом Устюге, Владимире, Санкт-Петербурге, где организовали выставку «Мир нивхов», в рамках которой проходили квесты, мастер-классы по созданию панно и брошей. К своему проекту музей привлекает уникальную уильтскую мастерицу Веронику Осипову, которая создала технику росписи по рыбьей коже. В результате сотрудничества Музея с квилт-студией «Лоскутный остров» состоялась демонстрация коллекции современного костюма с использованием вышивки и орнаментов нивфов, нанайцев, эвенков, уильтов.

Историк моды, искусствовед Анатолий Вовк сделал акцент на коммерческой составляющей моды. «Мода продается, мода покупается. Мода приносит деньги в музей, если это делать грамотно», – сказал он. Докладчик предложил проводить балы по типу Met Gala, на которые продаются билеты. Идею музейщики не поддержали – «другое время и обстоятельства»

. Марина Блюмин, заведующая «Сектором новых поступлений» Государственного Эрмитажа рассказала о ресурсах формирования и пополнения музейных коллекций исторического костюма начала XX и XXI вв. «Программа форума говорит о том, что мода должна стать частью музейной культуры. Только музей может обеспечить передачу исторического опыта, мастерства, историю замыслов», – подчеркнула спикер.

Сегодня в Эрмитаже – два отдела, которые пополняют свои собрания предметами исторического костюма XX и XXI вв. Основу отдела западноевропейского прикладного искусства составляет музей Центрального училища технического рисования Барона Штиглица. Отдел истории русской культуры создан в апреле 1941 года.

Марина Блюмин отметила, что, начиная с 50-х годов прошлого века, в соответствии с научной концепцией работы музея, исторический костюм не попадал в планы пополнения музейной коллекции, ведь для Эрмитажа первостепенно все то, что имеет отношение к членам императорской семьи, к истории Зимнего дворца. Когда стало понятно: чтобы в музеях проходили выставки и пополнялись фонды, необходимо изменить стереотипы, была проделана колоссальная работа, благодаря которой удалось заполнить лакуны фондовых коллекций.

По словам Марины Блюмин, хранителям удалось убедить членов экспертно-фондовой закупочной комиссии в том, что костюм и мода должны быть объектом музеефикации. Таким образом, начала формироваться совершенно новая коллекция на базе отдела истории русской культуры – мода XX и XXI веков.

«В 2020 году мы приступили к работе уже с разными коллекциями. Одно из последних приобретений - коллекция обуви Назима Сулимановича Мустафаева, которая позволяет проследить эволюцию развития светской обуви на протяжении всего 18 века. И еще замечательная коллекция портбукетов Бигли Кембера» – рассказала спикер.

Начиная с 2014 года, известные петербургские дизайнеры, а также друзья, коллеги преподносят в дар Эрмитажу свои творения, благодаря чему в музее складывается потрясающая коллекция.

Ольга Михайловская, fashion-журналист, сооснователь бренда FRONT, представила группу дизайнеров, которые работают с наследием, стилизуя русские наряды, и продемонстрировала фото коллекций.

Ирина Селюта, директор Модного Дома Lilia Kisselenko, напомнила о том, как эпохальное событие 1987 года – выставка Ив Сен Лорана в тронном зале Эрмитажа – изменило жизнь дизайнеров в Санкт-Петербурге. «Мода как искусство была представлена в России впервые. Мы поняли, что можно все, и стали творить. В это время открылись модные дома: Тани Котеговой, Владимира Бухинника, Татьяны Парфеновой, Лили Киселенко, Яниса Чамалиди и др. Это движение было не остановить. Легендарное событие стало отправной точкой творческого прорыва в мире моды в России, понимания того, что моду нужно экспонировать, как художественную и историческую ценность», – сказала Ирина Селюта.

Следующим событием была выставка Шанель в 2007 году в Москве, в 2011 году – выставка Диора. Потом была выставка «Придворный костюм – и служители двора» в Эрмитаже. Сегодня музеи города презентуют выставки одну за другой, открывая костюм прошлого. Благодаря недавно прошедшей выставке Мариано Фортуни в Главном штабе, мы узнали секрет плиссировки шелковых платьев.

Ретроспективная выставка Вячеслава Зайцева в Манеже малого Эрмитажа, где было представлено 118 костюмов, – это современный взгляд на русский костюм. «Посмотрев плоды его творчества, – поделилась Ирина Селюта, – понимаешь, как он любил русский костюм, как видел самое ценное, художественное, и как он мог в своих силуэтах это блестяще применить. Он – король русской моды. После ухода двух мэтров русской моды, Эрмитаж сделал выставку из его творений в Фондах хранилища, как дань уважения и благодарности тем модельерам, которые формировали облик эпохи».     Людмила Трофимова

Новости

Опубликована полная деловая программа Петербургского международного экономического форума – 2024
На официальном сайте Петербургского международного экономического форум, который состоится с 5 по 8 июня 2024 года в КВЦ «Экспофорум» в Санкт-Петербурге, опубликована расширенная деловая программа мероприятия. Программа охватывает широкий круг вопросов: от развития международных экономических отношений и технологической трансформации до приоритетных направлений социального развития и жизни современного общества. Главная тема 27-го Петербургского международного экономического форума – «Основа многополярности – формирование новых центров роста».  
Экспоненты выставки «ИНТЕРТКАНЬ-2024.Осень» – участники раздела «Пряжа и нити»
Одна из важных составляющих выставки «ИНТЕРТКАНЬ» – раздел «Пряжа и нити», где представлены натуральные, синтетические и комбинированные пряжа и нити от крупнейших российских, китайских, турецких, белорусских и других производителей и поставщиков.