7 декабря в День Святой Екатерины и день Эрмитажа в Николаевском зале Зимнего дворца состоялось торжественное открытие масштабной экспозиции ″Салоны″ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века».
Совместный проект Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина знакомит с выставками французской Королевской академии живописи и скульптуры (получивших название Салонов) и их критическими обзорами, сделанными знаменитым философом и мыслителем эпохи Просвещения Дени Дидро (1713–1784). Обзоры парижских выставок современного искусства Дидро стали не только образцом блестящей и нелицеприятной критики, но и незаменимым источником для понимания искусства XVIII столетия.
Выставку в рамках Дней Эрмитажа открыли Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, и Елизавета Лихачёва, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
«Мы открываем прекрасную энциклопедическую выставку о парижских Салонах и выставочной деятельности во Франции в XVIII столетии, полностью созданную на материале коллекций российских музеев. Экспозиция стала блестящим результатом совместной работы Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также целой группы музеев, которым мы очень благодарны за участие. Выставку по праву можно считать важным этапом в нашем осмыслении эпохи Просвещения и русско-французских связей. Это потрясающая энциклопедическая выставка о Франции в России!», – подчеркнул Михаил Пиотровский.
«Оказалось, как того и следовало ожидать, полноценный рассказ о парижских Салонах удалось построить на материале только российских коллекций французского искусства. Причина этого – сам Дидро, бывший советником и помощником Екатерины Великой в собирании Эрмитажа. Так что, всякая выставка о Дидро – об Эрмитаже тоже», – отметил Михаил Пиотровский.
«Тема французского Просвещения и Салона, как нового для XVIII века способа показа искусства и своеобразного соревнования, когда родилась золотая медаль Парижского салона, ставшая на какое-то время одним из критериев качества искусства, своего рода определением ″стоимости″ живых художников, – довольно актуальна и сейчас, – отметила Елизавета Лихачёва. – Потому что сейчас художественный рынок и художественная жизнь переживает очередной перелом, и мне кажется, что обращение к опыту Франции XVIII – первой половины XIX века как никогда актуально».
С июня по сентябрь масштабная экспозиция "Салоны Дидро" с успехом демонстрировалась в Москве. А теперь переместипась в город на Неве.
По словам автора концепции выставки, заведующей отделом искусства старых мастеров Государственного Музея ИЗО им.А.С.Пушкина Анны Сулимовой, цель проекта – показать историю салонов XVIII века, рождение выставочной деятельности, как таковой и ее центра – «Салонов» Дидро, на которые сегодня мы смотрим через призму его восприятия.
Выставка начинается в аванзале с изображений первых экспозиций.
Следует добавить, что до регулярных выставок, которые стала проводить Королевская Академия живописи и скульптуры, существовали частные галереи, кабинеты (собрания) коллекционеров, посетить которые могли только близкие или приглашённые. Кроме того, существовали антикварные лавки, торгующие произведениями искусств. Сами художники посещали мастерские своих коллег, а в Академии проходили различные конкурсы, но и они были доступны для ограниченного количества лиц.
Академические выставки, первоначально проходившие во дворе Пале Рояля на открытом воздухе, позже переехали в большую галерею Лувра, а с 1725 года - в Квадратный салон Лувра и стали называться Салонами (синоним слова «выставки»).Они были бесплатными для посетителей.
Именно Дидро с 1759 по 1781 года пишет критические заметки на Салон для рукописного журнала «Литературная корреспонденция», предназначенного для европейских монархов (с помощью дайжест новостей те знакомились с культурной жизнью Парижа). Выставки стали ярким событием в жизни столицы.
«Будь благословенна память того, кто, основав эту публичную выставку живописи, предоставил всем сословиям и, главное, людям тонкого вкуса полезное занятие и славный досуг, предотвратил, возможно, на целое столетие упадок живописи и помог народу стать более сведущим и искушенным в живописи! Расцвету всех искусств способствует гений одного человека, а развитый вкус народа совершенствует мастерство всех художников», – писал Дидро в одном из своих критических обзоров.
На экспозиции цитаты из критических комментариев Дидро к конкретному произведению вынесены в этикетки и экспликации.
Расположение экспонатов в Николаевском зале Зимнего дворца следует принципам хронологического порядка Салонов
Завершает экспозицию воображаемый кабинет Дидро, каким он мог бы быть в доме на улице Таранн в Париже, воссозданный по описанию в статье «Плач по моему старому халату. Тем, у кого больше вкуса, чем богатства», опубликованной в выпуске «Литературной корреспонденции» от 15 февраля 1769 года.
Кураторы выставки–научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Анна Виленская и Екатерина Дерябина
Выставка продлится до 17 марта 2024 года.