- Андрей Валентинович, понятно, что ситуация в отрасли сложная. Как вы ее оцениваете?
- Ситуация очень сложная, тяжелая. С одной стороны, рынок до некоторой степени повернулся лицом к российскому производителю (и понятно, почему). Но использовать это, развивая производство, практически невозможно, потому что возможность получения кредитных средств сократилась, и стоимость этих средств стала значительно выше. Более того, фактически сегодня мы можем говорить о том, что кредитование предприятий находится на стоп-листе.
Импорт товаров легкой промышленности снизился процентов на 45, но одновременно с этим и спрос на эти товары упал процентов на 25-30. В абсолютных цифрах это означает, что спрос для российских предприятий практически не изменился.
По итогам прошлого года на предприятиях сложилась определенная экономическая картинка, которая не позволяет расширять кредитный портфель. А в отдельных случаях его приходится сокращать. Затраты, скачки курса валют никто не отменял. В условиях роста цен на продукты спроса, который обеспечивал бы необходимый рост маржи, в нашей отрасли тоже нет, так что все работают на минимальной марже. Соответственно, условий для того, чтобы как-то развиваться, использовать рыночную ситуацию, а проще говоря, «импортозамещать», о чем сейчас много говорят, отрасль практически не имеет. Хотя техническая возможность есть. Технически многие виды продукции уже сегодня могли бы быть заменены на отечественные аналоги без существенных дополнительных инвестиций.
- Как влияет на отрасль ситуация с курсом валют?
- Не влиять на отрасль курс валют не может. Кредитуемся мы в рублях, а сырье закупаем во многих случаях за валюту. Соответственно, рублевая стоимость нашей продукции растет, что тоже, так или иначе, снижает маржинальность компаний. И не улучшает показатели.
- Есть ли какие-то сегменты отрасли, которые на этом фоне растут?
- Я бы так не сказал, у всех ситуация примерно одна и та же. Есть внутренние процессы, которые носят положительный характер. Например, из-за того, что многие ритейлеры не могут сейчас закупать продукцию импортных производителей, некоторые переходят на схемы с внутренним финансированием. Грубо говоря, когда ритейлеру остро нужен какой-то продукт, он вместо банка кредитует производителя, с которым работает. Но поскольку это никак не поощряется государством, пока это единичные случаи. Такое возможно при взаимном доверии, многолетнем сотрудничестве.
Еще одна тенденция – в ряде сегментов фирмы меняют внутренний ассортимент готовой продукции, которая поставляется в торговые сети. Это связано с тем, что совсем дешевую импортную продукцию завозить все еще относительно выгодно, очень дорогую – тоже, поскольку потребление в премиум-сегменте практически не меняется. А вот то, что называется средним ценовым сегментом, как раз стали завозить меньше и заказывают тем фирмам в России, которые способны выпускать эту продукцию на том же уровне. Раньше политика сетей состояла в том, чтобы российских производителей держать на низкой марже, на массовом продукте и не заказывать им продукцию с высокой прибавочной стоимостью. Сейчас ситуация меняется, и это несколько улучшает положение производителей некоторых групп товаров.
Но все равно основной фактор, определяющий состояние отрасли, – это финансы, невозможность кредитоваться на выгодных условиях.
- Как в этих условиях ведет себя отраслевое сообщество, Союзлепром?
- Отраслевое сообщество, на мой взгляд, продолжает консолидироваться. Это касается и Союзлегпрома. Каждую неделю мы принимаем по нескольку новых членов, постоянно ведем переговоры на эту тему.
Сейчас все сложнее выживать поодиночке, необходимо разрабатывать некие совместные программы, в том числе – внутриотраслевые, которые не всегда зависят от государства. Просто надо по ряду моментов сотрудничать, консолидироваться, кооперироваться. И это все больше становится понятно производителям. Как это часто бывает в кризис – когда холодно, люди стараются собраться у одного очага.
Что касается Союзлегпрома, мы не занимаемся декларациями, а предпринимаем те шаги (как организационные, так и связанные со взаимодействием с государством), которые находятся в контексте сегодняшнего законодательства, экономической ситуации и экономической политики страны. Можно до бесконечности просить деньги. Но сегодня имеет смысл рассматривать только те возможности, которые предусмотрены законодательством. Именно такого рода ходы мы и стараемся предлагать. Надо сказать, что некоторые из них уже привлекают внимание правительства. Мы начинаем с нашим профильным министерством (Минпромторгом), с другими коллегами эти вопросы обсуждать. И есть надежда, что постепенно они начнут действовать. Помимо мер прямой поддержки есть меры косвенные, регулирующие, которые нужно принимать совместно, совместно им следовать.
В частности, сегодня абсолютно понятно, что при существующей рентабельности в отрасли и при существующих нормативах Центробанка предприятия отрасли не имеют никакой возможности кредитоваться, а соответственно, развиваться. Даже самые рентабельные и обеспеченные заказами. Поэтому мы предлагаем выбрать банк, который был бы наделен полномочиями на какую-то определенную сумму кредитовать предприятия отрасли по определенным правилам. Но условия кредитования, а также требования к заемщику должны быть изменены в сторону снижения. Этот шаг диктует сегодняшнее реальное положение дел.
Если все кредиты отрасли будут сосредоточены в одном банке, будет проще оценивать показатели фирм – участников программы, а также полученный результат.
Это один из примеров. Другие примеры – это современные методы борьбы с контрабандой и контрафактом, вопросы стандартизации, создание информационной базы отрасли. Сегодня такая идея существует у Минпромторга. Но министерство по определению не может этим заниматься. Это прерогатива профессионального сообщества. Пусть на конкурсной основе будет выбрана ассоциация, которая представляет наибольшее количество предприятий отрасли, чтобы никакой вкусовщины тут не было. Многое мы можем делать и на своем уровне, нам нужна только моральная поддержка государства. Тогда и само сообщество будет более консолидированным.
- Если переходить к «Российской неделе текстильной и легкой промышленности», которую Союзлегпромнамерен ежегодно проводить на Красной Пресне (по крайней мере, такое соглашение подписано с «Экспоцентром»), что планируется в рамках мероприятия?
- Здесь идея была простая. Вот как раз сейчас я еду с совещания в Торгово-промышленной палате РФ по выставочной и конгрессной деятельности. Там поднимался вопрос о том, что сейчас, к великому сожалению, на этом рынке большое количество мелких и средних выставок. Из-за этого мероприятия перестают быть профессиональными, снижается эффект от участия в них (при этом затраты на участие весьма велики).
Никому не наступая на ноги, мы попытались поговорить с коллегами и объединить в одно время на одной площадке несколько профильных выставок.В том числе CPM , CJF. Поскольку CPM организует немецкий оператор, пока мы договорились только о том, что они проведут выставку в то же самое время и на той же площадке. Решения по поводу участия в нашей конгрессной части они еще не приняли. Но, думаю, мы с ними договоримся, потому что это взаимовыгодно. Мы их не торопим, но надеемся на разумный подход.
Впервые «Российская неделя текстильной и легкой промышленности» пройдет в феврале 2016 года, и будет состоять из четырех составляющих:специализированных выставок «Инлегмаш» и «CJF-Детская мода», хорошо известных и прекрасно зарекомендовавших себя в профессиональном сообществе (организатор – «Экспоцентр»), новой отраслевой выставки «Интерткань» (организаторы – «Легпроммедиа» и «Союзлегпром»).
Одновременно на той же площадке состоится 26-я международная выставка мужской, женской и детской одежды, белья, свадебной моды и аксессуаров «CPM. Премьера моды («Мессе Дюссельдорф Москва»).
Надеемся, что постепенно начнут подтягиваться и другие наши коллеги.
Главная наша задача – создать авторитетный конгрессно-выставочный форум, объединяющий ведущих игроков российского рынка текстильной и легкой промышленности, соответствующий требованиям международных стандартов проведения подобных мероприятий.
И как вершина этой идеи - «Легпромфорум» (организаторы – «Экспоцентр» и «Союзлегпром»), который будет проводиться в третий раз. Но мы хотим сделать его не только площадкой, на которой будут обсуждаться вопросы политико-экономического плана. Еще одна задача – объединение, консолидация отрасли, реальное обсуждение возможностей, профессиональные дискуссии. То есть один день будет посвящен технологическим профессиональным вопросам. Планируем представить на форуме несколько регионов, где традиционно хорошо развита легкая промышленность, дать слово руководителям этих регионов.
Мы хотим, чтобы на форуме обсуждались проблемы стратегического и концептуального характера, чтобы он стал главной площадкой дискуссий специалистов отрасли.
Еще раз повторюсь: трудные времена – это повод для объединения.
Швейное оборудование TYPICAL уже давно заслужило свой авторитет благодаря высокому уровню качества, надёжности и сервиса. Компания TYPICAL, очень хорошо известная российским швейникам, начала активное продвижение на мировом рынке швейной промышленности своей новой марки серии премиум – VETRON. Это совершенно новый подход к разработке промышленных швейных машин, не имеющий аналогов в мире.
Читать далее »
Вот уже более 70 лет компания Karl Mayer занимается разработкой и производством оборудования для специальных областей текстильной и легкой промышленности. За это время она зарекомендовала себя надежным партнером и качественным производителем не только на всем постсоветском пространстве, но и в мировом масштабе.
Читать далее »
Сегодня очень актуален вопрос о необходимости импортозамещения в легкой промышленности. Но в России есть предприятия, для которых импортозамещение – не новое веяние, а каждодневная работа. Продукции московского завода «Термопол» вот уже более 10 лет доверяют не только производители одежды и домашнего текстиля, но и строители, и силовые структуры. Об этом успешном предприятии мы уже неоднократно писали в предыдущих номерах нашего журнала.
Читать далее »