Этот материал вышел в № 02 за 2016 год
Пролистать PDF

- Олег Егорович, как вы оцениваете ситуацию в стране с точки зрения производителя изделий медицинского назначения?

- Ситуация неоднозначная. С одной стороны – общий спад в экономике со всеми вытекающими (резкое падение курса рубля, снижение покупательной способности потребителей, неплатежи и банкротства клиентов и т.д.). С другой стороны - этот кризис не похож на все предыдущие (опыт преодоления которых мы за 20 лет приобрели). В его основе - не Крым и не санкции, а более серьезные недоработки. Все "тучные" годы власть только говорила о структурных реформах в экономике, а когда "прижало" стала в спешке пытаться развивать производство. А экономика большой страны не терпит суеты, и результаты достигаются годами, если, конечно, речь не пойдет о "переходе на военные рельсы".

- Идет ли процесс импортозамещения?

- Импортозамещение - миф. Этот процесс только на первый взгляд прост.

Чтобы заменить товар на полке, нужно переписать большое количество

законодательных и подзаконных актов. Коллегам в фармотрасли написали постановление "третий лишний" (если в тендере представлены хотя бы 2 отечественных препарата, иностранный к участию не допускается). Идея хорошая, но, как результат, наши препараты часто вообще не принимаются на тендеры, выигрывают иностранцы и по более высоким ценам. Дьявол в деталях. Никто не подумал о системе подтверждения страны происхождения препаратов, а у иностранцев она есть.

Помните, профессор Преображенский в «Собачьем сердце» говорил: «разруха - в головах»? Вот так и импортозамещение пока существует только в головах у чиновников.  Сначала нужно создать условия для развития собственного производства, а потом трубить об импортозамещении. Профессиональное сообщество до сих пор не слышат, законы принимают без общественного обсуждения (или проводят его формально).

О необходимости саморегулирования в отрасли говорят уже не первое десятилетие, но оно невозможно без передачи части полномочий от федеральных ведомств. А с этим большие проблемы, поскольку полномочия – это бюджет, а по доброй воле в нашей стране с доступом к бюджету никто не расстается. Вот и пляшет под нескладную чиновничью дудку бывшая медицинская промышленность великой страны. Важный нюанс: в СССР было профильное министерство, которое занималось всей медицинской промышленностью. А теперь эту сферу регулируют Минпром и Минздрав. Одни не смыслят в особенностях медицинского производства, другие в производстве как таковом. Вот и пишут-согласовывают годами законы, касающиеся медпрома, а когда они выходят, хочется плакать. Где ты, Медпром? Вернись!!!

- Но вы-то все равно работаете! И импортозамещением занимаетесь.

- Конечно. И нам это отчасти удается. И производство мы увеличиваем, когда уходят «буржуи», но только благодаря тому, что мы изначально создавали производство таким. А то импортозамещение, о котором говорят чиновники, вообще непонятно на чем должно быть основано. Почувствуйте разницу.

- Легпром испытывал серьезные проблемы и в 2014 году. В чем особенности нынешней ситуации?

- Даже не знаю с чего начать. Цены на сертификационные испытания выросли до таких размеров, что впору обращаться в прокуратуру.

Закона о медицинских изделиях как не было, так и нет. Технические

регламенты на компрессионный трикотаж, даже уже за 2012 год, устарели и

годятся только для музеев. Процедура регистрации новых изделий и

внесения изменений в существующую документацию, вопреки многолетним обещаниям, короче и доступнее не становится. По-прежнему это минимум год, и полная зависимость от мнения эксперта, которого ты в глаза не видел и компетентность которого ничем не подтверждена. Результат - сверхусилия и сверхзатраты на создание и вывод на рынок новых изделий. А вы говорите про импортозамещение.

Новые проблемы - хорошо забытые старые: как удержать цены при 100% импортного сырья, как выжить, не повышая цены при поставках с отсрочкой платежа в 120 и более дней, за которые курс валют вырастает на 50-100%, и не хватает денег на восстановление производства, где взять резервы для повышения зарплат при резком снижении доходности предприятия, как

найти средства на расширение и обновление технологического парка и т.д.

- В работе с торговлей тоже есть трудности?

- Торговля - отдельная песня. Попытаюсь быть корректным. Владельцы аптечных сетей, зажатые необходимостью продажи по фиксированным ценам лекарств из перечня жизненно важных и необходимых, всю свою жадность направляют на поставщиков других препаратов и, конечно, медизделий. Требуя от поставщиков таких цен, чтобы они могли сделать наценку не менее 100% и получить доступную (по их мнению) цену на полке. Представляете? Мы о такой рентабельности даже не мечтали никогда. При этом на нас еще выплаты за маркетинг и пр. и пр. и пр. И никаких вариантов.

Хочешь - поставляй, не хочешь - свободен. Иностранные коллеги говорят о куда более справедливом распределении прибыли между торговлей и производством.

Конечно, еще пока силен миф о том, что импортный продукт заведомо лучше отечественного. Но это от нашего невежества и нежелания хоть немного интересоваться документами, а не слепо доверять заморским "маркетологам".

Наши ТУ производства медизделий во многом строже иностранных. К тому же откровенные дыры в нашем законодательстве позволяют зарубежным поставщикам тащить в страну всякую дрянь, писать на этикетках «медицинское изделие» и продавать, не беспокоясь о последствиях, еще и имея существенные льготы по налогам. Вот и ведем мы (отечественные производители) на отечественных же полках неравный бой с заморскими жуликами.

- Что же нужно сделать для поддержки производителей?

- Здесь есть аспекты, которые зависят от власти, а есть то, что зависит от производителя и потребителя. На мой взгляд, власти необходимо помогать реальному сектору, производству, науке, а не "жирным котам". Эта помощь должна быть реальной и доступной. В прошлые годы, как говорят в Счетной палате, деньги, выделенные на поддержку малого и среднего бизнеса, не использовались и оставались на депозитах "своих" банков. Которые и зарабатывали, пока производители обивали чиновничьи пороги.  Нужна настоящая ответственность чиновников, а не выговоры. Скажу банальность - нужна реальная реформа правоохранительной и судебной системы. Необходимо отменить "неофициальные планы" проверяющих органов по сбору штрафов. Уже набили оскомину высказывания различных инспекторов из серии: "плох тот инспектор, который не может найти нарушений на миллион" или "придумайте сами, за что вы заплатите миллион, или мы найдем нарушений на два". Банки, которые получают господдержку, нужно обязать снижать ставки и выдавать кредиты МСБ, вплоть до квотирования.

Отдельная строка - налоги. Государству можно было бы значительно снизить уровень финансовой поддержки бизнеса, если вычитать из налогооблагаемой базы суммы потраченные на кап. строительство, оборудование и разработку или трансфер технологий и новых изделий. НЕ СЛЫШАТ!

Производителям необходимо не пасовать перед трудностями и не бояться

озвучивать свою позицию. Нам нужно объединяться, писать, выступать и главное - рисковать и вкладывать в развитие производств, занимать освобождающиеся ниши после ухода с полок резко подорожавших импортных товаров. Делом доказывать власти, что мы можем, и что с нами надо считаться.

А потребителям хочу сказать: пока вы не начнете интересоваться

подробностями производства, не перестанете слепо доверять "ящику", пока не начнете думать, прежде чем достать кошелек, так и будете переплачивать за красивый буржуйский фантик с содержимым сомнительного качества. И конечно, не обойтись без простого доверия покупателей, которое мы стараемся завоевать и удержать качеством продукции и просветительской работой.

Перспективы для отечественных производителей медизделий я вижу только

при готовности рисковать в кризис, занимать место убегающих иностранных товаров. Мудрые слова - дорогу осилит идущий.

- А в краткосрочной перспективе – что необходимо изменить?

- В первую очередь нужно срочно пересмотреть систему госзакупок с точки зрения доступа отечественных товаров и исполнения заказчиками своих обязательств (сейчас мы по полгода ждем своих денег), отменить сборные лоты при поставках медицинской продукции, срочно принять закон об обороте медизделий и современные стандарты качества. Установить критерии реальной ответственности чиновников за принимаемые решения или их затягивание. Пересмотреть налоговое законодательство и вернуть в него инвестиционную составляющую.

- При всех этих проблемах Ваша компания уже много лет работает на рынке и не собирается его покидать. В чем секрет успеха?

- Про нашу компанию могу рассказывать много, все-таки более 20 лет на

рынке. Но главное - мы компания развития. Мы очень внимательно следим

за тенденциями и новинками рынка. Берем все лучшее, творчески дорабатываем и создаем качественный и доступный продукт. Мы сотрудничаем со многими ведущими медицинскими центрами, постоянно проводим мониторинг среди покупателей. Это залог успеха. Мы ежегодно расширяем и пополняем парк оборудования. Конечно, медицинская специфика накладывает ряд ограничений, но всегда есть возможность

улучшить потребительские свойства изделия, повысить лечебный эффект.

Я уже говорил, эту работу сильно тормозит чересчур длинная процедура

регистрации в Росздравнадзоре. Тем не менее, мы стараемся каждый год

выпускать минимум одно новое изделие на рынок, иногда получается

выпустить целую товарную линейку, так было с изделиями группы "Fleur",

это очень красивый элегантный женский трикотаж (гольфы, чулки, колготы),

внешне неотличимый от обычного декоративного, но со всеми необходимыми лечебными свойствами. Покупатели очень высоко оценили

продукт и уже более 5 лет продажи этой линейки растут хорошими темпами.

Есть и серьезная проблема. Ни один из видов сырья для нашего предприятия не производится в РФ. У нас не растет хлопок, нет латекса, качественных полиэфиров и полиамидов нужных артикулов. Это глобальная проблема нашего государства, нам, малому бизнесу ее не решить.

Контроль сырья нам пока недоступен в силу его большой стоимости, вынуждены доверять европейским сертификатам. А вот контроль готовой продукции у нас поставлен на высоком уровне, сертифицирована система менеджмента качества по ИСО. Мы еще в 2007 году приобрели швейцарский контрольно-измерительный компьютерный комплекс, позволяющий до мельчайших деталей изучить готовое изделие и при необходимости определить, на каком технологическом участке был сбой. Мы внедрили

сквозную систему фиксации технологических операций, и по стикеру изделия можем определить, из какой партии сырья, в какую смену и кто

конкретно произвел изделие. Так что за свое качество мы отвечаем.

Да, мы давно на рынке, да, не собираемся уходить. Но наш успех весьма скромен, и мы могли бы развиваться и приносить своим потребителям и стране гораздо больше пользы. Мы не бизнес развиваем, а боремся за выживание в родной стране. Половина времени и усилий уходит на эту бессмысленную возню.

А успех, если его таковым считать, обусловлен только нашим желанием достигать целей, несмотря ни на что, умением рисковать, и коллективом единомышленников, готовых к решению разнообразных задач. Позитива действительно немного. Но мы не унываем и верим в свои силы, в наших потребителей, лояльность которых мы уже сумели завоевать. И, конечно, надеемся, что хотя бы сложившаяся ситуация в стране заставит власть взяться за реальную работу и повернуться лицом к людям.

 

Также в номере:

Бережливая стратегия раскроя от Lectra

Компания Lectra работает на рынке уже 35 лет и поставляет раскройное оборудование, которое помогает пользователям осуществить солидную экономию материалов и сократить производственные издержки благодаря высочайшим производительности и качеству. В данной статье компания освещает свой удачный опыт сотрудничества с компанией  - изготовителем белья WACOAL INTERNATIONAL, а именно – применения принципа «бережливого» раскройного цеха.
Читать далее »

Фейерверк новинок компании Dilo Group на выставке ИТМА-2015

В период с 12 по 19 ноября 2015 г. в Милане около 1600 компаний, производящих оборудование для всех звеньев технологических цепочек изготовления текстильных материалов, продемонстрировали свои новейшие достижения. В центре внимания оказались машины и поточные линии для производства нетканых и других текстильных полотен технического назначения. Компания Dilo Group продемонстрировала свои новейшие достижения на примере двух действующих поточных линий, размещенных на стенде площадью более 1200 м2.
Читать далее »

Российской перевязке не хватает рекламы

В прошлом номере мы рассказывали о «круглом столе» по госзакупкам, который прошел в Иванове в конце ноября. Разговор шел о том, что российские производители (и в частности, производители медицинского текстиля) должны иметь приоритет при формировании госзаказов. Что изменилось с того момента? 
Читать далее »