Изменился мир. Нефть стала «хлебом промышленности». Меняется представление о текстиле, текстильных материалах. Материаловедение стало иным. Речь идёт даже не о текстильных материалах, а материалах, в том числе и для текстильных и швейных производств, большинство из которых давно создаются без применения методов ткачества. Технологии добычи и переработки невозобновляемых и возобновляемых ресурсов свидетельствуют о новых промышленных возможностях, свойствах, надежности и долговечности материалов нового типа: полимерных, композитных, технических (карбон, углепластик, графен, нанотрубки, аэрогели, метаматериалы, мембраны и прочие делают революцию в представлениях о свойствах материи, приводят к изменению структуры потребления технического текстиля в строительстве, сельском хозяйстве, медицине, дорожном строительстве, авто-, авиа-, космо-, судостроении и пр.).
Итак, углеводородное сырьё – это технический текстиль. С данной позиции предлагаем рассматривать безграничные возможности РФ в промышленной политике ближайших десятилетий.
Актуализируем тему глубокой переработки углеводородного сырья с точки зрения потребностей текстильной и лёгкой промышленности, но не ограничиваемся одной отраслью. Напротив, на протяжении всей своей истории разработчик и производитель нетканых материалов «Термопол» призывает шире применять достижения технического текстиля, соединять интересы отраслей, сочетать материалы для получения новых изделий, активнее экспериментировать с внедрениями в секторах промышленности.
Сырьевые угрозы
Главной сырьевой угрозой в нашем сегменте можно считать то, что, имея основную сырьевую составляющую, мы, фактически, остались без сырья, без товарной цепочки, без ориентации на продукцию конечного передела. При сохранении нынешнего подхода и при росте потребностей на материалы и технологии, сохраниться следующая зависимость: чем больше у нас будет сырья, тем меньше у нас будет сырья.
С учётом мировой экономической динамики и исторического анализа стоимость углеводородного сырья будет расти, данная тенденция обусловлена процессами потребления, производства и разработок, несмотря на возрастающую актуальность альтернативных источников энергии. В настоящее время углеводородное сырье (без учёта битумов, мазута, пластиков прочих продуктов добычи и переработки) используется преимущественно как: источники энергии (электро- и тепловая, в т. ч. котельное топливо); «источники движения» (автомобильное и авиационное топливо). Они невозобновляемы и влекут за собой: 1) прямой расход сырьевого ресурса; 2) размен ресурса «на тепло» и «на движение».
В этом смысле – именно в контексте «сырьевых угроз» - существенно актуализируется задача сохранения энергии. Как мы понимаем, глубокая переработка углеводородного сырья, например, в разнообразные виды полиэфирных и иных волокон и создание из них конструкций высокоэффективной термической изоляции (по аналогии с разработками Холлофайбер® СОФТ, Холлофайбер® СТРОЙ, композиционные материалы на основе нетканых полотен Холлофайбер® и т. п.), способна существенно изменить представления о среде обитания человека, мира комфорта и тепла, а также о свойствах материалов, их получении, долговечности, пользе для глобальных природно-климатических и ресурсно-сырьевых балансных процессов.
Наиболее понятные из них на данный момент с учетом уровня развития и потребительского сознания – это технологии технического текстиля. По уровню осмысления его производства и применения из всех промышленностей ближе всего – именно легпром. Вот почему именно с позиций легпрома поднимается данная глобальная тема. Но это, повторимся, не только задача легпрома.
Мировые тенденции 2050
В связи с тем, что основной целью переработки нефти является производство нефтепродуктов, прежде всего различных видов топлива и сырья для последующей химической переработки, основной тенденцией, связанной со «следующим шагом» промышленности, можно считать отказ от двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Она определяется как проект 2050. Суть её состоит в том, что ряд стран заявил об отказе применять в ДВС «ископаемое топливо». Китайские тесты электрокаров сегодня проводятся в Якутии и Магаданской области.
Очевидно, что мы заинтересованы в увеличении поставок сырья, чтобы обеспечить приток в бюджет. Такой подход делает нас заложниками системно формирующейся и быстро развивающейся инфраструктуры, в которой без учёта обмена технологиями глубокой переработки углеводородного сырья, нам будет отводиться лишь роль «управляемого продавцом покупателя».
При этом эксперты сходятся во мнении, что технический текстиль будет тотально занимать рынок.
Свободные ниши
«Термопол» призывает рассматривать данный промышленный блок в широкой отраслевой взаимосвязи, не ограничивать восприятие только несколькими популярными специализированными рынками, которые оказались реализованными только потому, что предшественники смело и широко взглянули на технологию переработки углеводородного сырья, его многочисленных производных. Например, на волокна, из которых сегодня создаются тысячи наименований продукции Холлофайбер®, десятки тысяч разновидностей изделий, в сотнях миллионов экземпляров продукции народного хозяйства.
«Термопол» внёс в Минпромторг и Союзлегпром инициативы по формированию, открытию и развитию рынков технического текстиля, с новыми применениями продукции технического текстиля, отмечая потребность в полиэфирном волокне, в волокнах других типов. Объемы производства технического текстиля в РФ растут, но они ничтожно малы с учётом имеющихся и перспективных потребностей. В «эпоху перепроизводства» технический текстиль открыл возможности продуцирования пищевых продуктов, синтезирования питательных элементов из углеводородов.
Разноплановый технический текстиль, который сегодня становится неотъемлемой составляющей в цепочках продукции, сделав «мировой круг», возвращается на наш рынок в виде готовых изделий и технологий, за которые мы вынуждены переплачивать. Технический текстиль и высокие технологи способны открыть для отечественной промышленности более широкие возможности.
Футуристические ниши будут априори продолжать привлекать наибольшее внимание к продуктам технического текстиля: урбанистика, дизайн среды, fashion, кич-проекты, материалы-экраны, защитные экранирующие свойства, безэховые камеры, изоляция электромагнитного смога и пр.
Продукция технического текстиля будет всё больше вступать в пакетные решения с продукцией других химических производств (например, растворов, пластмасс, композитов, полимеров и пр.). Такие решения выходят далеко за границы легпрома.
Вопрос напрямую стыкуется с проблематикой переработки полимеров, вторсырья, что мы определили не просто как рециклинг, а полирециклинг.
Активное внедрение проектов высокоэффективной «глубинной переработки» углеводородного сырья способно вызвать кумулятивный эффект, спровоцировать давно ожидаемую обществом «цепную промышленную реакцию» - процесс, в который может быть вовлечено фактически всё профессиональное население страны.
Современный глобальный сырьевой продукт не может быть рожден в одной отрасли. Сложный продукт обязан находиться на стыке технологий, на пересечении запросов отраслей! Мировая экономика – это модель промышленного конструктора со специализированным распределением производства деталей.
Выгодно всем
Тема глубинной переработки углеводородного сырья и, в частности, для нужд технического текстиля, является комфортной для всех других отраслей и подотраслей, не вступая в противоречие, а, напротив, развивая и стимулируя дальнейшее их развитие. Определим выгодную возможность для промышленности - «ресурсное сочетание». Это безграничные возможности материаловедческого комбинирования и дальнейшего поиска и внедрения инноваций. Довольно короткий период развития технологии и идеологии нетканых материалов существенно повлиял на сегодняшние производственные методики в самых разных сферах: от производства сырьевых составов – до изготовления бытового или промышленного изделия (одежда, обувь, декор, интерьер, здания, игрушки, фильтры… - пожалуй, нет отрасли промышленности, где сегодня не применялись бы нетканые технологии).
Мы научились: добывать сырьё; экспортировать и умело зарабатывать на этом; создавать продукцию… Нам осталось научиться перерабатывать углеводороды в промежуточное сырьё для развития технического текстиля. На данный момент инновации уже мало: требуется форсирование. Сегодня складывается благоприятная среда для «следующего шага».
Без ткани: настоящее будущее
За многие годы, досконально изучив тематику международного и отечественного технического текстиля, зная тенденции в области мировой сырьевой идеологии и развития химической промышленности, анализируя перспективы и потребности рынка, эксперты проекта «Термопол» на протяжении нескольких последних лет призывали участников рынка существенно расширить внедрение технического текстиля (и в частности, нетканых материалов Холлофайбер®) в различные отрасли промышленности, самые разнообразные изделия и системы.
Имея сырьё для самого различного технического текстиля, РФ применяет в основном то, что уже доказало состоятельность за несколько быстро минувших десятилетий, с опаской воспринимая новое и неведомое. Одна из причин – рутина в осмыслении и переработке научных и исследовательских данных, успешного промышленного опыта, зарубежных прорывных идей, недостаточное внимание к наиболее успешным и перспективным внедрениям, в том числе, и уже давно состоявшимся на «термополовских» полигонах.
«Ископаемый текстиль» Родины дает нам все основания для следующего шага промышленности, с учётом сырьевых угроз, мировых тенденций 2050 и безграничных свободных ниш!
Материал подготовлен сотрудниками ООО"Термопол"
Большой путь начинается с первых шагов, и они зачастую определяют все дальнейшее движение. Компанию «ОктоПринт Сервис» буквально с первых дней основания отличает по-настоящему профессиональный, продуманный подход к решению задач.
Читать далее »
АО «СТЕКЛОНиТ» - это предприятие с полувековой историей, огромным опытом и солидной репутацией. Его продукция известна не только в России, но и за рубежом. Предлагаем вниманию читателей интервью с генеральным директором компании АО «СТЕКЛОНиТ», входящей в Группу компаний «РУСКОМПОЗИТ», Талгатом Фаткуллиным.
Читать далее »
Почти тридцать лет КОМТЕНС работает в области автоматизации легкой и трикотажной промышленности. Программные продукты COMTENSE находят успешное применение при проектировании повседневной и дизайнерской одежды, белья, изделий из ткани и трикотажа, специальной и форменной одежды, аксессуаров, сумок, мягкой мебели и чехлов для мебели, автомобильных сидений и многого другого.
Читать далее »