В конце ноября в Санкт-Петербурге при поддержке Минпромторга в четвертый раз прошел международный форум моды. Впервые из-за существующих ограничений мероприятие проводилось в двух форматах – онлайн и офлайн на площадке музея современного искусства ЭРАРТА. Ключевая тема - «Будущее моды».
За два дня на форуме прошло более 30 сессий и мастер-классов от ведущих российских и зарубежных аналитиков, дизайнеров, байеров, фотографов, бизнес-тренеров, блогеров и других участников fashion-индустрии. Среди спикеров эксперты из США, Аргентины, Эстонии, Франции, Финляндии, Великобритании, Италии, Нидерландов, Турции.
Открывая мероприятие, статс-секретарь, зам.министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов подчеркнул: «Мы проводим этот форум, чтобы у представителей индустрии моды была возможность собраться на одной площадке и познакомиться с теми практиками, которые предлагают российские и международные эксперты. Одна из главных задач – помочь российским компаниям наладить производственные процессы, сформировать новые каналы продаж и остаться на рынке, несмотря на трудности, с которыми столкнулись бренды по всему миру».
Отмечая положительный настрой в отрасли зам. министра также поблагодарил всех, кто весной в критический момент, когда не хватало средств индивидуальной защиты, стал выпускать их на своих предприятиях (крупных, средних малых), в том числе, модные дома, которые предложили свой взгляд на маску, сделав ее модным аксессуаром.
«Вместе мы решили проблему дефицита масок, создали огромный запас, чтобы противостоять вирусу».
Статистика в отрасли также взывает к оптимизму.
«Несмотря на сложные условия, вызванные пандемией, легкая промышленность продемонстрировала рост. За 10 месяцев этого года объем товаров увеличился более чем на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидирующим направлением стало производство текстиля, оно выросло на 26,9%, составив 203,7 миллиардов рублей. Производство одежды также увеличилось на 14, 2% и составило 168,3 миллиардов рублей».
Вместе с тем ситуация с пандемией показала, что важно осваивать новые каналы продаж. Хотя офлайн - торговля не сдает своих позиций, актуальной остается электронная торговля.
Говоря о цифровизации как тенденции, которая начала менять индустрию моду, Виктор Евтухов отметил, что этот сектор сферы услуг в этом году основательно перешел в digital-формат. Помимо того, что все презентации и недели моды проходили в онлайн формате, на сайтах отдельных марок стали появляться виртуальные примерочные. Наши дизайнеры также заглядывают в будущее, работают над созданием виртуальной одежды. Появились полноценные 3D-коллекции и модели одежды с эффектом дополненной реальности.
Тема внедрения систем искусственного интеллекта в производство спортивной одежды прозвучала в выступлениях Татьяны Ивановой (Stayer) и Алексея Гребцова (Sporttex) на семинаре «Как outdoor технологии помогают выживать человечеству в 21 веке». Спикеры рассказали о применении «умных» тканей с внедренной электроникой и различными спецэффектами, отвечающими модным тенденциям, в то же время обладающими защитными функциями. Высокотехнологичные вещи, созданные для спортсменов и любителей активного отдыха и путешествий, давно используются в повседневной жизни.
Ярослав Глазунов еще во время учебы в Голландии увлекся винтажным текстилем. Вернувшись в Россию, стал развивать моно продукт в виде рубашек из советского текстиля разных лет (1950—1997г г.), продолжая изучать опыт советского производства потрясающих красивых тканей фабрик «Веры Слуцкой», «Красной Талки» и др.
По словам дизайнера, он просто переводит советский текстиль в базовые предметы одежды, которые выстраивают диалог между прошлым и настоящим, показывая, что у нас были замечательные профессионалы, которые выпускали уникальные предметы текстильного дизайна.
«Тот уровень и качество художественной мысли, которую проявляли художники Советского Союза на сегодняшний день можно встретить очень редко или вообще не встретить, - посетовал дизайнер, - потому что советская школа выпускала самобытных сильных художников, которые, так или иначе, повествовали о жизни в России через свои художественные работы, через цвета и т д. У нас и сейчас потрясающие, гениальные школы, проблема в том, что все хотят быть не русскими, а быть, как немцы, голландцы и итальянцы». То есть, проблема в определении своей идентичности.
Дизайнер Дмитрий Логинов поделился опытом, как пришел к идеальному для себя формату - дизайнерскому ателье, в котором работает последние 5 лет и чувствует себя «достаточно комфортно и счастливо». Его последний показ состоялся в 2015 году и проходил в виде иммерсивного шоу. По словам дизайнера, уже тогда было понятно, что подиумный показ как жанр должен измениться в принципе. Его место заняли презентации, перформансы и т д. Примерно в то же время Дмитрий Логинов открыл свой шоу-рум, постепенно превратившийся в ателье. Тогда же возник одноименный бренд, который он активно развивает. Кроме работы с индивидуальными клиентами, дизайнер создает униформу для различных компаний, костюмы для конкурсов и презентаций, оформляет спектакли и др.
Предприятие Инны Алдущенковой Everest Attitude (Paris Fashion Wholesale Agency,.Франция) получило развитие как раз во время коронавируса, который сподвиг ее на активные поступки. Точнее не ковид, а известный французский экономист, который на пороге пандемии (еще до закрытия европейских границ) дал оптимистичный прогноз, из которого следовало: кризис – это не кризис пандемии. «Пандемия окажется катализатором, и покажет то, что предыдущие кризисы не смогли, и что существует достаточно давно. Пандемия покажет несостоятельность самых больших социально экономических и политических систем. Это приведет к полному разрушению устоявшейся монополии и пересмотрит все глобальные принципы и законы бизнеса. И также это откроет больше возможностей для успешного малого и среднего бизнеса».
Такой прогноз Инну окрылил и подтолкнул к решительным действиям, когда во Франции (Европе) свою несостоятельность показали сначала страховая система (невыполнение контрактных обязательств), затем банковская (отказ в кредитовании), и она ощутила это на своем предприятии. В обоих случаях Инне помогло изучение законов, нахождение нужной информации и консультации специалистов (адвоката, экономиста и др.).
Она добилась пересмотра страховых контрактов с выгодой для себя, и стала первым предприятием, где банковская система пересмотрела свои правила кредитования.
По словам Инны, правильно расставленные приоритеты в экономике помогают очень сильно бизнесу, важно разрабатывать реалистичный план развития.
Это также касается и фешн бизнеса, развитие которого сегодня зависит от осознания перенасыщения рынка.
Из ее анализа следует, что практически все европейские марки это поняли, и показали прагматичный подход— коллекции лета 2021 года отличаются практичностью и комфортом. Стали актуальны шоу-румы, где можно показывать или заказывать одежду дистанционно. Хотя здесь есть свой минус – отсутствие реального контроля. Но время требует перемен, бренды и фешн мир должны адаптироваться.
Исследователь макро-трендов Виктория Диас (Аргентина) отметила хорошие возможности, которые открываются для молодых и небольших брендов. Первая—это тенденция к местному потреблению — новая общая философия. Сейчас больше закупается товаров местного производства, чтобы поддержать своих производителей и поставщиков. Это касается не только индустрии моды, но и производителей продуктов питания, и других отраслей. И конечно, у молодых брендов есть возможность контактировать с потребителем через соцсети, соцплатформы. Они более динамичны, могут ежедневно что-то быстро менять (улучшать) в силу малочисленности и отсутствия бюрократических процессов, свойственных крупным компаниям с большим штатом сотрудников.
Андрей Аболенкин рассказал о продвижение моды с помощью сериалов, которые сегодня становятся трансляторами трендов и «властителями дум». Это наиболее активное медиа средство, откуда люди получают информацию. Сериалы могут продавать вещи, могут показывать примеры разных эстетик.
В качестве иллюстрации эксперт моды привел популярный английский сериал «Корона», где также можно наблюдать консервативный стиль одежды главного героя (принца Чарльза), который сегодня стал актуальным. При этом очевидно, что такой стиль - не признак бедности, а признак аристократичного отношения к одежде, которая покупается раз и навсегда, и принц этим знаменит, как и вся его семья.
По мнению Андрея Аболенкина, в наших условиях, когда самоограничение стало вещью желательной, можно было бы запустить большой социальный тренд с помощью отечественного влиятельного сериала и показывать новое актуальное отношение к тому, для чего мы используем одежду. Сегодня в силу экологической ситуации в тренде винтажная одежда (в том числе, из маминого и бабушкиного гардероба), то есть, те, которые несут для нас новую ценность и значит останутся надолго в нашем гардеробе. Конечно, такого рода работу могли бы проводить наши сериалы, вот только над образом главного героя (героини) придется хорошо подумать.
В английском сериале влиятельной фигурой, передающей модные сигналы, оказался принц Чарльз. У него есть своя марка одежды, он производят собственную коллекцию, которая полностью ассоциируется с ним. Она изготовлена без всякой стилизации, в этом ее уникальность. «Этот тот случай, когда интересно читать и понимать об этих вещах, – заметил Андрей Аболенкин. - Как они сделаны, сколько усилий потрачено принцом на то, чтобы построить в графстве школу по возрождению традиционного ремесла. Какое отношение к одежде за этим всем стоит».
Однозначно, образ принца — хороший пример. Это как бы его лайфхак и не только для своей нации. В какой-то мере его транслятором стал и международный форум моды.
В целом, программа форума была очень насыщенной. В течение двух дней выступили более 40 спикером из 10 стран, состоялось два иммерсивных фешн-шоу. Кроме того, в двух залах музея можно было ознакомиться с экспозицией выставок, на которых свои модели представили 22 российских бренда, а также 3 авторских фото проекта.
Людмила Трофимова
На форуме "Спецодежда", который состоялся 20 ноября в Иваново, генеральный директор компании "Текстиль М" Катков Сергей Михайлович рассказал о проблемах, связанных с открытием швейной фабрики, и об их решении.
Читать далее »
2020 год был непростым для многих компаний, имеющих отношение к легкой промышленности. Однако, любой кризис – это не только потери, но и возможности. Именно с этой точки зрения подошел к жизни в условиях пандемии коронавируса руководитель компании SportTex Игорь Ким. За прошедшие месяцы компания заметно упрочила свое положение на рынке оборудования и даже оказалась в числе лидеров по ряду позиций. Об итогах года и планах – наш разговор.
Читать далее »
Отечественный рынок спецодежды и других средств индивидуальной защиты является динамичным, развивающимся. В последнее время особое значение приобрела защита работающих, особенно в сфере медицины, от воздействия коронавируса (COVID-19) при лечении заболевших этим вирусом (пандемия COVID-19 введена 11 марта 2020 г.). Представляет интерес производство рабочей, профессиональной одежды в условиях пандемии.
Читать далее »