Этот материал вышел в № 3 за 2023 год
Пролистать PDF

Россия давно и успешно сотрудничает с Узбекистаном в сегменте текстильной и легкой промышленности, став крупнейшим потребителем узбекского текстиля. Особенно много поставляется на российский рынок пряжи, трикотажного полотна и готовых изделий. Соотношение качества и цены, а также большой опыт и надежность поставок - это именно то, что больше всего ценят российские компании. Одним из таких надежных партнеров является предприятие ZELAL TEKSTIL, крупнейший производитель трикотажного полотна в Узбекистане. На страницах нашего журнала уже были публикации об этом передовом предприятии, но сегодня мы поговорим непосредственно с основателем компании Фиратом Денизом.

Уважаемый Фират, что из себя представляет предприятие на сегодняшний день? С чего вы начинали и как пришли к производству?

Я начал работать в текстильной сфере с 11 лет, тогда еще, можно сказать, был совсем ребенком, но, учась, я смог добиться успеха и уже в 19 лет занял должность руководителя, а на сегодняшний день более 30 лет руковожу несколькими текстильными компаниями.

В целях расширения деятельности я решил открыть производство в Узбекистане, и в 2016 году создал предприятие ZELAL TEKSTIL в Ташкенте, потому что увидел перспективы развития текстильной промышленности в Средней Азии. На сегодняшний день объём производства трикотажного полотна на фабрике составляет более 2 000 тонн в месяц.

Есть ли у фабрики филиалы?

Филиалы компании есть в таких российских городах как Москва, Иваново, Пятигорск и Новосибирск. Кроме этого действуют филиалы в Азербайджане (г. Баку) и Киргизии (г. Бишкек).

В начале 2022 года были открыты торговые дома в Польше и Италии, запущена фабрика по производству хлопчатобумажной трикотажной пряжи «Арвиз Зелал» в Таджикистане (г. Худжанд). Она расположена очень удачно, так как существует удобное сообщение с Ташкентом.

Чтобы достичь такого уровня и масштабов производства, трудно обойтись без господдержки. Вы пользовались такими программами?

Для создания ZELAL TEKSTIL и дальнейшего развития бизнеса мы не получали поддержки от государства, но не потому, что нам отказывали, а потому, что мы не просили.

Мы продолжали развиваться, но для закупки сырья все-таки решили воспользоваться программой Агентства по поддержке экспортёров в силу того, что условия по предоставлению предэкспортного кредита были очень выгодными, а именно - четырехпроцентная кредитная ставка. В марте 2023 года ZELAL TEKSTIL воспользовался тремя миллионами долларов именно по такой ставке и закупил пряжу по предоплате.

Какие полотна вы сейчас производите?

На данный момент ассортимент состоит из кулирки, футера (двух- и трехнитки), велюра, махры, рибаны, кашкорсе, пике, а также жакардных полотен.

А есть смесовые полотна?

Да, смесовые тоже есть, но мы делаем их по запросу клиентов. В основном в полотно мы добавляем не более 25 % полиэстера, естественно, делаем и полотна с добавлением эластана.

У вас высокотехнологичное современное производство. Какие технологии и оборудование вы применяете, что самое передовое?

Производство оснащено новым высокопроизводительным оборудованием известнейших мировых брендов – таких как TERROT, BRUCKNER MONFORTS, MAYER&CIE (Германия), ORIZIO, MCS (Италия), PAILUNG (Гонконг), SANTEX (Швейцария), STORK (Голландия), Leadsfon (Китай), Pilotelli, Ferraro, Reggiani (Италия). На сегодняшний день на фабрике установлены 210 вязальных машин, 8 печатных станков, в том числе машина для цифровой печати, которая позволяет нам производить на полотне печать очень высокого качества. Представьте, что вы печатаете фото, только не на бумаге, а на полотне.

Мы непрерывно увеличиваем свои производственные мощности и модернизируем производство в целом. Отделка, крашение и принтование полотен имеют важное значение для качества и товарного вида продукта, именно поэтому мы и уделяем большое внимание модернизации производства. Для этого посещаем все крупные выставки оборудования - например, летом собираемся на ITMA в Милан.

Чтобы поддерживать высокие стандарты качества, очень важен контроль на всех этапах производства. Как вы его осуществляете?

Во время принятия заказа мы обговариваем все нюансы и прописываем это в контракте. Как и любое производство, мы имеем право на 5 % отклонения в цвете, в ширине и в плотности полотна. Когда полотно связано, оно проходит первую проверку в отделе суровья на наличие изъянов и на соответствие требованиям заказчика, только после этого мы отправляем его на крашение. Что касается цвета, то клиент сам может предоставить образец или же выбрать по каталогу Pantone или из нашего каталога. После окрашивания полотно проходит контроль на соответствие заявленному цвету и только после получения согласования оно идет на дальнейшую обработку, а именно на стирку, где промывается от излишков красителя и отправляется на сушку. Дабы смягчить полотно и сделать его эластичным, во время сушки используем различные химикаты, безопасные для организма человека. По выходу полотна из сушильного отдела лаборатория контроля качества проверяет ширину, граммаж, цвет, производит тест на усадку полотна, устойчивость цвета к сухому и мокрому трению и любые другие тесты, которые запрашивает клиент при размещении заказа. Качество отвечает всем европейским стандартам, о чем свидетельствует полученный сертификат ОЕКО ТЕХ.

В основном ваши клиенты в России или вы все-таки больше работаете на внутренний рынок?

ZELAL TEKSTIL лидирует по экспорту трикотажного полотна, и большое количество экспорта идет в Россию. Кроме России - в Азербайджан, Киргизию, бывают заказы из Казахстана, поставляем полотно также в Армению, Польшу и Италию. Да и на внутреннем рынке тоже есть клиенты, но это всего 15 % от общего производства.

Если говорить о российском рынке, за последние годы объем продаж увеличился? Как изменились сами клиенты за последние годы, растут ли требования к качеству, дизайну?

Объем продаж в Россию увеличивается с каждым годом. Учитывая сложившиеся обстоятельства, продажи в 2022 в сравнении с 2021 годом выросли на 60 %, и объем заказов продолжает расти. Требования к качеству, конечно, тоже изменились, рынок стал опытнее, мало кто хочет терять доход из-за недостатков в вязании или печати. Ну и, естественно, немаловажен имидж, как для нас, так и для наших клиентов.

Работая под заказ, в какие сроки обычно укладываетесь? 

Как правило, срок изготовления полотна составляет 1 месяц, но это зависит от многих факторов, среди которых загрузка производства, а также сезонность. В нашем деле есть такое понятие, как сезонность полотна, то есть летом поступают заказы на теплые полотна, а зимой – наоборот, на тонкие. Вязальные машины, настроенные и запущенные на большой объем зимнесезонного полотна, трудно быстро остановить и настроить на летнее вне очереди, поэтому все это обсуждается при размещении заказа.

В основном заказчики предоставляют свои варианты принтов, над которыми потом работает наш отдел, где прорисовывают заново весь дизайн, учитывая все особенности печатных машин и типа печати.

Кроме этого у нас есть свой большой архив дизайнов, из которых клиент может сделать выбор, предоставив цвета на свой вкус, после чего к дизайну прорабатывается новый вариант с новыми цветами.

Минимальный заказ на полотно с печатью составляет 500 килограммов, так как печать меньшего количества приносит убыток и доставляет трудности. Дело в том, что для подготовки каждого цвета есть отдельно подготовленная бочка с определенным объемом, и если этот объем краски не использовать, то остатки просто выливаются, а это, сами понимаете, большой убыток.

Сейчас на узбекском и российском рынках cреди производителей трикотажного полотна довольно жесткая конкуренция. Как вам удается удерживать высокие позиции?

Не скажу, что это трудно, но и не легко, я не считаю других производителей своими конкурентами, так как уважительно отношусь к каждому из них. У нас есть сильные стороны, которые позволяют быть конкурентоспособными.

Мы используем новейшие технологии производства, которые позволяют сохранять высокий уровень качества продукции и снизить затраты на производство. Производим большое разнообразие продукции, чтобы удовлетворить потребности широкого круга клиентов. К тому же, контроль качества на всех этапах производства позволяет гарантировать соответствие наших полотен международным стандартам и требованиям клиентов.

И еще один важнейший фактор - работа с персоналом: мы обучаем сотрудников, содействуем их профессиональному развитию, создаем достойные условия работы, чтобы мотивировать на достижение высоких результатов.

Недавно у вас открылось швейное предприятие. На какие объемы выпуска оно рассчитано?

Да, все верно, в 2022 году мы запустили швейную фабрику, я давно думал об этом, и план запуска затянулся на несколько месяцев. В этом же году у меня родилась дочь, которую назвали Зилан, и сейчас её имя является моей маркой для изделий. Фабрика находится в Узбекистане в городе Навои, я решил и там создать достаточное количество рабочих мест, ведь в наше время очень важно не только зарабатывать деньги самим, но и помогать зарабатывать другим.

Производство готовой швейной продукции на данном этапе составляет 250 000-300 000 единиц в месяц для экспорта, конечно же, некоторую часть мы изготавливаем и для внутреннего рынка. Сейчас в основном это детское, женское и мужское трикотажное белье, футболки, одежда для дома, но в скором времени мы ожидаем и другие заказы, обязательно расскажу об этом в дальнейшем.

Есть ли в ваших планах создать производство в России?

Пока мы планируем возобновление производства в Иваново, на котором будет выпускаться исключительно смесовое полотно из хлопка и полиэстера. На первом этапе запуска будет создано около 100-150 рабочих мест с суточной производственной мощностью в 10 тонн, в последующем планируем увеличить штат до 200-300 человек с мощностью уже в 20 тонн готового полотна. Сейчас там ведутся строительные ремонтные работы. Планируется запуск от в течение полутора-двух лет.

       Я понимаю, что вы человек очень занятой. Находится ли у вас время на какое-то хобби в свободное время?

Моё хобби - это моя работа. Я очень люблю свою работу и постоянно стараюсь развиваться в этой сфере, постоянно учусь чему-то новому, иногда даже ввожу что-то новое сам, а потом передаю свои знания коллегам.

Могу сказать, как провожу выходные – я очень люблю пикники, свежий воздух и сам процесс приготовления шашлыков. Я даже купил себе участок на берегу Ташморя для проведения выходных с семьёй и друзьями. Помимо родных на отдыхе часто присутствуют мои сотрудники, потому что для меня они уже давно как семья.

Беседовала Ольга Яковенко

 

Также в номере:

«Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», как они делили товарный знак, и что делать их контрагентам

Успешный бизнес в большинстве случаев строится на партнерстве: с детства мы знаем, что один в поле не воин, что веник можно по прутику переломать, а «без друзей меня чуть-чуть…» Но партнерство - это не только бизнес, это еще и отношения людей, единые цели и ценности. С течением времени люди меняются: меняется отношение к бизнесу, к жизни, к поиску контрагентов, к новым инструментам развития. И, к сожалению, часто это приводит к распаду компании, не всегда мирному. И одними из самых ценных и самых сложных для разделения активов становятся средства индивидуализации (то, по чему потребители и контрагенты отличали этот бизнес на рынке среди конкурентов): фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или товарные знаки. 
Читать далее »

SportTex: не бросаем наших клиентов на произвол судьбы!

Безниточные технологии сегодня используют в той или иной степени практически все ведущие мировые производители самых различных текстильных изделий. Эти технологии уже далеко шагнули за рамки привычных применений и охватывают не только сегменты спорта, аутдор и спецодежды. Российская компания SportTex уже много лет специализируется на безниточных технологиях, в том числе сварке и герметизации швов, и накопила в этой области большой опыт. О новых возможностях и перстпективах, об оборудовании и тонкостях работы рассказал директор компании Игорь Ким.  
Читать далее »

iECHO SK2. Магнитная левитация и другие черты раскроя будущего.

Однослойные автоматические раскройные комплексы уже давно обосновались на швейных производствах. Относительная компактность и “всеядность” таких станков по душе тем производителям, у кого есть ограничения по площади, по монтажным проемам, и кому необходим раскрой сложных материалов.
Читать далее »