Этот материал вышел в № 3 за 2023 год
Пролистать PDF

В последний год Россия столкнулась с необходимостью найти новых поставщиков по целому спектру высокотехнологичной продукции (в том числе и в легпроме), а еще лучше – произвести все необходимое на своей территории. К решению задачи подключился бизнес. Фабрика Нетканых Материалов "Весь Мир" давно известна на рынке текстильной промышленности своими инновационными разработками. О том, как предприятие работает в новых условиях, мы поговорили с коммерческим директором компании Алёной Габерланд.

Алёна Георгиевна, мы с вами общались более года назад. Повлияла ли, на ваш взгляд, геополитическая ситуация на ассортимент выпускаемой вашим предприятием продукции? Какие направления стали более приоритетными?

Безусловно, повлияла. В первую очередь я хочу сказать, что мы, как отечественные производители, полностью ориентированы на государственную политику и стратегию. Поэтому, если мы и раньше старались разрабатывать высокотехнологичные материалы, которые могли бы не просто заменить, но и обогнать по параметрам мировые аналоги, то в настоящее время, в связи с последними событиями, это стало нашей приоритетной стратегией.

Мы переориентировались полностью, и весь интеллектуальный и производственный потенциал компании направили на разработки технологий и продуктов, которые российский промышленный комплекс потерял и из-за ухода западных партнеров и поставщиков. Мы видим очень большие и совершенно реальные перспективы инновационного развития как производства в целом, так и перспективы развития технологий в России в подобной стратегии развития.

В каких направлениях это наиболее востребовано, где замещение особенно необходимо?

Если мы говорим про утеплители и теплоизоляционные материалы для защитных костюмов и рынка СИЗ, то в этой сфере мы и раньше были лидерами в разработках на рынке. Кардинальные перемены коснулись многих других сегментов рынка. В частности, мы увидели огромную потребность в разработке технического текстиля для фильтрации, в высокотехнологичных фильтровальных полотнах, которые практически на 100 % были импортными. Мы усилили свои компетенции в этой области, а также в создании акустических шумозащитных материалов. Настоящий прорыв у нас произошел также в разработках строительных материалов для каркасно-тентового строительства, а один из новых инновационных продуктов сейчас находится в процессе патентования.

То есть, мы обратили пристальное внимание на те области развития технологий и материалов, где мы потихоньку развивались, но не считали их для себя приоритетными. Когда мы увидели, что к нам приходят партнеры и озвучивают общие потребности в новых материалах, мы поняли, что пришло время заняться этими продуктами вплотную, используя накопленные знания, опыт и компетенции. Например, мы разработали высокотехнологичные тепловозные фильтры высокого качества, которые начали поставлять РЖД. Когда-то это была исключительно импортная продукция, и мы даже не думали об этой нише.

Мы понимаем, что теперь должны инвестировать в развитие своих компетенций и возможностей своего производства именно в тех областях, где потребности в импортозамещении особенно острые. При этом для этого нужна совершенно другая база – и лабораторная, и техническая, и далеко не все у нас в России есть. Поэтому мы стараемся привлекать внимание государственных институтов, с которыми сотрудничаем, к проблемам, возникающим в связи с такой переориентацией. И, должна сказать, находим понимание и поддержку.

Как сейчас ощущаете отсроченный эффект от ухода иностранных компаний из России, в том числе ваших конкурентов?

Поскольку параллельный импорт работает, какие-то используемые в производстве материалы и продукты предприятия не хотели, да и просто не могли себе позволить потерять, они изыскивали аналоги и альтернативные способы поставки. Но я убеждена, что мы все-таки придем к тому, что многое из того, что ранее импортировалось, нужно делать самим, уходить от полной зависимости от импорта. Это не отменяет интеграцию экономики, но позволяет сделать бизнес менее зависимым от многих рисков. Да, параллельный импорт спасает, но не отменяет задачу. Поэтому мы движемся в эту сторону. Я не считаю, что это плохо, я считаю, что это открывает очень большие возможности для инновационного развития.

Удалось ли полностью преодолеть проблемы с закупками сырья, особенно редких видов?

Даже когда не было сегодняшней ситуации с поставками и логистикой, с поставщиками импортного сырья всегда возникали какие-то проблемы и всегда были и есть дополнительные риски. Поэтому российским производителям не привыкать работать в сложных условиях. На данный момент мы большинство этих проблем решили, нашли аналоги тех видов сырья, которое стало недоступным. Должна сказать, что, к сожалению, далеко не всегда аналоги имеют то же стабильное качество, что и высокотехнологичное сырье известных производителей. А часть сырья, которое мы используем, вообще уникальна. Сейчас аналоги появились, кстати говоря, и российские в том числе, хотя пока и не все. То есть и в этой области происходит, наконец-то, какое-то положительное движение. Но все равно закупка сырья остается процессом непростым, потому что логистика даже с дружественными странами мало того, что подорожала в разы, но и стала довольно сложной.

И сроки, конечно, ужасающие. Плохо не только то, что они длинные, руководство любого промышленного предприятия, как правило, хорошо планирует производственные закупки. В любой экономике, и социалистической, и капиталистической, хорошее планирование – это определяющая вещь. Сейчас в поставках сырья очень много непредсказуемых факторов, и все предусмотреть бывает зачастую невозможно. Но вот что мне нравится – интересный факт: сейчас все друг другу стараются помогать. Это как раз тот случай, когда сложные условия не разъединяют, а объединяют в достижении общих задач.

В 2022 году вы создали у себя Технический центр по разработке новой продукции. Расскажите, как он устроен? Как это сказывается на развитии ассортимента?

Я считаю, что создание Технического центра стало для нашего предприятия настоящим прорывом и подняло компанию на новую ступень развития.

Технический центр объединил несколько очень важных функций. Он вобрал в себя и отдел разработок, и отделы ОТК и СМК, лабораторный центр, отдел технологов, конструкторский отдел и отдел нормативной документации. На сегодняшний день у нас в разработке более 45 новых проектов. Наша цель – придти к тому, чтобы не менее 25 % продукции предприятия было полностью инновационной. Для нас определение «инновационная» значит, что ее никто на территории России или вообще никто в мире не производил. Мы считаем инновационной только ту продукцию, которая вошла в наш технологический производственный цикл не ранее трех лет назад.

Главное, у нас полностью изменился подход к разработке новых продуктов, он стал более системным: в компании появился технический комитет, который занимается коммерциализацией продукта – от заявки на разработку до его введения в производство. Умение коммерциализировать продукт - это то, что у российских производителей зачастую является проблемной стороной: мы хорошо изобретаем, но вот запустить продукт в производственный процесс, сохранив его уникальные параметры и стандарт качества, для нас непростая задача.

Она и в самом деле непростая. Мы очень многое на предприятии перестраиваем, чтобы ввести у себя процессы и регламенты, позволяющие обеспечить стандарт качества при внедрении нового продукта в производство, а также контролировать его на всех этапах до отгрузки клиентам.

Может быть, можно сказать о каких-то новинках, которые развиваете?

Недавно мы получили на международной выставке MosBuild награду за лучший экологичный продукт в сорбции.

У нас есть новые технологии в строительстве, в том числе каркасно-тентовом. Это новая отрасль строительства, которая дает возможность быстро возвести конструкцию без фундамента, причем сооружение может быть и теплым, и легким, и надежным, и огнеупорным, что очень важно.

Также мы представляем на российский рынок новые высокотехнологичные фильтры. В том числе для покрасочных камер. Это действительно по-настоящему высокотехнологичный продукт, уникальный для России. Его никто, кроме нас, в стране не производит. Требования к таким фильтрам очень высокие, и наш продукт им соответствует.

В целом, прежде чем что-либо разрабатывать, мы сейчас внимательно изучаем потребности рынка и, хотя мы частная компания, прислушиваемся к пожеланиям государства, которые эти потребности озвучивает. Мы смотрим на то, что происходит в разных отраслях, и, поскольку у нас хорошая коммуникация со многими крупными производителями, слышим их потребности и с удовольствием сотрудничаем.

Давайте остановимся на таком сегменте вашей продукции, как утеплители для одежды. Какие марки сегодня наиболее популярны и почему?

Наша ведущая торговая марка – Shelter®, мы поддерживаем и качество, и репутацию марки. Мы первыми в России развивали производство микроволоконных утеплителей. А в настоящее время их уже делает несколько компаний. Физику материалов никто не отменял, поэтому это все еще самые теплые синтетические продукты. В линейке есть место и для новых материалов, и для новых предложений. С этого рынка к нам постоянно идут запросы на разработку. Мы изучаем, что именно хотят клиенты, и стараемся удовлетворять эти пожелания. В России защита от холода – это вопрос жизни и смерти не только для рабочей одежды. У нас мамы с детьми гуляют в серьезный мороз, у нас люди и работают, и живут в холодном климате, иногда не просто в холодном, а в экстремально суровом. А наша задача – сделать так, чтобы одежда, которую люди носят, была и комфортна, и удобна, и защищала их от холода и непогоды. Этот бизнес уже в своей основе имеет очень важную социальную задачу. Он должен стать символом безопасности. Даже слово Shelter, название нашего бренда, переводится как «защитный слой, оболочка». Это своего рода символ защиты, что полностью стыкуется с идеологией бренда.

Сейчас все говорят о том, что в России бурно развивается швейное производство. Вы это ощущаете по своей работе? Есть ли рост заказов, что, в основном, требуется молодым производителям?

Послушайте, мы очень много поставляем в эту отрасль, мы - давний игрок с хорошей репутацией и прекрасным качеством. И я очень рада слышать, что швейная отрасль развивается, потому что статистика, которую нам недавно представили на одном из форумов, очень удручающая. Когда в стране, где 146 млн населения, производится всего 1 млн пальто и 4 млн платьев, остается сказать: слава Богу, что мы не голые! Больше 70 % того, что страна шьет, – это специальная и защитная одежда. Но мы же не только работаем, но и живем! И это означает, что огромный рынок с огромным потенциалом просто не охвачен возможностями отрасли. Хотелось бы, чтобы и обувщиков было больше, чтобы появились отечественные производители перчаток, потому что в нашем климате они нужны не только для защиты рук при производстве, но и в обычной жизни. Сейчас они на 95 % импортируются, а хотелось бы, чтобы этот продукт был локальным.

А в своей работе вы чувствуете рост заказов на утеплитель для одежды?

Мы растем все время, причем по всем направлениям. Поскольку в швейном мире мы производим продукты для премиального и среднеценового сегментов, то занимаем не более 8-9 % объема рынка, поэтому, безусловно, нам есть, куда расти. И огромное количество производителей "нетканки" растут так же, как мы.

Каковы сейчас тенденции в спецодежде, сегменте outdoor, городской одежде?

Мы вряд ли с вами в коротком интервью охватим все сегменты. У компании «Весь Мир» крупнейшее направление – это защитная одежда, и сейчас мы надеемся, что в стране не произойдет снижения требований к безопасности. Предприятия вынуждены экономить и зачастую снижать бюджеты, но, к счастью, в основном это не касается области защиты жизни и здоровья человека. На мой взгляд, экономия должна вести не к снижению качества спецодежды, а к его повышению, удлинению сроков носки. Но это то, за что мы боремся, а реальность может оказаться другой.

Какие новые разработки с компаниями-партнерами ведете?

По запросу партнеров мы разработали утеплитель, который выдерживает глажку, и представили его на рынок. Постоянно сотрудничаем с ведущим производителем экипировки в России, компанией БАСК, по созданию одежды для использования в арктических условиях. Есть совместные разработки с компанией Red Fox. Будучи членами российской ассоциации outdoor, РОГ, мы в партнерских, близких и дружеских отношениях со многими компаниями спортивного рынка и производителями экипировки.

По экипировке для Арктики испытания в данный момент проводят не туристы, а МЧС и Министерство Обороны РФ, и мы принимаем в этом участие. Нам интересно это направление, мы занимаемся этой работой, поскольку у государства стоит задача развития инфраструктуры арктического побережья.

Как идет работа по внедрению ГОСТов, которой занимается компания?

Мы входим в два технических комитета (№ 442 и № 320) и там, где наше экспертное участие возможно и нужно, мы, безусловно, подключаемся к работе.

Эта проблема актуальна и для новой технологии каркасно-тентового строительства. На рынке довольно много подделок, и если подобные сооружения не соответствуют требованиям стандартов, они создают прямую опасность для человека. Поэтому было бы замечательно, если бы здесь было больше контроля. Одно дело, если в каркасно-тентовом сооружении размещается склад, и другое дело, если мы откроем там теннисный корт с трибунами. В одном случае, если возникнет пожар, у вас сгорит продукция и оборудование, а в другом может погибнуть много людей. Но, мне кажется, там, и там должен быть очень серьезный подход к соблюдению требований безопасности. Это то, чем мы будем очень плотно заниматься в ближайшее время.

Над чем сейчас работаете? Поделитесь ближайшими планами.

Сейчас идет большое количество отраслевых выставок, в которых мы участвуем. Планы – выполнять наши бизнес-задачи и не подводить партнеров. Есть и задачи по модернизации, но это часть нашего постоянного плана развития производственных мощностей. Отмечу, что любую дополнительную технологию мы рассматриваем в свете возможностей развития нашего продуктового портфеля, который нам интересен, и он также проходит согласование через технический комитет, прежде чем придти на согласование к собственникам предприятия.


Беседовала Марина Москалева 

 

Также в номере:

Применение ИИ в производстве одежды

Мы продолжаем публиковать материалы, посвященные возможностям искусственного интеллекта применительно к легпрому. В данной статье мы предлагаем ознакомиться с исследованиями главного редактора издания ReHack Девина Партида для Technology Magazine, в которых он на практике описывает то, технологии искусственного интеллекта помогают в производстве одежды и позволяют удовлетворять спрос без превышения доступного предложения.  
Читать далее »

Будущее модного рынка России

В рамках ПМЭФ состоялась важная сессия «Наследие великих кутюрье - будущее модного рынка России» с участием директора департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Веры Хмыровой. Модератором мероприятия выступил Георгий Ростовщиков, основатель Fashion Hub и FHub Showroom, председатель  Международной ассоциации байеров.   
Читать далее »

ИНЛЕГМАШ-2023: НАМ УДАЛОСЬ!

Мы живем в интересное время: оно ускоряется, набирает обороты, создает, казалось бы, непредсказуемые обстоятельства, тем самым представляя нам возможность каждый раз делать выбор – остаться в прошлом и сожалеть о случившемся, бояться и терять возможности или сделать вдох, постараться оглядеться и дать себе шанс переписать часть своей истории. И выбор этот приходится делать не только на уровне себя, компании, общества, но и на уровне стран и всего мира, что повышает ответственность в миллионы раз. Насколько правильным оказался выбор, мы все узнаем, но намного позже.  
Читать далее »