Этот материал вышел в № 3 за 2023 год
Пролистать PDF

  

   Российская трикотажная промышленность сегодня развивается достаточно активно - отечественные компании и фирмы в разных регионах нашей страны производят широкий ассортимент современных трикотажных полотен и изделий. В последнее время предприятиям приходится работать в условиях введения многочисленных санкций, которые действуют с февраля 2022 г. Представляет интерес современное состояние динамики производства трикотажной продукции в этих условиях.

Трикотажные полотна


     Данные по производству трикотажных или вязаных полотен отечественными предприятиями в натуральном выражении в 1 квартале 2023 г. по сравнению с аналогичными периодами 2022 г. (после введения санкций) и 2021 г. (до введения санкций), в соответствии с классификатором ОКПД 2, приведены в табл. 1.

                                                                                                  

     Из данных табл. 1 следует, что в первом квартале 2023 г. производство трикотажных или вязаных полотен увеличилось в натуральном выражении на 13,6 % (9,5 млн м2), или на 34,3 % (2693,6 т) по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., и составило порядка 71 млн м2, или 10538,5 т. По сравнению с аналогичным периодом 2021 г. выпуск трикотажных или вязаных полотен увеличился на 13,5 % (1253,3 т). При этом производство ворсовых трикотажных или вязаных полотен возросло на 2,6 % (0,1 млн м2), или на 10,8 % (79,3 т) по сравнению с 2022 г., и составило 3,9 млн м2, или 813,9 т. Однако выпуск ворсовых полотен значительно, на 37,2 % (482,2 т) снизился по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В первом квартале 2023 г. существенно повысилось производство полотен трикотажных или вязаных прочих: на 16,3 % (9,4 млн м2), или на 36,8 % (2614,3 т) по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., и достигло 67,1 млн м2, или 9724,6 т. Также увеличился, на 21,7 % (1735,5 т), выпуск трикотажных или вязаных полотен прочих по отношению к 2021 году. Следует отметить, что первом квартале 2023 г. основную долю выпуска, 92,3 %, составляют полотна трикотажные или вязаные прочие. Доля выпуска полотен ворсовых трикотажных или вязаных небольшая и составляет 7,7 %. Трикотажные или вязаные полотна производятся отечественными компаниями и фирмами в различных федеральных округах. Доли выпуска таких полотен в натуральном выражении (млн м2) в федеральных округах в первом квартале 2023 г. представлены на рис. 1.
            

 


          В 1 квартале 2023 г. наибольший объём трикотажных или вязаных полотен – 77 % (54,9 млн м2) произведен в Центральном федеральном округе. Далее следует Северо-Кавказский федеральный округ, в котором выпущено порядка 19 % (порядка 13 млн м2) таких полотен. В Приволжском и Сибирском федеральных округах выпуск трикотажных или вязаных полотен небольшой и составляет 3 % (2,4 млн м2) и порядка 1 % (0,5 млн м2) соответственно. Отечественные компании производят различные виды трикотажных или вязаных полотен: интерлок, кулирную гладь, пике, футор, камуфляж и другие виды. Известными производителями различных видов трикотажных полотен являются компании: «Юникор», «Миртекс», «Баксан», Трикотажный комбинат «Парижская Коммуна», «Российская Текстильная Индустрия» и другие фирмы.


                                                Трикотажные изделия
      Данные, характеризующие производство трикотажных или вязаных изделий отечественными компаниями и фирмами в натуральном выражении в 1 квартале 2023 г., по сравнению с аналогичными периодами 2022 г. и 2021 г., в соответствии с классификатором ОКПД 2, приведены в табл. 2.



                                                                                    

      Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что в 1 квартале 2023 г. выпуск изделий трикотажных или вязаных в натуральном выражении составил 44,4 млн шт., или увеличился на 1,1 % (0,5 млн шт.), и на 4 % (1,7 млн шт.) по сравнению с аналогичными периодами 2022 и 2021 г. соответственно. При этом доля одежды верхней трикотажной или вязаной составляет 32,9 %, а белья нательного трикотажного или вязаного - 33,8 % от общероссийского выпуска изделий трикотажных или вязаных.
В 1 квартале 2023 г. одежды верхней трикотажной или вязаной произведено 14,6 млн шт., что на 3,5 % (0,5 млн шт.) больше по отношению к аналогичному периоду 2022 г., но на 2 % (0,3 млн шт.) меньше по отношению к такому периоду 2021 года. Наибольшая доля, 60,3 % (8,8 млн шт.), приходится на следующие виды одежды: костюмы, комплекты, жакеты, блейзеры, платья, юбки, юбки-брюки, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты, женские или для девочек трикотажные или вязаные. Объём производства такой одежды в 1 квартале 2023 г. повысился на 10 % (0,8 млн т) по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., но остался на уровне по отношению к такому периоду 2021 года. Далее по объёму производства с долей 19,8 % (2,9 млн шт.) следует одежда: джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные изделия трикотажные или вязаные. Выпуск таких видов одежды сохранился на уровне периода 2022 г., но увеличился на 16 % (0,4 млн шт.) по сравнению с периодом 2021 года. Несколько меньшую долю, 19,2 % (2,8 млн шт.), составляют костюмы, комплекты, пиджаки, блейзеры, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты, мужские или для мальчиков трикотажные или вязаные. Объём производства таких видов одежды снизился по отношению к периодам как 2022 г. - на 9,3 % (0,3 млн шт.), так и 2021 г. - на 20 % (0,7 млн шт.). Незначительная доля, 0,7 % (83 тыс. шт.) приходится на следующие виды одежды: пальто, куртки, плащи, плащи с капюшонами, анораки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек трикотажные или вязаные. Выпуск такой одежды увеличился на 2,3 % (1,9 тыс. шт.) по сравнению с периодом 2022 г., и значительно повысился, практически в 2,7 раз (на 51,8 тыс. шт.), по отношению к периоду 2021 года. Одежда верхняя трикотажная или вязаная производится отечественными компаниями и фирмами в различных федеральных округах. Доли выпуска верхней одежды трикотажной или вязаной в различных федеральных округах в 1 квартале 2023 г. представлены на рис. 2.



        

      В 1 квартале 2023 г. наибольший объём различных видов одежды верхней трикотажной или вязаной – порядка 69 % (10,06 млн шт.) произведен в Центральном федеральном округе. Далее следует Приволжский федеральный округ, в котором выпущено более 12 % (12,3 %, или 1,8 млн шт.) такой одежды. Доля выпуска верхней одежды в Южном округе составляет 8 % (1,2 млн шт.). В Сибирском и Северо-Кавказском округах такой одежды выпущено соответственно: порядка 5 % (0,7 млн шт.) и более 3 % (3,4 %, или 0,5 млн шт.). В Северо-Западном округе выпуск верхней одежды небольшой, 1,3 % (0,2 млн шт.). В федеральных округах прочих, включающих Уральский и Сибирский, произведено порядка 2 % одежды верхней трикотажной или вязаной.
Отечественные компании и фирмы производят широкий ассортимент бельевых трикотажных изделий. В 1 квартале 2023 г. белья нательного трикотажного или вязаного выпущено 15 млн шт., что на 5,1 % (на 0,8 млн шт.) меньше по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., но значительно больше, на 25 % (3 млн шт.), с периодом 2021 года. При этом такие виды бельевых трикотажных изделий, как футболки, майки и прочие нижние рубашки составляют порядка половины, 48,7 % (7,3 млн шт.) от выпуска белья нательного трикотажного или вязаного. В 1 квартале 2023 г. выпуск футболок, маек и прочих нижних рубашек увеличился на 4,3 % (0,3 млн шт.) по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., но существенно уменьшился, на 18,9 % (1,7 млн шт.), с периодом 2021 года. Бельевые трикотажные или вязаные изделия производятся отечественными компаниями и фирмами в различных федеральных округах. Доли выпуска белья нательного трикотажного или вязаного по округам в 1 квартале 2023 г. представлены на рис. 3.



      В 1 квартале 2023 г. более половины выпуска белья нательного трикотажного или вязаного, 54 % (8,1 млн шт.), произведено в Центральном федеральном округе. Далее следует Приволжский федеральный округ, в котором выпущено порядка 19 % (2,8 млн шт.) бельевых трикотажных или вязаных изделий. В Южном округе произведено 10 % (1,5 млн шт.) таких изделий. Доля выпуска белья нательного трикотажного или вязаного в Северо-Кавказском округе составляет порядка 7 % (1,0 млн шт.). В Северо-Западном и Уральском округах произведено соответственно: 4 % (0,6 млн шт.) и более 3 % (3,3 %, или 0,5 млн шт.) бельевых трикотажных или вязаных изделий. В Сибирском округе выпуск таких изделий составил более 2 % (2,6 %, или 0,4 млн шт.). В Дальневосточном произведено порядка 1 % (около 0,1 млн шт.) белья нательного трикотажного или вязаного. Известными производителями различных видов трикотажных изделий являются компании: Ульяновская трикотажная фабрика «Русь», Ишимбайская фабрика трикотажных изделий (ИФТИ), Трикотажная фабрика «Тамбовчанка», группа компаний «Апрель», Трикотажная фабрика «Радуга» и другие фирмы.
Таким образом, введение санкций практически не оказало существенного влияния на производство трикотажной продукции отечественными компаниями. В 1 квартале 2023 г. производство трикотажных или вязаных полотен увеличилось в натуральном выражении: на 13,6 % (9,5 млн м2), или на 34,3% (2693,6 тонн метрических) по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., и составило порядка 71 млн м2, или 10538,5 тонн метрических. По отношению к периоду 2021 г. выпуск трикотажных или вязаных полотен увеличился на 13,5 % (1253,3 тонн метрических). Одежды верхней трикотажной или вязаной произведено 14,6 млн шт., что на 3,5 % (0,5 млн шт.) больше по отношению к аналогичному периоду 2022 г., но на 2 % (0,3 млн шт.) меньше по отношению к периоду 2021 года. Белья нательного трикотажного или вязаного выпущено 15 млн шт., что на 5,1 % (0,8 млн шт.) меньше по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., но значительно больше, на 25 % (3 млн шт.), с периодом 2021 года.

Людмила Фомченкова  кандидат технических наук

Также в номере:

«Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», как они делили товарный знак, и что делать их контрагентам

Успешный бизнес в большинстве случаев строится на партнерстве: с детства мы знаем, что один в поле не воин, что веник можно по прутику переломать, а «без друзей меня чуть-чуть…» Но партнерство - это не только бизнес, это еще и отношения людей, единые цели и ценности. С течением времени люди меняются: меняется отношение к бизнесу, к жизни, к поиску контрагентов, к новым инструментам развития. И, к сожалению, часто это приводит к распаду компании, не всегда мирному. И одними из самых ценных и самых сложных для разделения активов становятся средства индивидуализации (то, по чему потребители и контрагенты отличали этот бизнес на рынке среди конкурентов): фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или товарные знаки. 
Читать далее »

Практика проектирования и запуска предприятий

Любой, кто хотя бы раз сталкивался со строительством, знает, насколько важно рассчитать, учесть все нюансы и мелочи, даже если вы заказываете дом или покупаете его, и можете четко сформулировать параметры и предпочтения планируемого объекта. А если говорить о проектировании предприятия – сложность и ответственность повышаются в разы. Насколько успешным и эффективным станет ваш проект, зависит от многих исходных данных, и самое разумное – доверить этот процесс профессионалам, у которых есть все необходимые знания и опыт.  
Читать далее »

Фират Дениз: «В наше время очень важно не только зарабатывать деньги самим, но и помогать зарабатывать другим»

Россия давно и успешно сотрудничает с Узбекистаном в сегменте текстильной и легкой промышленности, став крупнейшим потребителем узбекского текстиля. Особенно много поставляется на российский рынок пряжи, трикотажного полотна и готовых изделий. Соотношение качества и цены, а также большой опыт и надежность поставок - это именно то, что больше всего ценят российские компании. Одним из таких надежных партнеров является предприятие ZELAL TEKSTIL, крупнейший производитель трикотажного полотна в Узбекистане. На страницах нашего журнала уже были публикации об этом передовом предприятии, но сегодня мы поговорим непосредственно с основателем компании Фиратом Денизом.  
Читать далее »